Зарегистрироваться

Чайковский Петр Ильич

Категории История отечественной культуры | Под редакцией сообщества: История

Эта версия статьи от 17 Февраль 2011 15:01, редактировал Митяева Ольга Ивановна
Список всех версий Перейти к списку версий
Перейти к последней версии

Чайковский Петр Ильич

композитор, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель, музыкальный журналист

композитор, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель, музыкальный журналист

Настоящее имя:
Год рождения:
1840
Годы жизни:
1840 — 1893
Место рождения:
Воткинск, Вятская губерния, Российская империя
Место смерти:
Санкт-Петербург, Российская империя
Разделы каталога:
Музыка

Пётр Ильич Чайковский (25 апреля (7 мая) 1840, Воткинск, Вятская губерния, Российская империя — 25 октября (6 ноября) 1893, Санкт-Петербург) — русский композитор, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель, музыкальный журналист.

Чайковский является одним из величайших композиторов мира. Он автор более 80 сочинений, в том числе десяти опер и трёх балетов. Его концерты и другие произведения для фортепиано, семь симфоний (шесть пронумерованных и симфония «Манфред»), четыре сюиты, программная симфоническая музыка, балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» представляют фундаментальный вклад в мировую музыкальную культуру и мировую цивилизацию.

Петр Ильич родился 25 апреля 1840 года в селении при Камско-Воткинском заводе Вятской губернии (ныне город Воткинск, Удмуртия). Его отец — Илья Петрович Чайковский (1795—1880) — выдающийся русский инженер, был сыном Петра Фёдоровича Чайки, который родился в 1745 г. в селе Николаевка возле Полтавы, позже сменил свою фамилию на Чайковский.

Родители Петра Ильича любили музыку. Его мать играла на фортепиано и пела, в доме стоял механический орган — оркестрина, в исполнении которого маленький Пётр впервые услышал «Дон Жуана» Моцарта. Пока семья жила в Воткинске, им часто доводилось слышать по вечерам мелодичные народные песни рабочих завода и крестьян.

В 1849 году семья переехала в город Алапаевск, а в 1850 — в Санкт-Петербург. Чувствуя себя низшими по статусу из-за скромного происхождения, в 1850 году родители отправляют Чайковского в Императорское училище правоведения, находившееся вблизи от улицы, ныне носящей имя композитора. Чайковский провёл 2 года в пансионе, в 1300 км от родного дома, так как возраст поступления в училище составлял 12 лет. Для Чайковского разлука с матерью была очень сильной душевной травмой. В 1852 году, поступив в училище, он начал серьёзно заниматься музыкой, которую преподавали факультативно. Чайковский был известен как неплохой пианист и хорошо импровизировал. Однако окружение сомневалось в том, что Чайковский станет выдающимся музыкантом.

Окончив училище в 1859 году, Чайковский получил чин титулярного советника и начал работать в Министерстве юстиции. В свободное от службы время посещал оперный театр, где на него сильное впечатление оказывали постановки опер Моцарта и Глинки.

В 1861 году Чайковский поступил в Музыкальные классы Русского музыкального общества (РМО), а после преобразования их в 1862 году в Петербургскую консерваторию стал одним из первых её студентов по классу композиции. Его учителями в консерватории были Николай Иванович Заремба и знаменитый Антон Григорьевич Рубинштейн (оркестровка). По настоянию последнего он бросил службу и целиком отдался музыке. В 1865 году окончил курс консерватории с большой серебряной медалью, написав кантату на оду Шиллера «К радости»; а также другие консерваторские работы: увертюру к пьесе Островского «Гроза» и танцы сенных девушек, включенные впоследствии в оперу «Воевода».

По окончании консерватории, по приглашению Николая Рубинштейна, Чайковский переехал в Москву, где получил место профессора классов свободного сочинения, гармонии, теории и инструментовки в только что основанной консерватории.

В 1868 году впервые выступил в печати как музыкальный критик и познакомился с группой петербургских композиторов ― членов «Могучей кучки». Несмотря на разность творческих взглядов, между ним и «кучкистами» сложились дружеские отношения. У Чайковского проявляется интерес к программной музыке, и по совету главы «Могучей кучки» Милия Балакирева он пишет увертюру-фантазию «Ромео и Джульетта» по одноимённой трагедии Шекспира (1869), а критик В. В. Стасов подсказал ему замысел симфонической фантазии «Буря» (1873).

1870-е годы в творчестве Чайковского ― период творческих исканий; его привлекают историческое прошлое России, русский народный быт, тема человеческой судьбы. В это время он пишет такие сочинения, как оперы «Опричник» и «Кузнец Вакула», музыка к драме Островского «Снегурочка», балет «Лебединое озеро», Вторая и Третья симфонии, фантазия «Франческа да Римини», Первый фортепианный концерт, Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром, три струнных квартета и другие.

Петр Ильич написал по заказу организационного комитета к открытию Политехнической выставки кантату «В память 200-летия рождения Петра Великого» на слова Я. П. Полонского. Кантата впервые была исполнена 31 мая 1872 года на Троицком мосту в Кремле под специально построенным навесом.

С 1872 по 1876 год Чайковский работал музыкальным критиком в газете «Русскія Вѣдомости», имевшей репутацию лево-либерального органа печати.

В июле 1877 года он женился на бывшей консерваторской студентке Антонине Милюковой, которая была младше его на 8 лет. Через короткое время брак распался.

В 1878 году Чайковский оставил преподавание в Московской консерватории и уехал за границу. Моральную и материальную поддержку ему в этот период оказала меценатка Надежда фон Мекк, с которой Чайковский в 1876―1890 вёл обширную переписку, но никогда не встречался. Фон Мекк посвящена одна из работ Чайковского этого периода ― Четвёртая симфония (1877).

В мае 1881 года Чайковский обратился с просьбой о выдаче ему из казённых сумм трёх тысяч рублей серебром заимообразно: «то есть, чтобы долг мой казне постепенно погашался причитающейся мне из дирекции Императорских театров поспектакльной платой»1. Просьба была адресована императору Александру III, но само письмо было направлено обер-прокурору Святейшего Синода К. П. Победоносцеву — ввиду того, что последний был «единственный из приближённых к Государю сановников, которому я имею честь быть лично известным»2. По докладу обер-прокурора, император переслал Победоносцеву для Чайковского 3 тысячи рублей как безвозвратное пособие. Чайковский сердечно благодарил императора и Победоносцева.

В середине 1880-х Чайковский возвращается к активной музыкально-общественной деятельности. В 1885 его избирают директором Московского отделения РМО. Музыка Чайковского получает широкую известность в России и за границей. Последние годы своей жизни композитор провёл в Клину, Московской области, где сейчас находится его мемориальный музей.

С конца 1880-х годов он выступал как дирижёр в России и за рубежом. Концертные поездки укрепили творческие и дружеские связи Чайковского с западноевропейскими музыкантами, среди которых были Эдвард Григ, Антонин Дворжак, Густав Малер, Артур Никиш, Камиль Сен-Санс и др. Весной 1891 года П. И. Чайковский совершает поездку в США. В качестве дирижёра своих произведений с сенсационным успехом он выступил в Нью-Йорке, Балтиморе и Филадельфии (подробное описание этого путешествия сохранилось в дневниках композитора).

В октябре 1882 года возобновлена постановка в Большом театре балета «Лебединое озеро».

В феврале 1884 года в Большой театре поставлена опера «Мазепа». В том же месяце опера «Мазепа» поставлена в Мариинском театре (Петербург).

В октябре 1884 года состоялась премьера оперы «Евгений Онегин» в Мариинском театре в Петербурге.

1885 год — опера «Мазепа» поставлена в Тифлисе. Создана новая редакция оперы «Кузнец Вакула» под названием «Черевички».

20 октября 1887 года в Петербурге в Мариинском театре состоялась премьера оперы «Чародейка» (либр. И. В. Шпажинского по его же одноимённой трагедии). Дирижёром был сам Чайковский. В 1887 год опера была поставлена в Тифлисе.

В январе 1887 года в Москве в Большом театре поставлена опера «Черевички». В январе 1890 года состоялась премьера в Мариинском театре балета «Спящая красавица».

1890 год — в Большом театре поставлена опера «Чародейка».

7 декабря 1890 года в Мариинском театре поставлена опера «Пиковая дама».

В декабре 1890 года опера «Пиковая дама» поставлена в Киеве.

В декабре 1892 года состоялась премьера в Мариинском театре в Петербурге оперы «Иоланта».

В последний раз в жизни Чайковский встал за дирижёрский пульт за девять дней до своей кончины ― 16 октября 1893 года. Во втором отделении этого концерта впервые прозвучала его Шестая, «Патетическая» симфония.

Скончался Петр Ильич 25 октября 1893 года от холеры «неожиданно и безвременно»  в квартире своего брата Модеста, в Петербурге. Распоряжение похоронами, с Высочайшего соизволения, было возложено на дирекцию Императорских театров, что явилось «примером единственным и вполне исключительным»3.

Погребение состоялось 28 октября 1893 г. где, среди прочих, присутствовал принц А. П. Ольденбургский; все расходы на похороны император Александр III повелел покрыть «из Собственых сумм Его Величества». Отпевание проходило в Казанском соборе, пел хор певчих Казанского собора и хор Императорской русской оперы; «стены собора не могли вместить всех, желавших помолиться за упокой души Петра Ильича»; к литургии прибыл великий князь Константин Константинович4. Похоронен Чайковский в Александро-Невской лавре в Некрополе мастеров искусств.

Оперы и балеты П.И.Чайковского имели огромный успех, который имеют и в наше время, как и его симфонические произведения.

Петр Ильич Чайковский – величайший композитор всемирного масштаба, гений русской музыки. Великой ценностью в мировой культуре стали его симфонии, оперы «Евгений Онегин», «Орлеанская дева», «Мазепа», «Пиковая дама» и др. Никогда не сойдут со сцены балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», Щелкунчик» и др.Музыка, созданная русским гением, помогает людям жить и верить в лучшее будущее.

Примечания

1.      «К. П. Победоносцев и его корреспонденты: Письма и записки» / С предисловием Покровского М. Н., Т. 1, полутом 1-й, М.-Пг., 1923, стр. 403—404.

2.      Там же.

3.      «Правительственный Вѣстникъ». 29 октября (10 ноября) 1893, № 238, стр. 1.

4.      Там же.

Литература

  •  «Жизнь Петра Ильича Чайковского», составленная его братом, литератором М. И. Чайковским. Т. 3, 1903.
  • Берберова Н. Н. Чайковский. История одинокой жизни. — Берлин, 1936
  • Познанский А. Пётр Чайковский. Биография. (В 2-х т.) ― СПб.:Вита Нова, 2009.
  • Орлова Е. М. Пётр Ильич Чайковский. — М., 1990.
  • Игорь Глебов П. И. Чайковский: его жизнь и творчество. — Петроград, 1922
  • Воспоминания о П. И. Чайковском. — М. 1962; Изд. 4. испр. Л., 1980.
  • П. И. Чайковский и Украина - К., 1991.

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.