Фирма
Фирма (ит. firma — предприятие) — экономическая единица, основной субъект хозяйственных отношений; организационно-правовая форма предпринимательской деятельности граждан (физических лиц) и организаций (юридических лиц).
Предпринимательские фирмы могут различаться между собой по качественным и количественным параметрам, а также выступать в различных организационно-правовых формах (см. Предпринимательство). К качественным критериям можно отнести тип собственности, на котором базируется деятельность фирмы, характер и содержание ее деятельности, объем и ассортимент выпускаемой продукции, способ вхождения в различные межфирменные объединения, способы и методы реализации конкурентной стратегии (см. Маркетинг) и т. д. К количественным параметрам классификации фирмы относят численность работников и годовой оборот капитала. Как правило, количественные параметры разграничения предпринимательских фирм обусловлены качественными характеристиками. Наибольший интерес для экономической науки представляет изучение фирм как производственного предприятия, определяющего предложение товаров на рынке. В этой связи можно выделить следующие характерные черты фирмы в рыночной экономике:
• самостоятельно принимает решения;
• стремится к максимизации прибыли;
• использует различные виды ресурсов для производства товаров;
• способствует эффективному использованию ресурсов, поскольку стремится к минимизации собственных издержек;
• определяет предложение товаров на рынке при реализации своей продукции другим фирм, потребителям и государству;
• является источником формирования доходов в обществе, так как оплачивает привлекаемые и используемые в процессе производства ресурсы их собственникам;
• является источником поступлений доходов в государственный бюджет, так как выступает одним из основных объектов налогообложения;
• способствует развитию новаторства, поскольку в процессе производственной деятельности рождается творческий подход к решению производственных и организационных проблем;
• является самостоятельной управленческой структурой, которая охватывает не только организационные моменты, но и вопросы, связанные с управлением трудом (см. Менеджмент).
Изучение деятельности фирмы необходимо для:
• анализа текущего состояния дел фирмы;
• прогнозирования поведения фирмы в условиях изменяющейся рыночной конъюнктуры;
• разработки рекомендаций фирме с целью принятия оптимальных решений;
• определения наилучших способов использования ограниченных ресурсов.
Если считать, что любая фирма в своей стратегии ориентируется на получение максимальной прибыли, то очевидно, что она должна использовать такой производственный процесс, при котором один и тот же объем готовой продукции обеспечивается наименьшими затратами на вводимые факторы производства, т. е. самый эффективный. Исходя из этого можно сказать, что основной функцией фирмы в рыночной экономике являются привлечение, соединение и эффективное использование ресурсов для производства и предложения товаров, удовлетворяющих общественные потребности, на рынок.
Выходные данные:
- Просмотров: 2086
- Комментариев: 0
- Опубликовано: 16.02.2011
- Версий: 6 , текущая: 6
- Статус: экспертная
- Рейтинг: 100.0
Автор:
Петрунин Юрий Юрьевич
- профессор; доктор философских наук
Ссылки отсюда
Категории:Детализирующие понятия:
Издержки; Маркетинг; Менеджмент; Потребность; Предпринимательство; Рынок; Рыночная экономика; Собственность; Товар; Факторы производства.
Ссылки сюда
Категории:
Арт-рынок; Логистика; Маркетинг; Транспортная техника; Химическая технология; Экономика; Экономика предпринимательства; Экономическая теория;
Детализирующие понятия:14 принципов Деминга для управляющего; Альтернативная стоимость; Антимонопольное законодательство; Бизнес-модель предпринимательской деятельности; Бизнес-хистори; Внешняя среда предпринимательских структур; Диверсификация; Доход; Импортозамещение; Инвестиции; Инвестиционный проект; История решения проблемы передачи электроэнергии на дальние расстояния; Корпоративное регулирование отношений в сфере обращения коммерчески значимой информации; Корпорация; Кредит; Лизинг; Ликвидность; Лоббизм; Маркетинг; Менеджмент; Монополия; Налоги; Налоговая политика; Олигополия; Организационная структура предприятия; Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности в России; Правовое регулирование конкуренции и монополии в предпринимательской деятельности; Предпринимательство; Прибыль; Принятие решений в менеджменте; Рентабельность; Рыночная экономика; Собственность; Социально-трудовые отношения; Технический прогресс в теплоэнергетике; Условие о конфиденциальности при выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; Цель в менеджменте; Ценовая политика; Человеческий капитал; Экономическое поведение; Экстерналии (внешние эффекты); Электронная промышленность.