Зарегистрироваться

Диаспора

Категории Всеобщая история | Под редакцией сообщества: История

Диаспора - постоянное проживание части народа за пределами национального государства.

Диаспоры играют важную роль в истории многих современных стран ближнего зарубежья, России и всего мира. История большинства современных государств постсоветского пространства непредставимы без учета фактора наличия диаспор у титульного этноса. Влияние диаспор на жизнь государства имеет различные формы, обусловленные историческим причинам эмиграции, ее длительностью и возможностями реэмиграции в постсоветское время.

Прибалтийские диаспоры

Прибалтийские диаспоры, хотя сравнительно немногочисленные и образованные преимущественно после Второй мировой войны, играли огромную роль в постсоветской истории своих стран. Латвийское правительство в эмиграции, к примеру, весь советский период продолжало выдавать паспорта своим гражданам, которые признавались многими государствами мира. Пребывая на Западе, оно ощущало себя хранителем демократических ценностей, утраченных, на его взгляд, в ЛатССР. После обретения Латвией независимости эти сохраненные идеалы демократии были возвращены в метрополию. Действительно ли эта сохраненная преемственность власти и демократии способствовала расцвету гражданских свобод в новой Латвии и помогло формированию профессионализма высших звеньев государственного аппарата? Вопрос заслуживает серьезного рассмотрения, особенно с привлечением теоретических подходов современной культурологии, предполагающей непременное проведение сравнительного анализа – в данном случае путем сопоставления с историей постсоветской страны, не имевшей правительства в изгнании (например, России).

 

Белорусские диаспоры

Иная история у белорусской диаспоры. Белорусов всего мира объединяет, прежде всего, этнографическое единство, и их заботой является поддержание национальных традиций питания, фольклора и т.п. Легкость включения белорусов в чужую этническую среду, размытость этнических границ даже в самой Беларуси вынуждает исследователей обращаться к теоретическим основам истории повседневности при изучении быта (чтобы не остаться в рамках простого бытописательства) и к гендерному анализу при изучении брачно-семейных отношений, имеющих свою специфику.

 

Украинская диаспора

Украинская диаспора– одна из наиболее многочисленных среди ближнезарубежных диаспор. Исход украинцев был особенно значителен в конце XIX века, причем не столько с территории Российской империи, сколько из Австро-Венгрии, где их экономическое положение было наихудшим. При этом украинцы заселяли не одну Европу, но Канаду, Аргентину, Австралию – страны, куда в ту пору редко добирались представители русского зарубежья. И проявляли себя украинцы не в парижских или швейцарских раздумьях, а в сельском хозяйстве стран-реципиентов. Отсюда их потребность и в новых условиях селиться общинами, сохранять привычный уклад жизни, язык и нравы предков. Отсюда и законсервированность этого языка и уклада, более или менее резко изменившихся в самой Украине. Диалог культур применительно к изучению истории украинского зарубежья– это не только диалог украинской культуры с иноэтнической, но и столкновение старой Украины и современной. В реальности они мало встречаются, даже и в наше время, когда возможности взаимных контактов резко выросли. Но для исследователя старая украинская деревня, сохранившаяся в отдаленных местах именно в силу резкого контраста с окружающей средой, - бесценный подарок и парадокс истории.

 

Армянская диаспора

За пределами нынешней территории Армении проживает, по всей вероятности, больше армян, нежели в пределах государства; история армянского зарубежья уходит корнями в XIII и даже VII века; и роль армянской диаспоры для своей страны и всего мира была и остается чрезвычайно значительной.

Этническое единство армян, пронесенное ими сквозь века и даже тысячелетия, сквозь жизнь в таких контрастных странах как Индия (где центр армянской эмиграции в Мадрасе существует с XIII века) и США, Польша и Турция, зиждется на важнейшем факторе – армянской церкви, чью организующую и цементирующую роль в армянском обществе невозможно переоценить. Эту роль не поколебал ни советский атеизм, ни многовековое противостояние с мусульманством, ни разбросанность и изолированность отдельных диаспор. Весьма вероятно, армяне могли не сохраниться как нация вне границ без поддержки своей церкви. С другой стороны, и сама армянская церковь в разные периоды истории не смогла бы выжить без поддержки тех представителей зарубежья, которые находились в сравнительно более благоприятных условиях. Изучение опыта взаимоотношения армянской церкви и этноса было бы небесполезно для любой конфессиональной истории. Не секрет, что желание Русской Православной Церкви подчинить своему влиянию всех православных русских безотносительно к месту проживания наталкивается на противодействие различных сил и в настоящий момент осуществляется все менее успешно. Точно также и грузинская церковь не столь удачно контролирует верующих грузин за пределами территории Грузии. Почему сложились исторически различные формы взаимоотношения различных церквей и их оторвавшейся от родины паствы? какие факторы имели тут значение?

Вопрос непраздный и имеющий значение отнюдь не только научное или практически-конфессиональное. Без его уяснения невозможно правильное суждение о самом феномене национального зарубежья. В противном случае получаются такие малопонятные явления, как учебник с прекрасным названием "История армянского народа", посвященный, однако, всего лишь истории современной территории Армении, что неправомерно игнорирует огромную и важную часть армянского народа и армянской истории.

Эти несколько выбранных наудачу примеров могли бы быть продолжены до бесконечности, ибо проблематика национального зарубежья далеко еще не изучена в той степени, какой она заслуживает. Но есть один еще более существенный момент, на который хотелось бы обратить самое пристальное внимание. Ведь как ни парадоксально, но вся история Российской империи, СССР и современного постсоветского пространства может быть представлена как история взаимного существования и взаимного проникновения диаспор, населяющих данную территорию народов, поскольку любое из существующих здесь государств населено представителями если не  всех других государств, то очень многих. Русские, армяне, азербайджанцы, украинцы и другие нации проживают практически повсеместно на данной территории, не стоит забывать о многочисленных повсюду еврейских диапорах, об узбеках в Таджикистане и таджиках в Узбекистане, о немцах в Казахстане и казахах вдали от Казахстана и т.д. и т.п. Но диаспоры этих народов есть и за пределами постсоветской территории. И их связи с исторической родиной отнюдь не разорваны до конца. Постсоветское пространство притягивает их к себе, они же втягивают его в мировое историческое пространство. И они нередко очень мобильны, меняя своим перемещением лицо мира. Взглянуть на мир глазами диаспор, привлечь для этой цели передовые достижения исторической науки и наметить новые направление исследований – перспективная задача, о которой стоит задуматься.

 

Рекомендуемая литература

1. Пивовар Е.И. Российское зарубежье: социально-исторический феномен, роль и место в культурно-историческом наследии. М.: 2008.

2. Цимбаева Е.Н. Россия № 2 – и другие. Беглые заметки о применении современных теоретических подходов при изучении истории ближнезарубежных диаспор. //Слово ученикам. К юбилею ректора РГГУ Пивовара Е.И. М.: МГУ. 2009.

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.