Спрос
Спрос — рыночное выражение потребности, представляющее собой желание и способность людей приобретать экономические блага. С количественной точки зрения, говорят о величине С. Закон С. отражает обратную зависимость между ценой и количеством спрашиваемого блага, т. е. при увеличении рыночной цены товара происходит сокращение количества покупателей, желающих и способных приобретать данный товар по новой цене. Максимальная цена, на которую покупатель готов согласиться при покупке товара, называется ценой С. Изменение цены приводит к изменению величины С. Однако на С. влияют также неценовые факторы, их называют неценовыми детерминантами С: вкусы и предпочтения покупателей, число потребителей данного товара, денежные доходы населения, цены на сопряженные товары, потребительские ожидания, налоги, внешние условия. Американский экономист X. Лейбенстайн делит потребительский С. на две большие группы: функциональный и нефункциональный.
Величина С. — максимальное количество блага, которое покупатель готов приобрести за определенную цену. Взаимосвязь между ценой и С. характеризуется законом С. в соответствии с которым величина С. уменьшается по мере роста цены и увеличивается по мере снижения ее. Исключение составляют лишь товары низкого качества, так как если цена увеличилась в связи с улучшением качества, то это может привести к увеличению С.
С. нефункциональный — та часть С, которая обусловлена такими факторами, которые непосредственно не связаны с присущими благу качествами. В нем могут быть выделены социальный, спекулятивный и нерациональный факторы.
Социальный С. связан с отношением покупателей к товару. Одни стремятся выдержать общий стиль и покупают то, что приобретают те, на кого они равняются, — эффект присоединения к большинству. Другие стремятся достичь исключительности, а не плыть по течению — эффект сноба (покупатель-сноб ни за что не купит то, что покупают все). Наконец, третьи достигли такого уровня жизни, важной стороной которого становится демонстративное, престижное потребление, г-эффект Веблена («Теория праздного класса»). Спекулятивный С. возникает в обществе с высокими инфляционными ожиданиями, когда опасность повышения цен в будущем стимулирует дополнительное потребление (покупку) товаров в настоящем. Нерациональный С. — это незапланированный С., возникающий под влиянием сиюминутного желания, внезапного изменения настроения, прихоти или каприза, С., который нарушает предпосылку о рациональном поведении потребителя. Многие люди в большей или меньшей степени подвержены вспышкам нерационального С. и часто совершают покупки, о которых нередко жалеют в дальнейшем. Изучению этих аспектов посвящена теория мотивации поведения.
С. функциональный — такая часть С, которая обусловлена потребительскими свойствами самого экономического блага.
Эластичность С. перекрестная — показатель интенсивности реакции С. на данный товар в ответ на изменение цены связанного с ним товара (в процентном отношении). Поскольку количество блага, которое готовы приобрести покупатели, зависит не только от цены данного блага, но и от цен на связанные по потребностям товары, то закономерно возникает вопрос об измерении интенсивности зависимости С. на данное благо от изменения цены на другое благо.
Выделяются три вида связи между благами (по отношению к удовлетворению потребностей): нейтральность, заменяемость и дополняемость. В случае отношения заменяемости между двумя благами повышение цены на одно из них вызывает увеличение С. на другое, зависимость здесь будет прямой, что выражается в положительном значении коэффициента перекрестной эластичности (например, различные марки автомобилей). Этот показатель часто используют при определении степени монополизации отрасли. Положительное значение этого коэффициента говорит о том, что у производителя этого товара есть конкуренты. Он часто используется при проведении антимонопольной политики. Повышение цены на взаимодополняющее благо действует в направлении снижения С. на данный товар, что свидетельствует об обратной зависимости и выражается в отрицательном значении коэффициента перекрестной эластичности С. (например, автомобили и бензин). Эластичность С. по доходу — отношение процентного изменения количества спрашиваемой продукции к процентному изменению дохода показывает, на сколько процентов изменится С. на товар, если доход потребителя изменится на 1 %. Помимо эластичности С. по цене существенное значение для объяснения изменения С. и интенсивности его колебаний на рынке имеет показатель эластичности С. по доходу. В своей массе товары эластичны по отношению к доходу, и прежде всего предметы роскоши (для них эластичность С. по доходу больше 1; так, бензин имеет эластичность С. по доходу 1,1; вино 1,4; товары длительного пользования 1,8). Нейтральные, или нормальные, блага представлены стандартным набором потребляемых благ и имеют эластичность С. по доходу, равную 1. Предметы первой необходимости неэластичны, поскольку их будут покупать независимо от изменения доходов (так, кофе имеет близкую к нулю эластичность С. по доходу, птица 0,3; сыр 0,4; говядина 0,5; сигареты 0,8). Малоценные блага, такие как макароны, недиетические продукты, имеют эластичность С. по доходу меньше нуля, т. е. С. на эти товары падает по мере увеличения доходов (так, цельное молоко 0,5; свинина 0,2; картофель 0,2). Необходимо помнить, что в различных странах показатели эластичности С. существенно различаются, многое зависит от уровня доходов и потребления, культурных и исторических традиций и т. д. В нашей стране были проведены подобные исследования за 1961—1985 гг., которые выявили, что мука, хлеб, хлебобулочные изделия имели коэффициенты эластичности С. по доходу 0,479; радиотовары 1,912; одежда, белье 1,004. Известно, что каждые 20—30 лет доход страны увеличивается примерно в два раза, соответственно изменяется потребление, а значит, и потребность в производстве тех или иных благ. Установлено, что в развитых странах по мере увеличения доходов возрастает потребность в услугах, а в развивающихся странах — в товарах длительного пользования. Отсюда очевидно, что доход воздействует на С, определяется эта зависимость с помощью показателя эластичности С. по доходу.
Эластичность С. по цене — показатель интенсивности реакции величины С. в ответ на изменение цены (в процентном выражении). Коэффициент эластичности С. по цене — величина всегда отрицательная, поэтому его рассматривают по модулю. Если эластичность С. по цене больше единицы, то говорят, что товар эластичен, если изменение цены сопровождается относительно небольшим изменением С., мы имеем дело с неэластичным товаром. Согласно исследованиям американской торговой комиссии, эластичность С. по цене на некоторые товары следующая: картофель 0,3; сахар 0,3; сигареты 0,5; одежда 0,6; пиво 1; автомобили 2,1; мебель 1,2. Очевидно, что С. на неэластичные товары в меньшей степени зависит от изменения рыночной цены, т. е. люди будут продолжать покупать эти товары, даже если цена на них повысится. Основным фактором эластичности С. по цене является заменяемость товара (наличие и степень близости товаров-заменителей, удельный вес расходов на данный товар в бюджете потребителя, степень значимости и необходимости товара, период времени для принятия решения о его приобретении).
Выходные данные:
- Просмотров: 1677
- Комментариев: 0
- Опубликовано: 11.02.2011
- Версий: 7 , текущая: 7
- Статус: экспертная
- Рейтинг: 100.0
Автор:
Петрунин Юрий Юрьевич
- профессор; доктор философских наук
Ссылки отсюда
Детализирующие понятия:
Бюджет; Доход; Налоги; Потребность; Производство; Рынок; Товар.
Ссылки сюда
Категории:
Арт-рынок; Маркетинг; Металлургия; Рекреация и туризм; Технология лесозаготовок и деревообработки; Технология нефтегазового производства; Технология потребительских товаров; Финансы, денежное обращение и кредит; Экономика;
Детализирующие понятия:Акционерная компания; Банковский процент; Запасы; Земельный кадастр; Инфляция; Инфляция; Коммерчески значимая информация; Конкуренция; Кредит; Маркетинг; Маркетинг в сфере туризма; Общество потребления; Олигополия; Оплата труда; Перекрестная выборка; Правовое регулирование конкуренции и монополии в предпринимательской деятельности; Производство серной кислоты; Профессия и занятие; Равновесие (equilibrium) экономическое; Равновесная цена; Рынок труда; Рыночная экономика; Рыночное равновесие; Собственность; Теория потребительского поведения; Туристская услуга; Управление сбытовой деятельностью; Фондовая биржа; Химическое и нефтяное машиностроение; Химическое и нефтяное машиностроение; Ценные бумаги; Ценовая политика; Ценообразование на рынке туристских услуг; Человеческие ресурсы; Экономические школы; Экономический кризис; Экономический цикл; Экономическое поведение.