Зарегистрироваться

Афинская демократия

Категории История Древней Греции | Под редакцией сообщества: История

Афинская демократия – власть большинства граждан в греческом полисе, получившая наибольшее развитие в Афинах, крупнейшем городе-государстве Древней Греции.

В этом полисе впервые была создана такая политическая система, при которой к решению важнейших государственных дел были допущены широкие слои граждан. Были расширены права народного собрания, на которое созывались все граждане. В результате внутреннего развития афинского полиса были проведены реформы законодательства, по которым социально-экономические позиции знати были серьёзно подорваны. В политической жизни все граждане Афин были распределены по филам и демам, в результате чего влияние аристократии было резко ограничено.

Устройство афинской демократии

Основы демократического устройства были заложены в самом начале VI в. до н. э. во время реформ Солона. К середине V в. до н. э. демократическая система достигла своей зрелости. Именно на 40-е и 30-е годы V в. до н. э. приходится расцвет афинской демократии; в это время ее политическим лидером был Перикл. Афинская демократия пережила Пелопоннесскую войну, кризис полиса IV в. до н.э., но и она прекратила свое существование в 322 г. до н. э. На смену демократии пришла умеренная олигархия.

Законодательная власть в Афинах была представлена Народным собранием, экклесией, и Советом 500, Буле. Любой закон или постановление начинались словами «Совет и народ постановили».

В работе Народного собрания могли принимать участие все граждане мужского пола старше 20 лет. Участие в заседаниях Народного собрания было правом, но не обязанностью афинского гражданина. Свобода выбора - основной принцип демократии: гражданин мог не участвовать в обсуждении какого-либо закона, но выполнять этот закон, принятый другими гражданами, он был обязан. Такое положение порождало осознанную политическую активность афинских граждан, остро ощущавших, что именно от них зависит и судьба государства, и их личная судьба.

Вопросы, подлежащие обсуждению в Народном собрании, предварительно рассматривались в Совете, который формировал повестку дня. На заседании экклесии, прежде всего, обсуждались и принимались новые законы и постановления, рассматривались вопросы защиты страны и снабжения города продовольствием, выбирались некоторые должностные лица, заслушивались их отчеты после окончания срока должности.

Перед Народным собранием отчитывались члены афинских посольств, сюда же приходили послы других государств, и народ обсуждал и утверждал тексты межгосударственных договоров и соглашений. Только Народное собрание принимало решение об объявлении войны или заключения мира.

При обсуждении любого вопроса в экклесии каждый гражданин имел право высказать свое мнение и внести в текст постановления свое предложение. Решение принималось большинством голосов, но всякий раз все зависело от мнения каждого конкретного гражданина. На решение афинских граждан нельзя было воздействовать ничем, кроме убедительных аргументов, поэтому практика политической жизни способствовала развитию ораторского искусства.

Важнейшим принципом демократии было право законодательной инициативы, которым обладали все граждане. Право законодательной инициативы подразумевало и личную ответственность гражданина. В случае неблагоприятного результата действия закона наказывали его инициатора.

Другим органом законодательной власти в Афинах был Совет 500. Члены Совета избирались жребием, по очереди, сроком на один год. Поэтому каждый гражданин мог стать членом Совета, но, как правило, только один раз в жизни. После обсуждения вопроса Совет принимал предварительное решение, которое и выносилось на обсуждение Народного собрания. Работа членов Совета хорошо оплачивалась, но платили только за те дни, когда человек действительно работал в Совете.

 

Исполнительная власть

Исполнительной власти в Афинах были присущи следующие отличительные черты. Первая - коллегиальность. Должностные лица или иначе магистраты, отвечающие за определенную сферу жизни государства, образовывали коллегии, обычно из 10 человек. Сосредоточение в руках одного человека каких-либо особых полномочий считалось очень опасным для демократии. Вторая черта - выборность. Магистраты избирались на большинство должностей путем жеребьевки из числа всех граждан старше 30 лет. Только на военные должности выбирали прямым голосованием.

Следующая черта, тесно связанная с предыдущей, - отчетность. Ни один из магистратов не мог покинуть свою должность, не отчитавшись в Народном собрании о своей деятельности. Если действия какого-либо должностного лица причиняло ущерб государству, то этот человек был обязан возместить ущерб деньгами. В случае хищения государственных средств или уличения во взяточничестве виновный платил десятикратную сумму похищенного или взятого в подарок.

Четвертой особенностью исполнения должностных обязанностей была их краткосрочность. Все магистраты находились у власти только один год без права переизбрания на следующий срок. Исключение представляли только военные должности. Краткосрочность была действенным средством борьбы против коррупции и предоставляла возможность максимально большему количеству граждан побывать магистратами.

Пятой особенностью является оплата деятельности магистратов, что позволяло афинскому гражданину любого имущественного статуса исполнять обязанности должностного лица.

 

Суд в Афинах

Кроме того каждый гражданин раз в пять лет избирался жребием в состав афинского суда. Каждый год избирались 6000 судей, из числа которых путем жеребьевки формировался состав судебных отделений, большинство которых состояло из 501 члена. В зависимости от характера и важности дела суд мог иметь двойной или тройной состав. В суде истец и ответчик только сами представляли свои интересы, поскольку профессий прокуроров и адвокатов не существовало. Необходимость отстаивать свои интересы в суде требовало от гражданина хорошего знания законодательства своего государства.

Таким образом, каждый гражданин Афин в течение жизни работал в органах законодательной, исполнительной и судебной власти. Общество не разделялось на представителей власти и народ. Гражданский коллектив демократического полиса во всей своей совокупности и являлся государственной властью. Непосредственное участие в политической жизни приучало каждого гражданина ответственно выполнять обязанности по управлению своим государством и осмысленно выполнять требования законов. Именно это положение и формировало полита, гражданина демократического полиса.

 

Рекомендуемая литература

Бузескул В.П. История афинской демократии. СПб, 2003.

Маринович Л.П. Античная и современная демократия: новые подходы к сопоставлению. М., 2007.

Суриков И.Е. Солнце Эллады: история афинской демократии. СПб, 2008.

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.