Зарегистрироваться

Глинка Михаил Иванович

Категории История отечественной культуры | Под редакцией сообщества: История

Глинка Михаил Иванович

композитор, основоположник русской классической музыки

композитор, основоположник русской классической музыки

Настоящее имя:
Год рождения:
1804
Годы жизни:
1804 — 1857
Место рождения:
с. Новоспасское, Смоленская губерния, Российская империя
Место смерти:
Берлин, Пруссия
Разделы каталога:
Музыка

Михаил Иванович Глинка (20 мая (1 июня) 1804 — 3 (15) февраля 1857) — великий композитор, основоположник русской классической музыки. Сочинения Глинки оказали сильное влияние на последующие поколения композиторов и европейское музыкальное творчество.

Михаил Глинка родился 20 мая (1 июня н. ст.) 1804 года в селе Новоспасском Смоленской губернии. Дворянин. До шести лет воспитывался бабушкой, после смерти которой Михаил перешёл в полное распоряжение матери. С десяти лет Михаил начал учиться игре на фортепиано и скрипке. Первой учительницей Глинки была приглашённая из Санкт-Петербурга Варвара Федоровна Кламмер.

В 1817 году родители привозят Михаила в Санкт-Петербург и помещают в Благородный пансион при Главном педагогическом институте, где его гувернёром был поэт, декабрист В. К. Кюхельбекер. В Петербурге Глинка берет уроки у крупнейших музыкантов, в том числе у ирландского пианиста и композитора Джона Филда. В пансионе Глинка знакомится с А. С. Пушкиным, который приходил туда к своему младшему брату Льву, однокласснику Михаила. Их встречи возобновились летом 1828 года и продолжались вплоть до кончины поэта.

По окончании пансиона в 1822 году Михаил Глинка усиленно занимается музыкой: изучает западноевропейскую музыкальную классику, участвует в домашнем музицировании в дворянских салонах, иногда руководит оркестром дяди. В это же время Глинка пробует себя в качестве композитора, сочиняя вариации для арфы или фортепиано. Со временем Глинка всё больше внимания уделяет композиции и вскоре создает шедевры в самых разных жанрах. В этот период им были написаны романсы: «Не искушай меня без нужды» на слова Е. А. Баратынского, «Не пой, красавица, при мне» на слова А. С. Пушкина, «Ночь осенняя, ночь любезная» на слова А. Я. Римского-Корсакова и другие.. В 1823 году он работает над двумя оркестровыми увертюрами. В эти же годы расширяется круг знакомств Михаила Ивановича. Он знакомится с Василием Жуковским, Александром Грибоедовым, Адамом Мицкевичем, Антоном Дельвигом, Владимиром Одоевским, ставшим впоследствии его другом.

Летом 1823 года Глинка совершил поездку на Кавказ, побывав в Пятигорске и Кисловодске. С 1824 по 1828 год Михаил работал помощником секретаря Главного управления путей сообщения. В 1829 году М. Глинка и Н. Павлищев издали «Лирический альбом», где среди сочинений разных авторов были и пьесы Глинки.

В конце апреля 1830 года композитор отправляется в Италию, задержавшись по пути в Дрездене и совершив большое путешествие по Германии. Приехав в Италию в начале осени, Глинка поселился в Милане, который был в то время крупным центром музыкальной культуры. В Италии он знакомится с выдающимися композиторами В. Беллини и Г. Доницетти и сам сочиняет много произведений в «итальянском духе». В этих произведениях отчётливо проявились черты композиторского таланта Глинки.

Получив в 1834 году известие о кончине отца, Глинка вернулся в Россию.

30-летний композитор мечтает о создании русской национальной оперы. После долгих поисков сюжета для оперы Глинка, по совету В. Жуковского, остановился на предании об Иване Сусанине. В конце апреля 1835 года Глинка обвенчался с Марьей Петровной Ивановой, его дальней родственницей. Вскоре после этого молодожёны отправились в Новоспасское, где Глинка с большим рвением принялся за написание оперы.

В 1836 году опера «Жизнь за царя» была закончена.

Премьера «Жизни за царя» состоялась 27 ноября (9 декабря) 1836 года. Успех был огромным, опера была с восторгом принята обществом. На следующий день Глинка писал своей матери: Вчерашний вечер совершились наконец желания мои, и долгий труд мой был увенчан самым блистательнейшим успехом. Публика приняла мою оперу с необыкновенным энтузиазмом, актёры выходили из себя от рвения… государь-император… благодарил меня и долго беседовал со мною…

13 декабря у А. В. Всеволжского было устроено чествование М. И. Глинки, на котором Михаил Виельгорский, Пётр Вяземский, Василий Жуковский и Александр Пушкин сочинили приветственный «Канон в честь М. И. Глинки». Музыка принадлежала Владимиру Одоевскому.

Пой в восторге, русский хор!

Вышла новая новинка.

Веселися, Русь! Наш Глинка –

Уж не Глинка, а фарфор!

Вскоре после постановки «Жизни за царя» Глинку назначали капельмейстером Придворной певческой капеллы, которой он руководил в течение двух лет. Весну и лето 1838 года Глинка провёл на Украине. Там он отбирал певчих для капеллы. Среди новичков оказался и Семён Гулак-Артемовский, ставший впоследствии не только известным певцом, но и композитором.

В 1837 году Михаил Глинка, ещё не имея готового либретто, начал работать над новой оперой на сюжет поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». Идея оперы возникла у композитора ещё при жизни поэта. Первое представление «Руслана и Людмилы» состоялось 27 ноября (9 декабря) 1842 года, ровно через шесть лет после премьеры «Ивана Сусанина». В сравнении с «Иваном Сусаниным», новая опера М. Глинки имела более скромный прием и даже критику в прессе.

Михаил Иванович Глинка в середине 1844 года предпринимает новое длительное заграничное путешествие. На этот раз он уезжает во Францию, а затем в Испанию. В Париже Глинка познакомился с французским композитором Гектором Берлиозом, который стал большим почитателем его таланта.

13 мая 1845 года Глинка отправился в Испанию. Там он изучает культуру, нравы, язык испанского народа, записывает испанские фольклорные мелодии, наблюдает народные празднества и традиции. Творческим результатом этой поездки явились две симфонические увертюры, написанные на испанские народные темы. Осенью 1845 года им была создана увертюра «Арагонская хота», а в 1848 году, уже по возвращении в Россию — «Ночь в Мадриде». Глинка становился не только великим русским, но и знаменитым европейским композитором.

Летом 1847 года Глинка отправился в обратный путь, в своё родовое село Новоспасское. Но в 1848 г. он приехал в Варшаву, так как на родине ему трудно было сосредоточиться на творчестве. В Санкт-Петербурге и Смоленске устраивали многочисленные балы и вечера в его честь. В Польше композитор написал знаменитую симфоническую фантазию «Камаринская» на темы двух русских песен: свадебной лирической «Из-за гор, гор высоких» и плясовой мелодии. В этом произведении Глинка утвердил новый тип симфонической национальной музыки и заложил основы её дальнейшего развития. Пётр Ильич Чайковский так отозвался о произведении Михаила Глинки: Вся русская симфоническая школа, подобно тому как весь дуб в жёлуде, заключена в симфонической фантазии „Камаринская“.

В 1851 году Глинка возвращается в Санкт-Петербург. У него появляются новые знакомые, в основном молодежь. Михаил Иванович давал уроки пения, готовил оперные партии и камерный репертуар со знаменитыми певцами Н. К. Ивановым, О. А. Петровым, А. П. Лодий и другими. Под непосредственным влиянием Глинки складывалась русская вокальная школа.

В 1852 году Глинка снова отправился в путешествие. Он планировал добраться до Испании, но остановился в Париже, где прожил чуть более двух лет. В Париже Глинка начал работу над симфонией «Тарас Бульба», которая так и не была закончена. Начало Крымской войны, в которой Франция выступила против России, стало событием, окончательно решившим вопрос об отъезде Глинки на родину. По пути в Россию Глинка две недели провёл в Берлине.

В мае 1854 года Глинка приехал в Россию. Он провёл лето в Царском Селе, а осенью снова перебрался в Петербург. В том же 1854 году Михаил Иванович начал писать мемуары, названные им «Записки» (опубликованы в 1870 году).

В 1856 году Михаил Иванович Глинка уезжает в Берлин. Там он занялся изучением старинных русских церковных напевов, творчества старых мастеров, хоровых сочинений итальянца Палестрины, Иоганна Себастьяна Баха. Глинка первый из светских композиторов стал сочинять и обрабатывать церковные мелодии в русском стиле. Неожиданная болезнь прервала эти занятия.

Михаил Иванович Глинка скончался 16 февраля 1857 года в Берлине и был похоронен на лютеранском кладбище. В мае того же года, по настоянию младшей сестры М. И. Глинки Людмилы Ивановны Шестаковой, прах композитора был перевезён в Санкт-Петербург и перезахоронен на Тихвинском кладбище.

В конце мая 1982 года в родном селе композитора Новоспасском был открыт Дом-музей М. И. Глинки.

М.И.Глинка – гений русской национальной музыки и музыки е6вропейской (испанской, итальянской и др.). Мировая цивилизация обогатилась в результате творчества Глинки. В репертуаре российских те6атров неизменно присутствуют его оперы «Жизнь за царя» (Иван Сусанин) и «Руслан и Людмила». Его романсы «Сомнение», «Ночной зефир», «В крови горит огонь желанья», «Попутная песня», «Молитва» («В минуту жизни трудную») и многие другие пополнили сокровищницу русской и мировой музыкальной культуры. «Патриотическая песня» М.Глинки с 1994 г. по 2000 г. являлась официальным гимном Российской Федерации.

Литература

  • Асафьев Б. В. Глинка. Л., 1978.
  • Глинка в воспоминаниях современников / Под ред. А. А. Орловой. — М., 1955.
  • Глинка М. И. Записки и переписка с родными. — СПб., 1887.
  • Ливанова Т. Н., Протопопов В. В. М. И. Глинка. Т. 1-2. — М., 1955
  • Стасов В. В. Избранные статьи о М. И. Глинке. — М., 1955.

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.