Зарегистрироваться

История

Категории История | Под редакцией сообщества: История

История - 1) в самом общем смысле означает всякий процесс развития природы и человечества; 2) как наука (историческая наука) изучает во всей конкретности и многообразии существование отдельных индивидов в прошлом, а также социальных общностей людей и результатов их деятельности (равно как и взаимодействия) в хронологическом развитии.

Историческая наука является неотъемлемой частью общественного познания в целом. Слово «история» в качестве синонима словосочетанию «историческая наука» употребляется не только в смысле уже известного знания о совокупности фактов прошлого, но и обозначает предмет этого знания. Объектом познания исторической науки является всё многообразие явлений общественной жизни человечества на всём протяжении его бытия во времени как в целом, так и в частности. В сферу изучения истории включена экономическая, социально-политическая, духовная жизнь общества. Учитывая, что субъектом истории является человек, а именно – отдельные индивиды, коллективы и сообщества, задача исторического познания заключается в выяснении генетической связи всех общественных явлений, происходивших в истории, установлении закономерностей исторического процесса. Чтобы выполнить свою задачу историки стремятся собрать максимально полный фактический материал о событиях, явлениях и процессах минувшей исторической реальности; осуществляют систематизацию и обобщение фактов, рассматривают их во взаимосвязях друг с другом. Но как наука история не ограничивается простым повествованием о событиях, она также пытается понять и объяснить пройденный человечеством путь. Люди с помощью истории стремятся постичь смысл происходящих, пусть даже уже канувших в прошлое, перемен и потрясений в их собственной жизни и жизни социума для того, чтобы лучше ориентироваться в окружающем мире.

По сути, история есть не что иное, как форма познания изменчивого, временного, преходящего. К особенностям истории как науки можно отнести следующее:

  1. поскольку объект исторического познания, принадлежа к прошлому, не существует в настоящем в виде реального бытия, то историк изучает его опосредованно, посредством исторических источников - вещественных, письменных, устных, визуальных;
  2. познающий историю субъект неизбежно включён в познаваемую им общественную среду, являющуюся прямым порождением исторического прошлого;
  3. приходится принимать во внимание качественную незавершённость процесса развития истории. 

 

 

Становление и развитие исторической науки

Первоначально исторические представления, которые появились как попытки осмыслить антропо- и этногенез, бытовали и передавались в виде устных преданий. Они были тесно переплетены с религиозными учениями о мироздании, поскольку в устной культуре дописьменного общества практически отсутствовала разница между мифом и историей. Главной особенностью мифологических, сакральных образов исторического времени было положение о циклической картине развития мира, мысль о постоянной повторяемости явлений. В дальнейшем возникают эпические сказания, рассказывающие о наиболее значительных событиях в истории рода, племени, народа, ранних государств. Изобретение письменности стало крупнейшей вехой в развитии исторических знаний, поскольку появилась возможность сохранять в фиксированном виде для последующих поколений более или менее достоверные свидетельства современников об исторических событиях и их отношении к ним. Примерно во 2-ой половине 2-го тыс. до н.э. наряду с воззрениями о цикличности и повторяемости истории рождаются идеи об однонаправленном линейном, т.е. необратимом развитии жизни и общества.

В античную эпоху (5 в. до н.э. – 5 в. н.э.) начинают складываться предпосылки для вычленения истории из единой познавательной системы социума и превращения её в самостоятельную отрасль знания. Тогда же создаются первичные письменные исторические сочинения. При переходе от Античности к Средневековью (3-5 вв.) формируется и впоследствии утверждается в качестве господствующей на протяжении всех средних веков религиозная христианская парадигма исторического развития. В ней была отринута распространённая в античности циклическая схема, возобладал догмат о провиденциальной обусловленности направления развития истории как единого, глобального линейного процесса, основных его этапов, цели, смысла и значения каждого из них. Центральным пунктом тут был тезис о телеологичности времени – его строгой ориентированности от прошлого к будущему, от акта первотворения к концу мира, предопределяемых Божественным провидением.

Вплоть до начала Нового времени (рубеж 16-17 вв.) история носила описательный, эмпирический характер. Непосредственным объектом её внимания были внешние события человеческой истории в хронологической последовательности, изучение отдельных, частных сторон исторического процесса. В Новое время историки всё больше пытаются в своих трудах объяснять причинно-следственные связи различных общественно-политических явлений. В конечном итоге это предопределило складывание исторической науки в качестве отдельной области знания. В странах Западной Европы и России это произошло в 18-19 вв. Именно тогда историческая наука приступила к вычленению элементов, связей, рассмотрению эволюции структуры человеческого общества, механизма исторического процесса, стали формироваться национальные и научные историографические школы. Одновременно в исторической науке возникают различные научные направления и концепции, обусловленные доминированием тех или иных мировоззренческих и историософских идей, различием в методологических подходах.

Преобладающими во 2-ой половине 19–20 вв. стали две парадигмы исторической науки: формационно-стадиальная (марксистская) и цивилизационная. Формационно-стадиальная теория исходит из того, что история человечества есть единый процесс прогрессивного развития, проходящего через определённые стадии. Переход от одной крупной стадии, называемой общественно-экономической формацией, происходит в силу смены общественно-экономического уклада, который определяется способом производства материальных и духовных благ, влияющим на организацию социума и политических институтов. Цивилизационный принцип объяснения исторического процесса пытается выявить некую базовую модель культурной динамики локальных цивилизаций, под которыми понимают большие, исторически сложившиеся общности людей, занимающих определённую территорию и имеющих присущие им особенности социально-экономического и культурного развития. Историки, основывающие свои исследования на цивилизационном подходе, уподобляют историю цивилизации с процессом развития живого организма, последовательно проходящим через несколько фаз роста и упадка.

На рубеже 20-21 вв. в исторической науке происходят сложные, неоднозначные и порой противоречивые процессы. С одной стороны, история сближается с другими гуманитарными, социальными и, отчасти, с естественными науками, в чём проявляется её интегральный характер. Осуществляется активное восприятие методов, разработанных иными науками. Вместе с тем продолжается дальнейшая дифференциация исследовательских направлений внутри самой исторической науки. В этом некоторые специалисты усматривают угрозу расщепления исторической науки на отдельные подотрасли других наук. Во многом это обусловлено современными тенденциями развития общественного сознания, увлечённом доктринами постмодернизма с его безграничным релятивизмом, признанием совместного существования собственно научного и паранаучного знания, стиранием граней между подлинным исследованием и различными, как правило, «сенсационными» открытиями, которые обнародуются людьми, не обладающими профессиональной подготовкой и знаниями.

Если первоначально написанием исторических трудов занимались отдельные авторы, которые трудились независимо друг от друга, то в дальнейшем, по мере превращения истории в настоящую науку, работа историков начинает приобретать характер коллективного творчества. Издавна центрами изучения истории являлись университеты, где её преподавание всегда было важной компонентой комплекса гуманитарных наук. В Новое время в разных странах стали образовываться исторические общества, комиссии и иные ассоциации, члены которых обменивались информацией о результатах исследований, занимались сбором и публикацией исторических документов. В 20 в. дополнительно возникли специализированные исследовательские структуры, объединяющие значительные группы (коллективы) специалистов, занятых целенаправленным изучением различных исторических проблем: академии наук, исторические институты и т.п. В настоящее время осуществляется объединение усилий и координация деятельности историков на международном уровне посредством Международного комитета исторических наук (МКИН), различных фондов и др. организаций. Система архивов и исторических музеев вносят существенный вклад в накопление, хранение и обработку исторических памятников. Важную роль играют периодические исторические издания, которые способствуют обнародованию плодов изысканий историков, популяризируют исторические знания. 

Различия в методологических подходах, наряду с особенностями творческих индивидуальностей исследователей, приводят к разнообразию трактовок исторических сюжетов, складыванию научных школ, возникновению конкурирующих концепций, создают основу для научных дискуссий.

Функции исторической науки

Будучи комплексной сферой научного познания общественного развития, история, как любая другая наука, в первую очередь выполняет познавательную (онтологически-познавательную) функцию. Историческая наука даёт возможность установить связи и взаимовлияния между явлениями, выявить тенденции изменений в обществе, прояснить место человека или отдельных сообществ людей в перманентно меняющейся картине бытия, показать органичное единство прошлого, настоящего и будущего, предлагает обществу суждения и выводы, которые должны помочь избежать повторения совершённых в прошлом ошибок (так называемые, «уроки истории»). Одновременно историк, подобно любому другому человеку, занятому интеллектуальным трудом, занимается своими исследованиями не только ради достижения конкретной практической цели, но также удовлетворяет собственный познавательный интерес.

Следующая выполняемая историей функция – коммуникативная. Историки не просто накапливают некий объём информации, но и перерабатывают её для актуального использования в настоящем и будущем. Близка по своим задачам к коммуникативной ещё одна функция истории – сохранение социальной памяти. Историческая наука транслирует знания о прошлом новым поколениям человечества, формирует представления о связи времён, о различных аспектах социальной практики. Наряду с языком, обычаями и традициями, а также культурой и религией история служит одним из главных средств репрезентации собственной идентификации для целых народов и отдельных людей, способствует интеграции общества, создаёт представление об общей исторической судьбе. С этим прямо связаны фиксация в памяти людей важнейших событий в жизни общества, выработка идеологии государств, политических воззрений и доктрин, программ общественных движений. Историческая наука формирует историческое сознание, т.е. совокупность представлений о своём личностном прошлом и прошлом всего человечества.

Важнейшее место занимает образовательная функция. Она заключается в разъяснении историками обществу сути познанных ими явлений, исторических путей, пройденных народами и государствами, причин былых успехов и неудач.

Близка к образовательной также воспитательная функция, посредством которой осуществляется социализация отдельных личностей и подрастающих поколений. История является действенным средством в воспитании патриотических чувств. Историческая наука востребована обществом и властью в качестве одного из эффективных инструментов для разъяснения социальных и политических проблем, для поиска способов их разрешения.

Общество признаёт также прогностическую функцию исторической науки, поскольку она анализирует прошлое человечества во всей конкретности и многообразии ради лучшего понимания настоящего состояния общества и определения перспектив будущего развития. Некоторые учёные говорят также об эстетической функции исторической науки, которую они трактуют как основу и мотив для синтеза теоретического и эстетического освоения мира.

Структура исторической науки

Колоссальный объём фактического материала, всеобъемлющий характер изучения истории как единого процесса с охватом всех эпох и аспектов прошлого человечества предопределяют дифференциацию исторической науки на отдельные части и элементы.

По пространственно-географическому признаку историю принято разделять на отечественную (т.е. собственной страны) и всеобщую (т.е. зарубежных стран и народов). В свою очередь всеобщую историю подразделяют на национальную (иными словами, этническую) и региональную. Первая изучает историю отдельных стран и народов. Вторая объединяет истории связанных общими чертами культурно-исторического развития различных стран и народов. Сложность изучения региональной истории заключается в том, что понятие «исторический регион» достаточно условно, оно не совпадает по своим территориальным рамкам с устойчивым понятием «географический регион». К национальной истории примыкает краеведение (местная, локальная истории) – комплексная дисциплина, где ведущую роль наряду с историей играет география.

Хронологически развитие всемирной истории сегодня обычно представляют по следующей схеме: от первобытного общества через восточные деспотии Древнего мира, а также античные Грецию и Рим к Средневековью, Новому и Новейшему времени. Нередко вычленяют ещё период современной (текущей) истории, условно обозначающий совокупность явлений и процессов, свидетелями которых являются живущие в настоящее время люди (в среднем – три поколения).

Одним из вариантов глобальной периодизации истории является широко распространившееся во 2-ой половине 20-го в. теоретические построения о переходе от общества, потребляющего продукты природы, к обществу производящему, которое, в свою очередь, прошло в своём развитии как минимум две фазы – аграрную (другое именование - традиционную) и индустриальную. Впоследствии индустриальная фаза переходит в постиндустриальную, которую нередко сейчас называют информационным обществом.

Также в исторической науке есть дифференциация по профилю и проблематике исследований. Многие из разделов исторической науки выделились в обособленные научные специальности и самостоятельные научные или учебные дисциплины, имеющие специфические особенности и задачи. Некоторые из них ориентированы на изучение конкретных проявлений человеческой деятельности: военная история, экономическая история, история культуры, религии, естествознания и техники, история повседневности, гендерная и пр. Другие сосредоточены на рассмотрении отдельных периодов истории человеческого общества (история первобытного общества, антиковедение, медиевистика и т.п.) или истории отдельных территорий и народов (славяноведение, африканистика, синология, индология, американистика и т.д.).

Усложнение решаемых историей задач, многообразие аспектов и используемых познавательных средств, привело к внутренней специализации исторического знания. Из состава исторической науки выделились источниковедение, вспомогательные и специальные исторические дисциплины, историография.

Источниковедение – это отрасль исторической науки, разрабатывающая теоретические положения о сущности, закономерностях происхождения и эволюции исторических источников, а также приёмы их выявления, изучения и использования в работе историка.

Вспомогательные и специальные исторические дисциплины(археография, геральдика, палеография, сфрагистика, нумизматика, фалеристика и т.д.)изучают определённые виды или отдельные стороны формы и содержания исторических источников.

Историография как раздел исторической науки занимается изучением её собственной истории: накопление исторических знаний, истолкование исторических явлений, смена методологических направлений в исторической науке и т.д.

Неотъемлемыми частями исторической науки, но занимающими в ней самостоятельное место, являются две науки – археология и этнология (этнография). Их особый статус обусловлен собственной предметной областью и специфическими методами и методиками исследования. 

Археология изучает историческое прошлое человечества по вещественным (материальным) памятникам. На завершающем этапе своей работы археолог, при интерпретации результатов раскопок, выступает как историк, используя для итоговых выводов данные не только вещественных, но и других типов источников (прежде всего письменные источники).

Этнография объектом своего изучения имеет отдельные народы (этносы), а также другие типы этнических (этнографических) общностей. Предметом этнологических исследований являются происхождение (этногенез) и расселение, культурно-исторические взаимоотношения; характерные черты традиционной повседневной (бытовой) культуры народов. Последние, вместе с языком, образуют специфический этнический облик того или иного народа.

И археология, и этнография помогают восстановить в какой-то мере историю таких эпох или явлений, которые не нашли отражения в письменных и изобразительных источниках или устной информации. В первую очередь это касается древнейших этапов истории человечества, когда письменность ещё не существовала, или народов, у которых письменности не было в более поздние времена. Большой интерес представляет применяемый упомянутыми науками метод реконструкции посредством использования различных древних орудий труда или предметов; воссоздание обрядовых, ритуальных и иных действий.

Кроме того, составными компонентами исторической науки являются теория и методология истории.

Теория истории представляет собой область общих представлений об истории в целом или об отдельных исторических явлениях и процессах. В теории рассматриваются общие проблемы изучения истории как реальности (онтология) и истории как познания (гносеология).

Методология истории выступает как раздел исторической науки о методах познания. Она «является теоретическим выражением практики конкретно-исторического исследования в виде методов, принципов, научных исторических понятий и т.д. Обобщая практику исследовательской работы историка, методология даёт возможность осмысленно относиться к познанию, вырабатывать и сознательно применять приёмы, процедуры, способы, теоретические принципы анализа общих и частных конкретно-исторических проблем»[1]. Методология истории находится в тесной связи с развитием исследовательских методик, которые, хотя и служат конкретным инструментарием специалиста, оказывают определённое воздействие на формирование методологической базы истории как науки.

Методология и теория исторической науки определяют понимание самим историком характера, факторов и направленности исторического процесса.

Исторические дисциплины, несмотря на кажущуюся независимость друг от друга, органически связаны между собой и образуют единую систему исторической науки. Опираясь на общие принципы, только в своей совокупности они способны дать действительно научное представление о прошлом в целом и решить в диалектическом единстве главную задачу – познать минувшие страницы истории человеческого общества с целью лучшего понимания его настоящего и перспектив дальнейшего развития.

 

Методы исторических исследований и взаимосвязи истории с другими науками

Цели и задачи исторической науки диктуют основные приёмы работы историка, выбор методов для осуществления конкретного исторического исследования.

Наиболее фундаментальным научным методом, сопряжённым со способностью мыслить категориями времени,места и причинности является принцип историзма. Принцип историзма обязывает рассматривать факты, явления, события без каких-либо изъятий в их генезисе и развитии, непрерывной связи с конкретными историческими условиями, выявлять и фиксировать качественные изменения в структуре объекта при переходе от одного исторического состояния к другому. На основе принципа историзма история рассматривается как непрерывный процесс развития, причём подчёркивается своеобразие сущностных характеристик отдельных исторических эпох.

Широко применяется системный подход, когда на историю общества смотрят как на цельную систему, в которой необходимо проанализировать её структуру, выявить составляющие элементов всех уровней, установить функции как системы в целом, так и отдельных её компонентов, а также внешние условия, в которых формируется и развивается система.

Проблемно-хронологический метод предполагает «расчленение» широкой темы исследования на ряд более узких проблем, каждая из которых рассматривается в хронологической последовательности.

Сравнительно-исторический метод позволяет выявить тенденции исторического процесса, формирует научную базу его периодизации, указывает на общее и особенное в истории, позволяет за внешними, явственными чертами явлений увидеть их глубинную сущность.

Перечисленными выше методами далеко не исчерпывается методический арсенал исторической науки. Тем более что, хотя корректно выбранный метод исследования позволяет более или менее точно описать и объяснить отдельные стороны исторического процесса, даёт ключ к решению конкретных исследовательских задач, однако он не может считаться исчерпывающим и универсальным. Обычно в историческом исследовании применяется сочетание различных методов, что позволяет историку максимально расширить спектр решаемых научных задач. Историки активно прибегают к использованию общенаучных методов исследования: объективизма, анализа и синтеза, дедукции и индукции и пр. Практически в любой науке присутствует исторический аспект, в рамках которого изучается её собственная история.

Центральное место в методологии истории на современном этапе заняли идеи междисциплинарного изучения прошлого за счёт интеграции исторической науки в единое исследовательское пространство с географией, экономической наукой, социологией, социальной психологией и иными науками. Движение по этому пути позволило историкам увидеть новые горизонты исследований, способствовало возникновению новых дисциплин, лежащих на стыках с другими науками (историческая география, историческая демография, историческая социология, психоистория и т.д.). Параллельно осуществляется заимствование методического инструментария смежных наук. Так, например, с вовлечением в исследовательский оборот массовых источников в исторической науке получили распространение математические (количественные) методы. Из социологии в историю пришёл контент-анализ; использование подходов, выработанных психоанализом, часто применяется для объяснения мотивов поведения отдельных исторических персонажей.

Наиболее сложной и трудно разрешаемой проблемой исторической науки, которую, наряду с частью историков, пытаются осмыслить философы и некоторые представители иных гуманитарных и социальных наук, является проблема наличия смысла в истории (философия история, историософия). Поиск смысла истории осуществляется в рамках наиболее крупных мировоззренческих парадигм. Пожалуй, самым ранним по времени возникновения и имеющим немалое число адептов сегодня является понимание истории как воплощения Божественного промысла. Просветители 18 в. старались объяснить содержание и смысл исторического процесса как неуклонный прогресс развития разума и наук. Г.В.Ф. Гегель и его последователи вернулись к телеологическому обоснованию сути истории на основе широкой абстракции и облекли сам процесс развития в диалектические формы. Что касается историков-позитивистов, то они фактически сняли проблему смысла истории, сосредоточившись на выяснении причинно-следственных связей между отдельными явлениями и событиями. Приверженцы марксистской идеологии прилагали усилия, чтобы рационалистически трактовать смысл истории, хотя создали фактически собственную телеологическую конструкцию на базе теории общественно-экономических формаций и классовой борьбы.

Представляется, что на вопрос о смысле истории, как реально и самого по себе существующего явления, независимого от познающего субъекта, невозможно дать однозначный ответ. Недаром в 20 в., особенно на исходе столетия, в своих построениях мировая историческая наука всё более определённо перешла на позиции релятивизма. На рубеже 20-21 вв. это привело к широкому увлечению постмодернизмом, который провозглашает приемлемыми все объяснения.

 

Рекомендуемая литература

Виппер Р. Очерки теории исторического познания. М., 1911;
Carr H.E. What is history? L., N.Y., 1961;
Утченко С.Л. Глазами историка. М., 1966;
Блок М. Апология истории, или Ремесло истории. М., 1974;
Ерофеев Н.А. Что такое история. М., 1976;
Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. 2-е изд., доп. и испр. М., 1979;
Барг М.А. Категории и методы исторической науки. М., 1984;
Историческая наука. Вопросы методологии. М., 1986;
Жуков Е.М. Очерки методологии истории. 2-е изд. М., 1987;
Малинова Р., Малина Я. Прыжок в прошлое: эксперимент раскрывает тайны древних эпох. М., 1988;
Гуревич А.Я. Исторический синтез и Школа «Анналов». М., 1993;
Тойнби А. Постижение истории. М., 1996;
Историк в поиске. Микро- и макроподходы к изучению прошлого. М., 1999;
Лосев А.Ф. Античная философия истории. СПб., 2000;
Тош Дж. Стремление к истине. Как овладеть мастерством историка. М., 2000;
Мизес Л. Теория и история. Интерпретация социально-экономоческой эволюции. М., 2001;
Могильницкий Б.Г. Введение в методологию истории. М., 2002;
Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. 2-е изд. М., 2003;
Томсон Р.П. Голос прошлого. Устная история. М., 2003;
Вен П. Как пишут историю. Опыт эпистемологии. М., 2003;
Философия социальных и гуманитарных наук. /Под ред. С.А.Лебедева. М., 2006;
Дьяконов И.М. Пути истории. 2-е изд. М., 2007;
Смоленский Н.И. Теория и методология истории. М., 2007.

Ссылки

  1. Смоленский Н.И. Теория и методология истории. М., 2007. С.4  ↑ 1

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.