Зарегистрироваться

Цивилизация и культура

Категории История отечественной культуры | Под редакцией сообщества: История

Эти великие понятия: цивилизация и культура органически связны между собой, но не тождественны. Понятие «цивилизации» означает результат развития культурного и материального процесса. Оно определяет и характер экономического и духовного функционирования общества, поэтому оно шире, объемнее понятия «культура». Тем не менее важно подчеркнуть их взаимосвязь, которая определяет социодинамику культуры, ее органическую реакцию на социальные явления, характеризующие жизнь общества. Различные социокультурные периоды и даже эпохи, характеризуют общее развитие исторического процесса. Древняя притча гласит, что в незнакомом городе надо посетить церковь, рынок и кладбище, чтобы понять жизнь людей, населяющих его. Таким образом, можно получить понятие об экономике города и духовности людей его населяющих, т.е. их религиозность и отношение к памяти предков. Теория цивилизации как локальных, так и мировых развивается несколько веков. Слово «цивилизация» в переводе с латинского языка означает «государственный, гражданский». В целом речь идет об уровне жизни и образе жизни того или иного народа и общества. Совокупность цивилизаций характеризует глобальные проблемы как прошедших времен, так и современности.

Разные цивилизации имеют территориальные, культурные, религиозные, социально экономические характеристики. Правомерно отметить цивилизацию западную, православную, исламскую, буддийскую, китайскую, японскую, индуистскую, как это сделал английский ученый А.Дж. Тойнби и многие другие историки[1]. Опора на религии помогает укреплять локальные цивилизации и анализировать их генезис, как развитие так и распад. «Социальные трещины бороздят тело надломленного общества», - писал Тойнби. Распад общества, столкновение цивилизаций приводят к войнам. «Ведь так называемое цивилизованное государство, есть не более, чем оснащенный высокой техникой вариант примитивного племени»[2]. Весьма значимы эти рассуждения в нашу эпоху – эпоху техногенной цивилизации.

Великий русский философ Н.А. Бердяев, высланный из Советской России, писал, находясь в эмиграции: «Россия – христианский Восток, который в течение двух столетий подвергался сильному влиянию Запада и в своем верхнем культурном слое ассимилировал все западные идеи…» «В истории России мы видим пять разных Россий, - продолжал Бердяев. – Россию киевскую, Россию татарского периода, Россию московскую, Россию петровскую, императорскую и, наконец, новую советскую Россию». Философ отмечает, что уже в Киевской Руси была создана культура – более высокая, чем на Западе, с горечью он пишет о «прерывности и изменении типов цивилизации» на разных этапах развития России[3].

Постановка вопроса о значении культуры народа для мировой цивилизации возвращает нас от самых общих определений культуры типа «смыслонесущий аспект человеческой практики и ее результатов» к понятию культурных ценностей, пропагандирующих прогрессивные и гуманистические истины. Что бы мы ни говорили о правомерности « массовой» культуры во всех ее ипостасях, как той духовной продукции, которая востребована широкими слоями потребителей, развитие культурного процесса и, соответственно, прогресса определяется степенью «разумного, доброго, вечного». В наше время духовные ценности проповедует настоящая великая культура и религия.

История мировой цивилизации предполагает взаимодействие культур, каждая из которых нарабатывает и сохраняет достижения художественной культуры, науки, философской мысли и т.д. Достижения  цивилизации, отмечал В.О. Ключевский, созданы «совместными или преемственными усилиями всех культурных народов», поэтому «следует изучать участие каждого «отдельного народа в общей культурной работе человечества»[4].

Каков путь русской культуры в мировую цивилизацию? Прежде всего это процесс самоиндентификации, осознание своего места и роли в жизни народа экономическое и культурное развитие государства. Россия XIX в. - страна контрастов: страна экономической отсталости и духовного богатства. Процесс накопления культурных ценностей шел медленно, но верно на протяжении веков, но особо следует сказать о великой роли А.С.Пушкина, переломившего тягу дворянского сословия исключительно к французской культуре, по-новому показавшего смысл и ценность культуры народной, завершившему процесс создания русского литературного языка, создавшему целый ряд классических литературных произведений. Такой же была миссия М.Глинки в сфере национальной музыки и великих художников М. Репина, И.Левитана и др. в области живописи.

Один из 3-х томов «Очерков по истории русской культуры» П.Н.Милюкова имеет подзаголовок: вера, творчество, образование. Милюков прослеживает взаимосвязь этих процессов, высокий взлет творчества русской культуры, ее важное место в мировой культуре и цивилизации.

В 1865 г. Санкт-Петербургскую консерваторию закончил П.И.Чайковский, создатель мировых музыкальных ценностей, прочно вошедших в сокровищницу классической музыки. Его музыка, - писал Милюков, - «глубоко элегическая», как привыкли за границей представлять себе «русскую душу». Его чувства искренни, а к концу жизни трагичны. И именно эти черты делают его «русскую» душу общечеловечной и понятной и гарантируют ему «…любовь массы, наполняющей театры и концертные залы»[5].

Свое место в мировой культуре нашли и глубоко национальные по смыслу, но высокие по уровню мастерства произведения русских деятелей культуры во всех сферах духовной жизни человечества.

Характеризуя роль русской культуры в мировой цивилизации, следует отметить не только гениальность ее корифеев, но и глубокую человечность, сострадание к своему народу, сопереживание людскому горю. «Из толпы оборванцев (« Бурлаки»), - пишет Милюков о Репине, - он создаёт художественный символ народа, веками тянущего свою тяжелую государственную лямку среди монотонной исторической арены»[6].

Следует еще раз отметить активную, гуманистическую направленность русской культуры, которая распространялась на все народы, населявшие Россию, то есть и на так называемых «инородцев». В своей последней книге « Русская идея», написанной за два года до кончины Н.А.Бердяев писал: «Великая русская литература XIX в. была больше, чем культура». Она стремилась к преображению жизни и была проникнута «болью о страданиях человека»[7].

Вопреки мнению о социальной отстраненности деятелей культуры «серебряного» века их творчество также отзывалось на народную боль. Идеолог символизма, А. Белый, автор книги «Символизм как миропонимание» (М., 1994) посвятил России в 1908 г. такие стихи:

Роковая страна, ледяная,

Проклятая железной судьбой –

Мать Россия, о родина злая,

Кто же так подшутил над тобой?[8]

Советская власть определила задачи культуры, как государственную идеологию. Это положение в известной степени обусловило схематичность культурного процесса. Основные усилия были обращены на ниву просвещения: подготовку учителей, врачей, инженеров и др. Тем не менее следует вспомнить о большой роли художественной культуры в годы Великой Отечественной войны. Творчество А.Ахматовой, О.Бергольц, К.Симонова, А.Твардовского, И.Эренбурга внесло весомую лепту в борьбу с фашизмом, в спасение мировой цивилизации. Как писал Твардовский:

Бой идет, святой и правый,

Смертный бой не ради славы –

Ради жизни на земле.

Таким образом отечественная культура в лучших своих образцах, а именно они пополняют сокровища мировой цивилизации, отзываясь на проблемы развития страны. Это определило ее духовность, ее значимость в мировом цивилизационном процессе.

Велика роль отечественной культуры и в наше время. Западная социология справедливо отмечает внутреннюю конфликтность цивилизационных парадигм преобладание техногенной составляющей и предсказывает новые войны «по линии цивилизационных разломов»[9]. В качестве примеров приводится Югославия, поддержка извне терроризма на Северном Кавказе. Придавая большое значение религии, американский социолог С. Хантингтон считает актуальными межрелигиозные войны, а мировое христианство, как и другие социологи, разделяет на западное и восточное. Эти предсказания не беспочвенны. В надежде на прогресс остается уповать на здравый смысл мирового сообщества, оснащенного ядерным оружием. Нельзя сбрасывать со счетов влияние лучших образцов мировой культуры, в том числе и русской. В наше время она призвана быть важным фактором самосознания общества, способствовать его модернизации, прогрессу.

Ссылки

  1. См. А.Дж.Тойнби. Постижение истории. М., 1992. С. 79, 100.  ↑ 1
  2. Указ. соч. С. 336.  ↑ 1
  3. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990. С. 7-8.  ↑ 1
  4. Ключевский В.О. Курс русской истории в 9 т. Т. 1. М., 1987. С. 35.  ↑ 1
  5. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры в 3-х т. Т. 2. М., 1994. С. 168.  ↑ 1
  6. Милюков П.Н. Указ. соч. Т. 1, ч.2. М., 1994. С. 151.  ↑ 1
  7. Бердяев Н.А. Русская идея. / Вопросы философии. 1990. № 2. С. 88.  ↑ 1
  8. См. История русской литературы в 4-х т. Т. 4. Л., 1988. С. 561.  ↑ 1
  9. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? // Полис, 1994. № 1. С. 33-57.  ↑ 1

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.