Институт социальный
Институт социальный — относительно устойчивые и долговременные формы социальной практики, которые санкционируются и поддерживаются с помощью социальных норм и посредством которых организуется общественная жизнь и обеспечивается устойчивость социальных отношений. Э.Дюркгейм называл социальные институты «фабриками воспроизводства общественных отношений».
И. с. организуют человеческую деятельность в определенную, систему ролей и статусов, устанавливая образцы поведения людей в различных сферах общественной жизни. Например, такой И. с, как школа, включает роли учителя и ученика, а семья — роли родителей и детей. Между ними складываются определенные ролевые отношения. Эти отношения регулируются набором специфических норм и предписаний. Некоторые наиболее важные нормы закрепляются законодательно, другие поддерживаются традициями, обычаями, общественным мнением. Любой И. с. включает в себя систему санкций — от правовых до морально-этических, которые обеспечивают соблюдение соответствующих ценностей и норм, воспроизводство соответствующих ролевых отношений. Таким образом, И. с. упорядочивают, координируют множество индивидуальных действий людей, придают им организованный и предсказуемый характер, обеспечивают стандартное поведение людей в социально типичных ситуациях.
Когда та или иная деятельность людей упорядочивается описанным образом, говорят о ее институциализации. Таким образом, институциализация — это превращение спонтанного поведения людей в организованное («борьбы без правил» в «игру по правилам»). Институциализируются практически все сферы и формы общественных отношений, даже конфликты. Однако в любом обществе существует определенная доля поведения, не подчиняющегося институциональному регулированию. Обычно выделяют пять основных комплексов И. с. Это институты родства, связанные с браком, семьей и социализацией детей и молодежи; институты политические, связанные с отношениями власти и доступа к ней; экономические институты и институты стратификации, определяющие распределение членов общества по различным статусным позициям; институты культуры, связанные с религиозной, научной и художественной деятельностью. Исторически институциональная система изменялась от институтов, основанных на отношениях кровного родства и аскриптивных признаках, характерных для традиционного общества, к институтам, основанным на формальных отношениях и достижительских статусах.
В наше время важнейшими становятся институты образования и науки, обеспечивающие высокие социальные статусы. Р.Мертон ввел в социологию различение между явными и латентными (скрытыми) функциями И. с. Явные функции института заявлены, официально признаны и контролируются обществом. Латентные функции — это «не свои» функции, которые выполняются институтом скрытно или непреднамеренно (когда, например, система образования выполняет не свойственные ей функции политической социализации). Когда расхождение явных и латентных функций велико, возникает двойной стандарт социальных отношений, что угрожает стабильности общества. Еще более опасна ситуация, когда наряду с официальной институциональной системой формируются так называемые «теневые» институты, которые берут на себя функцию регуляции важнейших общественных отношений (например, криминальные структуры в современной России).
Любые общественные трансформации осуществляются через изменение институциональной системы общества, формирование новых «правил игры». Прежде всего, изменению подвергаются те И. с, которые определяют социальный тип общества (институты собственности, институты власти, институты образования).
Выходные данные:
- Просмотров: 1208
- Комментариев: 0
- Опубликовано: 28.02.2011
- Версий: 5 , текущая: 5
- Статус: экспертная
- Рейтинг: 100.0
Автор:
Петрунин Юрий Юрьевич
- профессор; доктор философских наук
Ссылки отсюда
Категории:Детализирующие понятия:
Конфликт социальный; Норма социальная; Роль; Роль социальная; Социальный статус.
Ссылки сюда
Детализирующие понятия: