Зарегистрироваться

Ашхабадский период

Категории Отечественная история | Под редакцией сообщества: История

Ашхабадский период эвакуации МГУ имени М.В. Ломоносова (осень 1941-лето 1942 гг.) – один из важнейших этапов в истории Московского Университета в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., характерным для которого является проявление интернационализма, межнациональной солидарности, помощи друг другу разных народов СССР в этот нелегкий для страны период.

В последние годы наблюдается очевидный спад исследовательского интереса к проблемам проявления интернационализма, национальной солидарности в годы Великой Отечественной войны. Более модной стала тема коллаборационизма. Причем некоторые исследователи пытаются представить это явление чуть ли не массовым, в основе которого, якобы, лежала борьба со сталинским режимом. Происходит определенная героизация пособников фашизма. Безусловно, какая – то часть населения советской страны приветствовала фашистский режим. И было бы неверно замалчивать и не изучать коллаборационизм.

Вместе с тем тема укрепления интернациональных связей, помощи друг другу разных народов страны в различные исторические периоды советской истории представляется крайне важной на современном этапе. Актуальность проблемы определяется теми процессами, которые идут во многих странах ближнего зарубежья: попытками искажения исторических фактов, взаимоотношений с Россией, ростом радикального национализма, созданием учебников по истории с негативными оценками роли России и СССР, русских в судьбах бывших республиканских народов. Так, в современных государствах - Туркменистане и Киргизстане историческая роль нашего государства, советская национальная политика оценивается, преимущественно, как колонизаторская.

Укрепление национальной солидарности и сотрудничества в период пребывания Московского государственного университета в Ашхабаде (осень 1941 – лето 1942 гг.)

Конкретный исторический материал опровергает многие измышления современных национальных историков, в том числе связанных с военными событиями. Неоспоримые факты свидетельствуют об укреплении межнациональных связей, братского единства в годы Великой Отечественной войны.

Ярким примером межнациональной солидарности и бескорыстной взаимной помощи является кратковременный период пребывания Московского университета в Туркменской республике.

Тема эвакуации МГУ нашла отражение в трудах общего характера по истории университета, которые, как правило, приурочивались к юбилейным датам, в книге «Московский университет в Великой Отечественной войне», выдержавшей два издания (1975 и 1985 гг.), в ряде статей по истории отдельных факультетов МГУ. Начиная с 1990-х гг. источниковедческая база проблемы пополнилась значительным числом интересных воспоминаний бывших студентов, аспирантов, сотрудников, переживших эвакуацию (среди них записки ректора И.С.Галкина. воспоминания академиков А,Д.Сахарова, Ю.А. Полякова, ученого и писателя И.С. Шкловского, профессоров Б.А.Розенфельда, Б.Л.Цетлина и др.), помогающих полнее воссоздать повседневную жизнь университета в те годы.

Решение об эвакуации МГУ было принято в начале октября 1941 г. В правительственном Постановлении определялось место эвакуации - Туркменская ССР - г. Ашхабад. Туда эвакуировалось большое число организаций и учреждений культуры. Впоследствии часть университетского коллектива считала Ашхабад неудачным местом для эвакуации из-за отсутствия вблизи крупных промышленных и научных центров, что снижало возможности максимально работать на нужды обороны и фронта, и из-за слишком жаркого климата.

В Ашхабад прибыло более 1500 университетских сотрудников и студентов (вместе с семьями) и несколько десятков вагонов с наиболее ценным оборудованием.

Туркменской республике, как и многим другим тыловым республикам, пришлось решать весьма сложные задачи по обеспечению прибывших эвакуированных и беженцев жильем, учебными аудиториями, читальными залами, питанием, медобслуживанием, работой, т.е. большой комплекс непростых социально-бытовых проблем.

 

Финансирование Московского университета

Московский университет изначально столкнулся с большими финансовыми трудностями. Его финансирование запаздывало и сотрудники и студенты два месяца не получали зарплат и стипендий. В этих условиях руководство Туркменской республики выделило университету из своего скромного бюджета 140 000 руб., выдавало небольшие субсидии в 100 – 200 руб. особо нуждавшимся. Эта бескорыстная денежная помощь в сложное для университета время помогла уберечь сотни людей.

Одновременно руководство республики направило письмо в центральные структуры с просьбой о скорейшем переводе финансовых кредитов университету ввиду его тяжелого материального положения.

В короткий ашхабадский период эвакуации между коллективом университета и населением Туркменской республики налаживались многообразные связи в различных сферах жизни – экономической, научно- педагогической, культурно- просветительской.

Мобилизация сырьевых ресурсов страны, замена дефицитных материалов местным сырьем было одним из главных направлений научной деятельности военного времени. Впечатляют результаты работ университетского коллектива по изучению и использованию природных богатств и ресурсов Средней Азии, в том числе Туркменской республики, и их мобилизации на нужды войны и обороны. Это направление научных исследований было ведущим при утверждении плана научно-исследовательских работ университета на 1942 год.

 

Научные исследования в период эвакуации

Было проведено комплексное изучение Копет-Дага. Сотрудники университета с привлечением студентов разработали способ производства свинцовых аккумуляторов из медного сырья (это было правительственным заданием), методы переработки среднеазиатской нефти в высокооктановый бензин и ароматические углеводороды, методы химического анализа и применения местных туркменских полезных ископаемых, приемы опреснения соленых и серных источников и т.д.

Большим достижением можно считать удачное завершение лабораторных опытов в Ашхабаде профессором Б.А. Кудряшовым и получение препарата для свертывания крови – «тромбина». Он широко применялся в годы войны и спас жизни тысяч военнослужащих.

Учеными МГУ был разработан новый севооборот для хлопководческих районов Узбекистана, который позволял увеличить урожаи хлопка в 2 раза.

Проводились экспедиции по изучению рыбного хозяйства Туркменской республики.

Студенты университета активно участвовали в сельскохозяйственных работах. Уже в феврале 1942 г. был введен курс сельскохозяйственной подготовки учащихся, в том числе механизаторов. Весной 1942 г. на полях Туркмении 384 студента университета работали трактористами, комбайнерами, рабочими прицепных машин. В том же году коллектив университета участвовал в организации и проведении республиканской сельскохозяйственной выставки .

Свою лепту в исследование республики внесли и гуманитарные факультеты. Так, сотрудники и студенты исторического факультета принимали участие в изучении местных документов и исторических памятников республики, участвовали в научных археологических и других экспедициях (Хорезмской, Амурской, Полярно-Уральской), описывали древние памятники Ашхабадской области, начали работу над исторической темой по присоединению Туркмении к России, изучали этническую самобытность народов республики. Эти исследования способствовали росту национального самосознания местного населения.

Высококвалифицированные университетские научные и педагогические кадры оказывали большую помощь местным преподавателям высшей школы, прежде всего Ашхабадского пединститута, в методическом плане, делились опытом своей работы, проводили открытые занятия, семинары, консультации, читали лекции, втягивали местное студенчество в научно – исследовательскую деятельность. В 1942 г. при университете было открыто заочное отделение в основном для местных кадров и военнослужащих. В свою очередь Среднеазиатский государственный университет и библиотеки Ашхабада безвозмездно выделили студентам московского университета книжный учебный фонд.

Сотрудники и преподаватели университета вносили свой посильный вклад в духовную мобилизацию населения на защиту отечества, вели широкую воспитательно-просветительскую и пропагандистскую деятельность с разоблачением сущности идеологии фашизма, популяризацией трудовых и военных подвигов советских людей. Представители гуманитарных факультетов участвовали в лекторской и пропагандистской работе – регулярно выезжали на погранзаставы, в воинские подразделения, госпитали, на предприятия с чтением лекций. 

Совместное участие в тыловых работах на нужды фронта и обороны в течение ашхабадского периода эвакуации, взаимная помощь сближали коллектив университета с местным населением, укрепляли дружественные межнациональные отношения, интернациональное братство.

Признанием вклада университета в развитие Туркменистана является ряд благодарностей 1942 гг. руководства республики коллективу МГУ.

Данилова Е.Н.

 

Рекомендуемая литература

Кукушкин Ю.С. С истфаком в сердце. М., 2007.

Куманев Г.А. Сталинградская битва (Краткий военно-исторический очерк, документы, материалы). М., 2007.

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.