Зарегистрироваться

Крестовые походы

Категории Всеобщая история | Под редакцией сообщества: История

Крестовые походы ‑ военно-колонизационные движения западноевропейского рыцарства, горожан, части крестьянства, осуществлявшиеся в форме религиозных войн под лозунгом борьбы за освобождение христианских святынь в Святой Земле из-под власти мусульман.

Участники крестовых походов, именовавшие себя пилигримами, нашивали на одежды знак креста, отсюда их название - "крестоносцы". Инициатором и вдохновителем крестовых походов была римско- католическая церковь. Предпосылками крестовых походов были развитие городов и товарно-денежных отношений, рост населения в Западной Европе, ускорившие процессы расслоения в обществе, широкое распространение мистических настроений, обострение борьбы между феодальными сеньорами за землю, резкое изменение военно-стратегической ситуации на Ближнем Востоке. Основной движущей силой крестовых походов было рыцарство. Мелкое рыцарство стремилось приобрести на Востоке поместья, разбогатеть. Крупные сеньоры добивались создания собственных государств и владений. Крестьяне надеялись обрести за морем свободу от сеньоров и материальный достаток. Купечество и значительная масса населения  средиземноморских городов и городских республик: Пизы, Венеции, Генуи, Марселя, Барселоны намеревались захватить выгодные позиции в торговле на Ближнем Востоке. Католическая церковь, дав крестовым походам идеологическое обоснование как священным войнам за освобождение Гроба Господня в Иерусалиме от неверных и ради помощи христианам на Востоке, беря крестоносцев под особое покровительство, желала как укрепить свое влияние на Западе, так и утвердить его в завоеванных землях.

Первый Крестовых поход

Поводом к началу крестовых походов послужило завоевание турками-сельджуками в 70-е-80-е гг. XI в. Сирии и Палестины, захват ими, после разгрома византийских войск в битве при Манцикерте (1071 г.), большей части М. Азии и обращение византийского императора Алексея I к ряду западноевропейских государей с просьбой о помощи.

Первый К.П. (1096‑1099). 27 ноября 1095 г. с проповедью К.п. на церковном соборе в г. Клермоне выступил папа Урбан II, обещавший пилигримам многие привилегии и отпущение грехов. Монахи, среди которых особую популярность приобрел проповедник Петр Пустынник, широко распространили эту идею в народе. Весной 1096 г. началось "святое паломничество" почти безоружной крестьянской бедноты на Восток. После длительного и тяжелого перехода, деморализованное крестьянское войско было истреблено сельджуками в сентябре 1096 г. близ Никеи. Летом 1096 г. в поход выступили французские и южноитальянские рыцари, шедшие отдельными отрядами во главе с лотарингским герц. Годфруа IV Бульонским и его братом Бодуэном, нормандским князем Боэмундом Тарентским графом Тулузским Раймондом Сен-Жилем. Заключив союзный договор с византийским императором Алексeем I, они переправились в Малую Азию и нанесли ряд поражений сельджукам. 19 июня 1097 г. капитулировала Никея (отошла к Византии), в 1098 г. была взята Эдесса и, после длительной осады и тяжелой обороны от подошедших войск эмира Кербоги - Антиохия, ставшие столицами первых государств крестоносцев- одноименного графства и княжества. В 1099 г. штурмом был взят Иерусалим, с 1100 г.- столица Иерусалимского королевства, в вассальной зависимости от которого находились остальные государства крестоносцев. Его правителем стал Годфруа Бульонский, а после его смерти в 1100 г. рыцари избрали первым императором его брата Бодуэна, графа Эдессы. В 1101-1124 гг. продолжались захваты земель Сирии и Палестины крестоносцами. В 1109 г. было образовано графство Триполи.

 Рис. Карта Западной Европы в эпоху крестовых походов

Второй и Третий Крестовый поход

Второй К.п. (1147 -1049) был предпринят в ответ на захват сельджуками Эдессы в 1144 г. Он возглавлялся французским королем Людовиком VII и германским королем Конрадом III и закончился поражением немецких крестоносцев и неудачей  французских, безуспешно пытавшихся взять Дамаск.

Третий К.п. (1189 -1192) был вызван полным разгромом Иерусалимского королевства и захватом его столицы египетским султаном Салах-ад-Дином в 1187г. Предводителями похода были император Священной Римской империи Фридрих I Барбаросса, французский король Филипп II Август и английский - Ричард I Львиное Сердце, враждовавшие между собой. Взяв Иконий, Фридрих I погиб в 1190 г. в Киликии при переправе через горную речку и его войско распалось. Англичане и французы в 1191 г. взяли порт Акру, после чего Филипп II отбыл на родину. Ричард I в 1191 г. завоевал отпавший ранее от Византии Кипр, ставший затем самостоятельным королевством (1192-1489), а в 1192 г. подписал с Салах-ад-Дином мир, по условиям которого за Иерусалимским королевством сохранялось побережье от Тира до Яффы. Иерусалим отвоевать не удалось.

 

Четвёртый Крестовых поход

Четвертый К.п. (1202-1204) планировался папой Иннокентием III против Египта. Его участниками были Венеция, фр., немецк. и фламандск. рыцари, а предводителем маркиз Монферрата Бонифаций. Попав в долговую задолженность от Венеции из-за выплаты денег на снаряжение флота, в 1202 г. крестоносцы захватили принадлежавший венгерскому королю г. Задар, передав его Венеции. Согласившись на просьбу о восстановлении на троне византийского царевича Алексея Ангела, чей отец Исаак II был низложен и ослеплен, в обмен на обещание 200 000 марок серебра и участие в продолжение похода в Св. Землю, Бонифаций Монферратский при участии дожа Венеции Энрико Дандоло направил поход к Константинополю. Высадившись в Галате, в июле 1203 г. крестоносцы ворвались в подожженный Константинополь и восстановили на престоле Исаака II и его сына Алексея IV. Последние не смогли выполнить условий договора и потеряли власть в результате переворота Алексея V Мурзуфла. Крестоносцы приняли решение овладеть Византией и разделить ее между собой. 13 апреля 1204 г. Константиполь был взят штурмом и подвергнут грабежу. Многие его памятники были разрушены, церкви осквернены, сокровища и реликвии вывозились на Запад. Крестоносцам не удалось завоевать всю территорию Византии. Ими были образованы Латинская империя с центром в Константинополе (1204-1261), императором был избран Фландрский граф Бодуэн, Фессалоникское королевство (1204-1224) во главе с Бонифацием Монферратским, Морейское княжество на Пелопоннесе (1205-1432), Афинское герцогство (1205-1456) и др. Ряд кварталов в Константинополе, многие территории в Эгейском море, включая гг. Корон и Модон, о-ва Эвбея и Крит, достались венецианцам. Греческая церковь на завоеванных землях была поставлена под контроль папства, патриархом Константинопольским был избран католический прелат венецианец Томмазо Морозини. IV К.п., направленный против христиан, ознаменовал глубокий кризис крестоносного движения, привел к углублению раскола церквей, усилив неприятие унии греч. клиром и населением.

 

Пятый и Шестой крестовый походы

Пятый К.п. (1217-21) против Египта, в организации которого участвовали венгерский король Эндре II, австрийский герцог Леопольд VI, король Кипра Гуго II и правители государств крестоносцев закончился безрезультатно. Крестоносцам не удалось удержать взятую Дамиетту и, окруженные войском Аюбидов, они должны были капитулировать.

В ходе Шестого К.п. (1228-29) возглавлявший его император Священной Римской империи Фридрих II сумел путем мирных переговоров вернуть Иерусалим, правда - ненадолго (1229-44).

 

Седьмой и восьмой Крестовые походы

Седьмой К.п. (1248-54) против Египта и Восьмой К.п. (1270) против Туниса, подготовленные французским королем Людовиком IX Святым, закончились разгромом армий крестоносцев. В 1291 г. последние владения крестоносцев в Сирии и Палестине были завоеваны султаном Египта. Попытки организовывать К.п. на Восток предпринимались и в XIV-XV вв. Это так называемые Поздние К.п., главным образом - против турок-османов. Войско крестоносцев во главе с венгерским королем  Жигмондом было разгромлено османами в Никопольском сражении (1396). Другое, во главе с королем Польши и  Венгрии Владиславом III и трансильванским воеводой Яношем Хуньяди, после ряда успехов было истреблено османами в битве при Варне (1444).

В ходе К.п. были образованы духовно-рыцарские ордена: в нач. XII в. - иоаннитов (госпитальеров), ок.1118 г. - тамплиеров (храмовников), в 1198г.- Тевтонский орден Девы Марии (перемещен в Прибалтику в нач.XIII в.).

К.п. не достигли своей прямой цели и привели к большим людским и материальным потерям, к установлению на территории Сирии, Палестины, бывш. Византии - Латинской Романии - более сурового, чем ранее, сеньориального режима. Они усилили миграционные процессы, содействовали образованию торговых факторий западноевропейских городов на Ближнем Востоке, усилению товарообмена между Европой и Левантом. Благодаря уходу на Восток наиболее "мятежного" элемента укрепилась централизация ряда государств Западной Европы. К.п. способствовали прогрессу военного дела в Европе, стимулировали строительство военных и транспортных судов, в том числе - скоростных и значительно большего водоизмещения, внедрению новых видов вооружения.

В форме К.п. осуществлялись Реконкиста на Пиренеях, германская колонизация земель полабских славян и Восточной Прибалтики в XII-XIII вв., Альбигойские войны против "еретиков" во Франции в 1209-1229 гг., походы против гуситов в Чехии в XV в. и др.

С. П. Карпов

 

Рекомендуемая литература

Комнина Анна. Алексиада

Византия // БРЭ.Т.5

Византийская книга эпарха

Мишо Ж.-Ф. История Крестовых походов. М., 2005

Заборов М. А. Крестоносцы на Востоке. М.,1980

История Крестовых походов / под ред. Дж. Райли-Смита. М., 1998

A History of the Crusades / ed. Setton K.M. Madison, 1955-1989. Т.1-6; Balard M. Croisades et l’Orient Latin. Paris, 2001

Заборов М.А. Введение в историографию крестовых походов (латинская хронография Х-XIII вв.). М., 1966

Карпов СП. Латинская Романия // Вопросы истории, № 12,1984

Alphandéry P., Dupront A. La Chrétienté et l'idée de Croisade. P, 1995

Bull M. Knightly, Piety and Lay Response to the First Crusade. Oxford, 1993

Délaruelle E. L'idée de croisade au Moyen Age. Torino, 1980

Erdmann C. Die Entstehung des Kreuzzugsgedankens. Darmstadt, 1985;

Mayer H.E. Geschichte der Kreuzzüge. Stuttgart, В., 1989

Prutz H. Kulturgeschichte der Kreuzzuge. В., 1883

Riley- Smith J. What were the Crusades? L.,1981

Rousset P. Histoire d'une ideologie. La croisade. P., 1983

Throop P.A. Criticism of the Crusade. A Study of Public Opinion and Crusade Propaganda. Amsterdam, 1940; Vil ley A. La croisade. Essai surla formation d'une théorie juridique. Caen, 1942.

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.