Крестьяне
Крестьяне – класс мелких производителей, держателей земельных участков, передаваемых феодалами.
Крестьянин не являлся собственником обрабатываемой земли, хотя условия, на которых ему передавалась земля, могли включать в себя даже право наследственного держания. Экономическая зависимость от феодала реализовывалась в виде ренты (отработочной, продуктовой или денежной), т.е. работы или платежей в пользу феодала. Однако на земле, отданной ему в держание, крестьянин вел самостоятельное мелкое хозяйство, имея в собственности дом, скот, и, что особенно важно, орудия труда. Положение крестьянина, таким образом, принципиально отличалось от положения как раба, так и наемного рабочего при капитализме. Крестьянство ‑ основная масса населения Европы, численно преобладавшая даже в конце средневековья, когда получили значительное развитие города. Аграрная природа феодального общества наложила неизгладимый отпечаток не только на его материальную жизнь, но и на культуру.
Возникновение крестьянства
В марксистской историографии было принято квалифицировать аграрное население раннесредневековой Европы как «общинников». Эта характеристика, которая опирается на теорию об изначальности общинного строя деревни, сложившуюся в XIX в., опровергается опытом современной медиевистики. Деревенская община, связанная с принудительным севооборотом, чересполосицей, выпасом по жнивью, коллективным распоряжением угодьями и иными аграрными распорядками, существовавшая в Европе во второй половине средних веков, не была наследием германской древности, как полагали эти историки. Современной археологией доказано, что у германцев в последнем столетии до н. э. и в первые столетия н. э. доминирующим типом поселения были обособленные хутора или постепенно выросшие из них поселки, состоявшие всего лишь из нескольких дворов; следов деревень в прямом смысле этого слова не обнаружено. Деревенская община начала складываться в процессе внутренней колонизации ранее неосвоенных земель, и истоки ее относятся к X—XI вв.
В раннее средневековье преобладающим типом аграрных поселений опять-таки были обособленные хутора или небольшие группы дворов. Если общинные аграрные распорядки и существовали в раннее средневековье, то они имели второстепенное, периферийное значение. Жители одной местности периодически собирались на судебные сходки, на которых решались споры и подвергались наказанию преступники. Самоорганизация населения диктовалась прежде всего заботами о соблюдении права и обычаев.
Положение коренным образом изменилось после того, как в период демографического подъема стали раскорчевывать и расчищать новые земельные массивы, на которых и были основаны деревни. Значительное их число возникло под властью светских господ-рыцарей, которые стремились сконцентрировать сельское население вокруг своих замков и укреплений и которые были заинтересованы в выработке новых аграрных порядков, предполагавших общинную организацию.
Таким образом, формирование сельской общины, создание поселений деревенского типа, их распространение на новые территории послужили основой для превращения мелких земледельцев и скотоводов в крестьянство в собственном смысле слова. Этот процесс был тесно связан с укреплением феодальных отношений. Нетрудно видеть, что оформление общины явилось составной частью генезиса корпоративной структуры общества, присущей феодализму (возникновение городов-коммун и цехового строя, сплочение групп людей в «братства», fraternitates, своего рода союзы взаимопомощи, основание духовно-рыцарских орденов, зарождение университетов; объединялись даже преступники и др. маргиналы).
Важнейшей социально-религиозной формой объединения крестьянства, как и других верующих, был церковный приход. Индивид, не являвшийся в начале средних веков частицей корпорации, был в большой мере предоставлен самому себе и мог опираться преимущественно лишь на сородичей и семью или искать защиты у могущественного покровителя. Изменения в структуре родовых и семейно-брачных отношений, происходившие под воздействием церкви, вели к перестройке имущественных прав, к их относительной индивидуализации.
Права и обязанности крестьян
Понятие «крестьянство», как оно сложилось в Восточной Европе при переходе к Новому времени, неправомерно переносить на крестьянство средневекового Запада. В особенности ошибочно квалифицировать последних как «крепостных». Крепостной человек в России ХVIII-ХІХ вв. был во всех отношениях бесправен, поставлен вне официального общества и рассматривался исключительно в качестве объекта эксплуатации и имущественных сделок. Между тем крестьяне на Западе, при всех ограничениях их юридических и материальных прав, сколь существенными подчас эти ограничения ни были, не являлись ни холопами, ни рабами, хотя не раз юристами предпринимались попытки приравнять К. к рабам.
Французский серв или английский виллан, выполнявшие повинности в пользу сеньора и признававшие его власть, не могли быть лишены земельного надела и хозяйства; они не могли подвергаться произвольной эксплуатации сверх того, что было установлено обычаем поместья. Не господский произвол, но обычай — система неписаных и освященных стариною норм, в соблюдении которых были заинтересованы и крестьяне, и их господа, регулировал отношения обеих сторон. Западноевропейский крестьянин был ограничен в своих правах и подчас находился в чрезвычайно приниженном положении, но не был бесправен. Его зависимость от господина могла расцениваться как несвобода (что резко отличало его статус от статуса горожанина, не говоря уже о привилегированном положении сеньоров), но эта несвобода не имела ничего общего с бесправием раба или крепостного.
Согласно учению о тройственной социальной организации, получившему признание начиная с XI в., laboratores («трудящиеся») или aratores («пахари») были столь же неотъемлемой опорой монархии, как и oratores («молящиеся», т.е. духовенство и монашеспіво) и bellatores («воины», т.е. рыцарство). Разумеется, крестьяне представляли собой низший разряд в этой триаде, но их жизненная необходимость для функционирования социального целого была неоспорима.
Деревенская община, когда она, наконец, сложилась, представляла собой в известном смысле самоуправляющийся коллектив, решавший свои внутренние дела. Средневековая деревня представляла собой замкнутый и во многом самодовлеющий мирок со специфическими для его обитателей способами восприятия действительности, системой поведения и культурными (фольклорными) традициями.
Крестьянские восстания
Средневековое крестьянство, образовывавшее экономический фундамент общества, в своей массе было зависимым. Но формы и степени этой зависимости широко варьировались. В ряде регионов Европы долго сохранялись традиции свободы, унаследованные от варварской эпохи, и сельское население, поставленное перед угрозой подчинения частным господам и государственной власти, упорно ему сопротивлялось. Однако эти выступления обычно были составной частью более сложных политических конфликтов (восстание Стеллинга в Саксонии в разгар борьбы за власть между преемниками Карла Великого (40-е гг. IX в); движение «березовоногих» в Норвегии в последней четверти XII в. в период борьбы за престол).
От традиций дофеодальной свободы нужно отличать новые тенденции, которые проявились во второй половине средних веков и были связаны с формированием мелкого товарного производства и с ростом крестьянского самосознания. Во время восстания Уота Тайлера (Англия, 1381 г.) крестьянские вожаки ставили риторический вопрос: «Когда Адам пахал, а Ева пряла, где был дворянин?». Игнорируя различия между религией и социальной практикой, крестьяне обосновывали свои требования об освобождении отличной зависимости ссылками на священные тексты. Крестьяне были убеждены в том, что их труд делает их свободными.
Обострившиеся во второй период средних веков социальные противоречия порождали, особенно в условиях политических кризисов и войны, серию крестьянских восстаний, которые, как правило, были обречены на неудачу. Наиболее мощное и широкое из этих восстаний ‑ Крестьянская война в Германии 1525 г., происшедшая в условиях начавшейся Реформации. Чуть ли не единственным в истории средневековой Европы успешным выступлением крестьян за свое освобождение было восстание в Каталонии во второй половине XV в.; их успеху способствовал антагонизм между королевской властью и дворянством. «Дурные обычаи», символизировавшие приниженную зависимость крестьян от господ, были отменены.
Рекомендуемая литература
Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М., 1990
История крестьянства в Европе. Эпоха феодализма. Т. 1—3. М., 1985‑1986
Шпренгер Я., Инсисторис Г. Молот ведьм
Первое городское право Страсбурга
Второе городское право Страсбурга
Саллическая правда
Словарь средневековой культуры
Петр Абеляр. История моих бедствий
Анна Комнина. Алексиада
Византийская Книга Эпарха
ВИЗАНТИЯ (БРЭ. т. 5). Большая Российская энциклопедия. Том 5.
Массария Кафы 1374 г.
Первое городское право Страсбурга
Песнь о Нибелунгах
Песнь о Ролланде
Bauer // Reallexikon der Germanischen Altertumskunde. 2 Aufl. Bd.2. В., N.Y., 1976
Der Bauer im Wandel der Zeit. Bonn, 1986
Cherubini G. Le paysan et le travail des champs // L'homme médiéval. P., 1987
Duby G. Guerriers et paysans. VIIe - XIIe siècle. Premier essor de ľéconomie européenne. P. 1973
Duby G . L'économie rurale et la vie des campagnes dans l'Occident médiéval. P., 1975
Le Roy Ladurie E. Montaillou, village occitan de 1294 à l324. P., 1975
Martini F. Das Bauerntum im deutschen Schrifttum. Heidelberg, 1944
Rösener W. Bauern im Mittelalter. München, 1985
Thirsk J. The Common Fields // Past and Present, N 29, 1964
Выходные данные:
- Просмотров: 1254
- Комментариев: 0
- Опубликовано: 15.03.2011
- Версий: 4 , текущая: 4
- Статус: экспертная
- Рейтинг: 100.0
Автор:
Белоусов Лев Сергеевич
- профессор; доктор исторических наук
Ссылки отсюда
Ссылки сюда
Детализирующие понятия: