Рынок
Рынок — совокупность социально-экономических отношений в сфере обмена, посредством которого осуществляется реализация товарной продукции и окончательно признается общественный характер заключенного в ней труда. Р. представляет собой систему взаимодействия продавцов и покупателей, производителей и потребителей опосредованно через куплю-продажу. Основными функциями Р. являются ценообразование и конкуренция (см. Рыночное равновесие, Конкуренции). К позитивным сторонам Р. можно отнести следующие черты: способствует эффективному распределению ресурсов, т. е. объективно формирует структуру производства; стимулирует научно-технический прогресс и таким образом способствует ресурсосбережению в обществе; направляет всю экономическую деятельность на удовлетворение потребностей человека и общества; работает на принципах саморегуляции и таким образом стихийно координирует действия людей в процессе экономической деятельности. Негативными последствиями Р. считаются прежде всего невозможность гарантировать решение таких социально-экономических проблем, как безработица, инфляция, экологическая безопасность, проблемы фундаментальной науки; распределение товаров и доходов по результатам конкуренции, что приводит к неравенству доходов, социальному неравенству, социальной напряженности; тенденция к концентрации производства и монополизации производства (см. Концентрация производства, Монополия); циклическое развитие рыночной экономики (см. Экономический цикл); игнорирование проблемы внешних, т. е. неоплаченных издержек, которое вынуждено брать на себя общество; невозможность рыночными методами решить региональные проблемы. Решение этих проблем должно брать на себя государство. Р. классифицируются в зависимости от выбранного критерия: так, с точки зрения организации различают организованный ( биржа) и неорганизованный; с точки зрения продукта — Р. конечного продукта (товарный) и Р. факторов производства (труда, капитала, природных ресурсов); с точки зрения характера — степени конкуренции — рассматривают четыре типа рыночных структур: совершенный Р., монополистическую конкуренцию, олигополию и монополию (см. Конкуренция, Олигополия, Монополия).
Выходные данные:
- Просмотров: 1604
- Комментариев: 0
- Опубликовано: 11.02.2011
- Версий: 5 , текущая: 5
- Статус: экспертная
- Рейтинг: 100.0
Автор:
Петрунин Юрий Юрьевич
- профессор; доктор философских наук
Ссылки отсюда
Категории:Детализирующие понятия:
Биржа; Деятельность; Доход; Издержки; Инфляция; Конкуренция; Монополия; Олигополия; Потребность; Прогресс; Производство; Рыночная экономика; Рыночное равновесие; Социальное неравенство; Товар; Факторы производства; Экологическая безопасность; Экономический цикл.
Ссылки сюда
Категории:
Информационное право; Металлургия; Строительные технологии; Технология нефтегазового производства; Технология потребительских товаров; Экономика; Экономическая теория;
Детализирующие понятия:Авиационная промышленность; Антимонопольное законодательство; Банковский процент; Внешняя среда предпринимательских структур; Временные ряды; Государственное регулирование и контроль в сфере предпринимательской деятельности; Гражданско-правовые средства регулирования обращения коммерчески значимой информации; Денежно-кредитная политика; Инвестиционный проект; Информационное благо; Информационное общество; Информация в предпринимательской деятельности: правовые основы; Коммерчески значимая информация; Конкуренция; Конкуренция (монополистическая деятельность); Маркетинг; Маркетинг в сфере культуры; Маркетинговые коммуникации; Массовая культура; Международная специализация; Международная торговля; Мировоззрение; Многоканальное финансирование культуры; Монополия; Монопсония; Общество потребления; Олигополия; Понятие энергетических рынков; Правовое регулирование конкуренции и монополии в предпринимательской деятельности; Предложение; Предмет и метод трудового права, его соотношение с другими отраслями права; Принятие решений в менеджменте; Природные ресурсы; Равновесие (equilibrium) экономическое; Равновесная цена; Рынок банковских услуг; Рыночная экономика; Рыночное равновесие; Собственность; Спрос; Теория потребительского поведения; Товар; Товарная политика; Управление сбытовой деятельностью; Условие о конфиденциальности при выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; Фирма; Франчайзинг; Цель в менеджменте; Ценообразование на рынке туристских услуг; Экономические школы; Экстерналии (внешние эффекты); Этапы развития предпринимательства в России.