Зарегистрироваться

Левитан Исаак Ильич

Категории История отечественной культуры | Под редакцией сообщества: История

Левитан Исаак Ильич

Художник, мастер пейзажа

Художник, мастер пейзажа

Настоящее имя:
Год рождения:
1860
Годы жизни:
1860 — 1900
Место рождения:
г. Кибарты, Сувалкская губерния (Литва)
Место смерти:
Москва, Российская империя
Разделы каталога:
Изобразительное искусство

Исаак Ильич Левитан (18 (30) августа 1860 — 22 июля (3 августа) 1900) — великий российский художник, мастер пейзажа, основоположник жанра «пейзаж настроения».

Родился 18 (30) августа 1860 года в местечке Кибартай Сувалкской губернии в Литве, в образованной обедневшей еврейской семье. Отец Илья Левитан (1827—1877), занимаясь самообразованием, самостоятельно овладел французским и немецким языками. В Ковно он преподавал эти языки, а затем работал переводчиком во время постройки железнодорожного моста, которую вела французская компания. Кроме Исаака в семье росли ещё трое детей: брат и две сестры.

Илья Левитан, стремясь улучшить материальное положение и дать детям образование, в начале 1870-х переехал с семьёй в Москву. В 1871 старший брат Исаака, Авель-Лейб, поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Осенью 1873 в училище поступил и тринадцатилетний Исаак.

Его учителями были художники Перов, Саврасов и Поленов.

В 1875 умерла мать Левитана и серьёзно заболел отец. Вынужденный по болезни оставить работу на железной дороге, отец Левитана не мог содержать четверых детей репетиторством. Материальное положение семьи было таким, что училище время от времени оказывало братьям материальную помощь, а в 1876 освободило их от оплаты обучения «ввиду крайней бедности» и как «оказавших большие успехи в искусстве». 3 февраля 1877 умер от тифа отец. Для Левитана, его брата и сестёр наступает время крайней нужды. Художник учился тогда в четвёртом «натурном» классе у Василия Перова. Друг Перова, Алексей Саврасов, обратил внимание на Левитана и взял его к себе в пейзажный класс. В марте 1877 две работы Левитана, экспонировавшиеся на выставке, были отмечены прессой, а шестнадцатилетний художник получил малую серебряную медаль и 220 рублей «для возможности продолжить занятия».

В 1879 году, после покушения Александра Соловьева, отнюдь не бывшего евреем, на царя Александра II, совершённого 2 апреля, вышел царский указ, запрещающий жить евреям в «исконно русской столице». Восемнадцатилетнего Левитана выслали из Москвы.

В летние месяцы 1880—1884 он писал с натуры в Останкино. К этому времени относятся работы: «Дубовая роща. Осень» (1880, Нижегородский художественный музей), «Дуб» (1880, Третьяковская галерея), «Сосны» (1880, частное собрание). Художник создаёт пейзажи в Саввинской слободе под Звенигородом: «Последний снег. Саввинская слобода» (1884, Третьяковка), «Мостик. Саввинская слобода» (1884, Третьяковка).

Весной 1885, в 24 года, Левитан окончил училище. Звания художника он не получил — ему был выдан диплом учителя чистописания.

Левитан вышел из Московского училища живописи и ваяния без диплома. Денег не было. В апреле 1885 года Левитан поселился неподалеку от деревни Бабкино, в Максимовке под Москвой. По соседству, в Бабкине в имении Киселёвых гостили Чеховы. Левитан познакомился с А. П. Чеховым, дружба с которым продолжалась всю жизнь.

В середине 1880-х годов улучшилось материальное положение художника. Однако голодное детство, беспокойная жизнь, напряженный труд сказались на здоровье — у него резко обострилась болезнь сердца. Поездка в 1886 году в Крым укрепила силы. По возвращении Левитан организует выставку пятидесяти пейзажей.

 

В 1887 художник, наконец, осуществил свою мечту: он отправился на Волгу, которую так проникновенно изображал его любимый учитель Саврасов. Стояла холодная, пасмурная погода, и река показалась Левитану «тоскливой и мертвой».

На следующий год он снова решил ехать на Волгу. Весной 1888 Левитан вместе с друзьями-художниками отправился на пароходе по Оке до Нижнего Новгорода и далее вверх по Волге. Во время путешествия они неожиданно для себя открыли красоты маленького, тихого городка Плёс. Они решили задержаться и пожить там некоторое время. В итоге Левитан провел в Плёсе три чрезвычайно продуктивных летних сезона (1888—1890).

Около 200 работ, выполненных им за три лета в Плёсе, принесли Левитану широкую известность, а Плёс стал очень популярен у пейзажистов.

Существует мнение специалистов, что картина «Над вечным покоем» является «самой русской» из всех, когда-либо написанных на русскую тему картин. Картина трогает душу каждого посетителя Третьяковской галереи.

В конце 1889 — в начале 1890 года Левитан впервые совершил поездку в Западную Европу, посетил Францию и Италию. Он хотел ближе познакомиться с современной живописью, широко представленной на проходившей в Париже Всемирной выставке. Ему близки и понятны были новаторские поиски западных художников.

В 1891 Левитан стал членом Товарищества передвижных художественных выставок.

В 1892 году Левитан как «некрещёный еврей» был вынужден покинуть Москву (выселению в 24 часа подверглись все евреи) и некоторое время жил в Тверской и Владимирской губерниях. Затем, благодаря хлопотам друзей, художнику «в виде исключения» позволили вернуться в Москву. К этому периоду относится его полотно «Владимирка» (1892), где изображена дорога, по которой гнали в Сибирь каторжан.

Лето 1893 он провёл в усадьбе Панафидиных в Тверской губернии. Там, на озере Удомля и Островенском озере, сформировался сюжет картины «Над вечным покоем».

Левитан познакомился с семьёй зам. градоначальника Санкт-Петербурга И. Н. Турчанинова, владевшей дачной усадьбой Горка. У Левитана завязался роман с Анной Николаевной Турчаниновой, продолжавшийся до конца жизни художника.

Художник совершил поездку в Австрию и во Францию, а лето и осень 1895 провёл в усадьбе Турчаниновых в селе Островно, где для него специально построили мастерскую у впадения реки Съежат в озеро Островно. Летом по просьбе Анны Турчаниновой Левитана навестил А. П. Чехов.

Картины Левитана «Март», «Золотая осень» и другие купил великий коллекционер М. П. Третьяков. После посещения усадьбы Горка, А. П. Чехов написал рассказ «Дом с мезонином» и пьесу «Чайка».

В 1896 в Одессе состоялась совместная выставка Исаака Левитана, Виктора Симова и Александра Попова.

Левитан на несколько недель ездил в Финляндию, где написал картины: «Крепость. Финляндия», «Скалы, Финляндия», «Море. Финляндия», «Пунка-Харью. Финляндия» (в частном собрании). В 1897 художник закончил картину «Остатки бывалого. Сумерки. Финляндия».

В 1896 после вторично перенесенного тифа усилились симптомы аневризмы сердца. Болезнь стала тяжёлой и неизлечимой.

В 1898 Левитану было присвоено звание академика пейзажной живописи. Он начал преподавать в том самом училище, в котором учился сам. Художник мечтал создать «Дом пейзажей» — большую мастерскую, в которой могли бы работать все русские пейзажисты.

Зимой 1899 врачи рекомендовали Левитану жить в Ялте. Там тогда жил и Чехов. Старые друзья встретились. Левитан ходил, тяжело опираясь на палку, задыхался, говорил о своей близкой смерти. Сердце его болело уже почти непрерывно.

Ялта не помогла. Левитан вернулся в Москву и почти не выходил из своего дома в Трехсвятительском переулке. 8—17 мая 1900 года Чехов навестил тяжело больного Левитана. Всё лето, с июня, в русском отделе Всемирной выставки в Париже экспонировались картины художника.

22июля (3 августа)1900 года в 8 часов 35 минут утра Исаак Левитан умер. В его мастерской осталось около 40 неоконченных картин и около 300 этюдов. Последняя его работа — «Озеро. Русь» — осталась не законченной.

Исаак Левитан был похоронен 25 июля 1900 на старом еврейском кладбище, по соседству с Дорогомиловским кладбищем. На похоронах были художники Валентин Серов (приехавший на похороны из-за границы), Аполлинарий Васнецов, Константин Коровин, Илья Остроухов, Николай Касаткин, Леон Пастернак, Константин Юон, Витольд Бялыницкий-Бируля, художественный критик П. Д. Эттингер, ученики, знакомые, почитатели таланта художника.

В 1901 прошла посмертная выставка произведений Левитана в Петербурге и Москве. Кроме ранее экспонировавшихся, некоторые произведения были выставлены там впервые, среди них неоконченное полотно «Озеро» (1900).

22 апреля 1941 года прах Исаака Левитана был перенесён на Новодевичье кладбище. С тех пор могила Исаака Левитана соседствует с могилами Чехова и Нестерова. Художник-гений, художник-новатор И.Левитан дарит новым поколениям великие впечатления и любовь к родной земле. Он утешает, он воспитывает.

Литература

  • К.Паустовский. «Исаак Левитан». Повесть о художнике. — М., 1937
  • Михаил Нестеров. «Давние дни», Воспоминания о Левитане. М., 1938.
  • Пророкова С. А. «Левитан». — М., 1960
  • А. А.Фёдоров-Давыдов. «И. И. Левитан. Жизнь и творчество». — М., 1960.
  • И. И. Левитан. Письма, документы, воспоминания (общ. ред. А. Фёдорова-Давыдова). — М., 1956.

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.