Учебник знакомит с важнейшими историческими концепциями, господствовавшими на том или ином этапе развития исторической науки, с ведущими школами и направлениями в российской историографии, с теоретическими и историческими взглядами их представителей. Раскрывается богатство профессиональных средств и методов, системы доказательств и подачи материала выдающимися отечественными историками.
В учебном пособии излагаются основные концепции отечественной истории, которые рассматриваются в тесной связи с развитием исторической мысли и исторических знаний, а также общественными и политическими условиями. В нем рассказывается об особенностях познания отечественной истории в Средние века, становлении исторической науки в XVIII в., формировании органической концепции истории Российского государства в XIX в., поиске новых подходов к изучению прошлого на рубеже XIX-XX вв., развитии советской исторической науки, а также отечественной науки на современном этапе. Авторы: Г.Р. Наумова, А.Е. Шикло.
Словарь содержит краткую информацию об отечественных историках XX в. Приводятся данные о жизненном пути ученых, их образовании, специализации, учителях, диссертационных исследованиях и основных сочинениях
В «Записке» кратко сформулированы основные положения концепции истории России с древнейших времен до начала XIX в. одного из известнейших ученых-историков рубежа XVIII – XIX вв. Н.М. Карамзина. «Записка» дает возможность рассмотреть методологические аспекты концепции автора, понять его представления о путях развития государства, об «истине», заключенной в делах и опыте истории.
В книге впервые в советской исторической науке дано цельное изложение результатов научного изучения отечественной истории с древнейших времен до 1930-х годов. В работе определены основные понятия, принципы, структура изучения историографического материала, круг персоналий, которые вошли в практику последующих историографических исследований и преподавания курса историографии в вузах СССР.
Книгу составили материалы учебного курса, прочитанного автором студентам Исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. В работе даны ставшие классическими определения структуры научной дисциплины «Историография» как исторической науки. Показано значение смены исторических концепций, изменения проблематики исследований ученых, совершенствования методов познания прошлого для развития исторической науки.
Исследование категории «историческое сознание» как фундаментальной мировоззренческой характеристики культуры эпохи.
В сборнике научных статей, подготовленных на основе научных докладов в рамках Ломоносовских чтений 2004г. на Историческом факультете МГУ, посвященных 250-летию Московского университета, анализируются вопросы преподавания и изучения истории в Московском университете. Коллектив авторов.
В многотомном издании подведены итоги исследовательской работы ученых по изучению отечественной истории с древнейших времен до середины XX в. В работе обобщены результаты огромного числа конкретных монографических исследований прослежены основные этапы развития исторической науки в России – СССР.
Всесторонний анализ русской буржуазной историографии, подведение основных итогов изучения советскими историками этого кризиса и определение проблем, которые нуждаются в дальнейшей разработке.
Издание представляет собой наиболее полный очерк истории отечественной исторической науки. В нем прослежена история накопления знаний о прошлом человеческого общества, история расширения источниковой базы, изменения проблематики и усовершенствования методов исторических исследований, история смены концепций, формирования и деятельности научных школ в отечественной исторической науке с древнейших времен до второй половины XX в.
В книге содержится глубокий анализ исторической литературы древней и средневековой России, а также характеристика трудов С.М. Соловьева, М.Н. Покровского, Н.Л. Рубинштейна по истории исторической науки. Автор проследил неразрывную связь мировоззренческих позиций историков получивших отражение в их исторических сочинениях, с идеологией общества.
Дается глубокий анализ основных особенностей общественно-исторического развития, соотношения индивидуального, социального и общечеловеческого, показаны взаимосвязи теории и методологии научного исследования, обусловленность основных принципов исторических исследований сутью и особенностями объективной исторической реальности. Фундаментальный теоретический анализ позволяет автору сделать выводы о практических задачах и потребности в конкретных теоретико-методологических разработках.
На примере научной школы выдающего историка, профессора В.И. Бовыкина анализируется вопрос о традициях, преемственности и новаторстве в развитии советской исторической науки, конкретизируется само понятие «историческая школа». Научная статья в сборнике «Россия на рубеже XIX – XX веков. Материалы научных чтений памяти профессора В.И. Бовыкина. Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова, 20 января 1999 г.» (М.,1999)