Зарегистрироваться

Европейское просвещение

Категории Всеобщая история | Под редакцией сообщества: История

Просвещение – это новая концепция видения мира, выросшая на фундаменте гуманистических традиций Возрождения, успехов естествознания XVI-XVII вв. и отталкивающаяся от идеи разумности и познаваемости мира, выработанной в ходе Научной революции.

Среди историков ведутся споры, включать ли в эпоху Просвещения работы философов конца XVII в. Тем не менее, как правило это явление датируется столетием между 1680-ми и 1780-ми годами. А начавшаяся в 1789 г. Французская революция рассматривается как первая глобальная попытка перестройки всей системы общества на основе идей Просвещения. В ходе Научной революции разум и наука позволили понять, по каким законам живет природа, и увидеть, насколько все в ней взаимосвязано и органично. Но если человек – часть природы, а общество – творение человека, то почему же, спрашивали авторы этой эпохи, в обществе отсутствует гармония? Ответ на этот вопрос нередко сводился к тому, что природа живет по своим законам, не осознавая этого, а человек обладает свободой воли и просто не знает законов, по которым ему следует жить, или не соблюдает их. Он принимает свои собственные законы, но они не вписываются в гармонию мира. Таким образом, одной из главных задач философов века Просвещения становится именно анализ общества, стремление понять, по каким законам оно должно жить.

Век философов

Мыслителей и писателей, которые изучали и критиковали в своих трудах общество и его институты назвали философами – вне зависимости от жанра их произведений. Они ощущали своё духовное наднациональное единство, говорили с друг другом на одном языке (французском), организовывали совместные издания – такие, как многотомная «Энциклопедия». «Не будем доверять никому, кроме себя, будем на все смотреть своими глазами», – призывал Вольтер.

Книги философов читали и обсуждали повсюду, вплоть до королевских дворцов. Монархи писали учёным письма, спрашивая совета. В сословном обществе, где продвижение наверх веками зависело от происхождения и богатства, это вызывало шок. Сотни молодых людей занялись наукой, литературой и журналистикой, мечтая приобрести известность. Многих вдохновлял пример родившегося в Женеве сына часовщика Жана-Жака Руссо, ставшего властителем дум.

 

Приоритет разума

Как и Научная революция, эпоха Просвещения утверждала идею о том, что разумом необходимо поверять все существующие традиции, исследование должно быть свободным, не связанным никакими авторитетами.

 

Новый взгляд на человека

Для христианского мировоззрения характерен двойственный взгляд на человека: и как на венец творения, и как на носителя печати первородного греха. Это восприятие человека как носителя двух состоящих в единстве противоположностей: телесного и духовного. Но если христианство делало акцент на духовном, то Просветители, вдохновляемые успехом биологии и медицины, нередко переносили центр тяжести на телесное, биологическое начало. Возникает идея «человека-машины» (как писал Ж.О. Ламетри); человека-животного, влекомого своими биологическими потребностями, освободившегося от ложных наслоений морали, как у маркиза де Сада; человека, который перестает быть венцом творения, как у Вольтера.

Новый взгляд на общество. Просветители в основном сходились в том, что появлению общества предшествовало «естественное состояние», в котором люди подчинялись только «естественным законам», законам природы. Выявлению и познанию этих законов уделяют большое внимание многие философы этого времени.

В основе желания объединиться в общество лежит «общее благо», люди стремятся жить в обществе, потому что считают, что так им будет лучше. Основной принцип человеческого общежития сформулирован в «Энциклопедии»: «Я хочу быть счастливым, но я живу с другими людьми, которые, как и я, каждый со своей стороны хотят быть счастливыми; будем же искать средство обеспечить наше счастье, добывая тем самым счастье другим и уж во всяком случае никогда не вредя им». Иными словами, принятие концепции общего блага должно заставить людей не искать личной выгоды в ущерб другим.

 

Мысли о необходимости преобразования общества на основе разума

С точки зрения многих Просветителей, именно разум диктует, на каких основах должно быть преобразовано общество. Прежде всего, его законы должны быть приведены в соответствие с законами естественными. Затем необходимо проанализировать, какие позитивные законы будут наиболее соответствовать данному конкретному обществу, конкретному государству в зависимости от того, какую территорию оно занимает, в какой климатической зоне находится, какие нравы и обычаи характерны для населяющего его народа. И наконец, нужно провести сами преобразования, причём путём реформы, а не революции.

При этом преобразованию общества должно предшествовать преобразование самого человека: его воспитание, образование и просвещение. Это процесс медленный, постепенный, однако, как кажется философам, он уже идет. Мысли о пошаговых, постепенных преобразованиях приводили просветителей к идее прогресса.

 

Идея прогресса

Научная революция возродила античную идею интеллектуального прогресса, который приумножает человеческие знания, заставляет природу выдавать свои тайны и тем самым увеличивает власть человека над ней.

Концепция прогресса у разных просветителей различна. Для одних, как для Вольтера, именно через человеческий разум каждая эпоха вносит свой вклад в историю. Человек постепенно учится думать, его идеи становятся все более правильными. Для других, как для А.Р.Ж. Тюрго, всё строится на противопоставлении природы и общества. Если для природы характерно цикличное развитие, в ходе которого всё возрождается и погибает, то прогресс человечества линеен.

Секуляризация мышления. Просветители полагали, что на пути свободы человека думать, работать и творить должны быть уничтожены все препоны; в особенности религиозные. Плоха не религия сама по себе: плохи фанатизм и суеверия, именно против них и борются философы. Лозунгом времени становится слово «веротерпимость».

Космополитизм. Неприятие религиозных и национальных различий между людьми подпитывало характерный для эпохи Просвещения космополитизм. Философы полагали, что если все люди одинаковы, если все общества живут по одним законам, то развитие истории неминуемо приведет к созданию всемирной республики. Именно в XVIII в. появляется проект, которым нередко датируют зарождение идеи современного Евросоюза – в 1713 г. аббат де Сен-Пьер публикует свой «Проект вечного мира».

 

Итоги эпохи Просвещения

В итоге появляется новый мир норм, несовместимый с традиционным образом мышления. Возникает юридическое мировоззрение с представлением о презумпции невиновности, с верой в спасительную силу политических убеждений и конституционных формул. Сословная социальная структура общества даёт первые трещины. На монархов начинают смотреть как на людей, должных, в первую очередь, обеспечить благо того народа, которым они правят.

 

Рекомендуемая литература

Новая история стран Европы и Америки. Первый период. Под ред. Адо А.В. М.: Высшая школа, 1986.

Новая история стран Европы и Америки. Начало 1870-х годов – 1918 г. Под ред. И.В.Григорьевой. М., 2001.

Язьков Е.Ф. История стран Европы и Америки в новейшее время, 1918–1945 гг.: Курс лекций. М.: Изд-во МГУ, 2006.

История стран Европы и Америки в новейшее время: 1945-2000 гг. Под ред. Язькова Е.Ф. – М.: «Простор», 2003.

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.