Зарегистрироваться

Основные государственные законы российской империи редакции 1906 года

Категории Отечественная история | Под редакцией сообщества: История

Основные государственные законы российской империи редакции 1906 года – свод законодательных актов, фиксировавших общие принципы самодержавного строя после изменений, внесенных в него начиная с Манифеста 17 октября 1905 года и до весны 1906 года.

Основные законы Российской империи редакции 1906 года преследовали двоякую цель. С одной стороны, они должны были отразить в базовом законодательстве Российской империи фундаментальные изменения, вызванные изданием Манифеста 17 октября 1905 года и последующими актами верховной власти. С другой стороны, эти правовые нормы должны были на максимально возможном уровне сохранить самодержавный и неограниченный характер императорской власти.

История возникновения

Основные законы Российской империи были впервые опубликованы в 1832 в «Своде законов Российской империи». Издание Манифеста 17 октября 1905 сделало неизбежным пересмотр ОЗРИ. Допустимые пределы изменений ОЗРИ были обозначены Манифестом 20 февраля 1906 «Об изменении учреждения Государственного совета и о пересмотре учреждения Государственной думы». Окончательный текст ОЗРИ был выработан в апреле 1906 на совещаниях в Царском Селе под руководством Николая II. Новая редакция ОЗРИ была утверждена Николаем II 23 апреля и опубликована 27 апреля 1906 в день начала работы I Думы.

Новая редакция

В новой редакции отсутствовало определение «неограниченный» из обозначения суверенитета самодержца, в отношении которого теперь просто говорилось, что ему «принадлежит верховная самодержавная власть» (ст. 4). « Законодательная власть» объявлялась той сферой монаршей деятельности, которую он осуществляет «в единении» с обеими палатами – Госсоветом и Думой (ст. 7). Однако внесение изменений в ОЗРИ по-прежнему оставалось исключительной прерогативой самодержца (ст. 8, 107). В ст. 86 устанавливался новый порядок прохождения законов: «Никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственного совета и Государственной думы и восприять силу без утверждения государя императора». В промежутках между сессиями Думы по причине «чрезвычайных обстоятельств» законы могли представляться Советом министров на утверждение императору. Однако такие законы не могли вносить изменения в ОЗРИ, Учреждения Госсовета и Думы, а также в Постановления о выборах в Госсовет и Думу. Эти законы утрачивали силу, если после возобновления деятельности Думы в течение 2 месяцев они не будут внесены в Думу или окажутся отвергнутыми Думой или Госсоветом (ст. 87). В случае досрочного роспуска Думы император был обязан «тем же указом», каким объявлялось о роспуске, назначить «новые выборы в Думу и время ее созыва» (ст. 105). Объявлялось, что Госсовет и Дума обладают «равными в делах законодательства правами» (ст. 106). Оговаривалось право законодательной инициативы обеих палат (ст. 107). Законопроекты признавались отклоненными в случае их непринятия Госсоветом или Думой (ст. 111). Правительство по-прежнему оставалось ответственным лишь перед императором (ст. 123).

Литература

Кризис самодержавия в России. 1895–1917 гг.

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.