Зарегистрироваться

Рынок

Категории Экономическая теория | Под редакцией сообщества: Экономика

Эта версия статьи от 29 Декабрь 2010 11:01, редактировал Петрунин Юрий Юрьевич
Список всех версий Перейти к списку версий
Перейти к последней версии

Рынок — совокупность социально-экономических отношений в сфере обмена, посредством которого осуществляется реализация товарной продукции и окончательно признается общественный характер заключенного в ней труда. Р. представляет собой систему взаимодействия продавцов и покупателей, производителей и потребителей опосредованно через куплю-продажу. Основными функциями Р. являются ценообразование и конкуренция (см. Рыночное равновесие, Конкуренции). К позитивным сторонам Р. можно отнести следующие черты: способствует эффективному распределению ресурсов, т. е. объективно формирует структуру производства; стимулирует научно-технический прогресс и таким образом способствует ресурсосбережению в обществе; направляет всю экономическую деятельность на удовлетворение потребностей человека и общества; работает на принципах саморегуляции и таким образом стихийно координирует действия людей в процессе экономической деятельности. Негативными последствиями Р. считаются прежде всего невозможность гарантировать решение таких социально-экономических проблем, как безработица, инфляция, экологическая безопасность, проблемы фундаментальной науки; распределение товаров и доходов по результатам конкуренции, что приводит к неравенству доходов, социальному неравенству, социальной напряженности; тенденция к концентрации производства и монополизации производства (см. Концентрация производства, Монополия); циклическое развитие рыночной экономики (см. Экономический цикл); игнорирование проблемы внешних, т. е. неоплаченных издержек, которое вынуждено брать на себя общество; невозможность рыночными методами решить региональные проблемы. Решение этих проблем должно брать на себя государство. Р. классифицируются в зависимости от выбранного критерия: так, с точки зрения организации различают организованный ( биржа) и неорганизованный; с точки зрения продукта — Р. конечного продукта (товарный) и Р. факторов производства (труда, капитала, природных ресурсов); с точки зрения характера — степени конкуренции — рассматривают четыре типа рыночных структур: совершенный Р., монополистическую конкуренцию, олигополию и монополию (см. Конкуренция, Олигополия, Монополия).

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.