Зарегистрироваться

Философия

Категории Философия | Под редакцией сообщества: Философия

Эта версия статьи от 19 Ноябрь 2010 13:45, редактировал Толстов Алексей Борисович
Список всех версий Перейти к списку версий
Перейти к последней версии

Философия[1] (от греч. filein – любить, sofia – мудрость) – особый способ духовно-практического освоения мира, осуществляемый посредством критической рефлексии над фундаментальными основаниями мировоззрения и человеческой деятельности, мышления и смыслополагания. Философия выражает неустранимую человеческую потребность в осмыслении своего места в мире, постижении смысла и назначения личной и родовой жизни, истории.

Усилия, направленные на то, чтобы выделить ядро наиболее фундаментальных проблем, от решения которых так или иначе зависят все остальные философские проблемы, привели к формулировке различных версий основополагающих вопросов философии.

Базовыми стратегиями, к которым так или иначе тяготеет философское размышление, выступают платонизм (объективный идеализм), трансцендентализм (критический идеализм) и философский натурализм.

Фундаментальные философские дисциплины

Фундаментальными философскими дисциплинами, соответствующими трем основным предметам, на которые направлена мысль, выступают онтология (учение о бытии), гносеология (учение о познании – см. эпистемология) и аксиология (учение о ценностях, возникающее первоначально в виде конкретных аксиологических дисциплин – этики и эстетики). Разумеется, все эти дисциплины теснейшим образом взаимосвязаны между собой; строго говоря, развитие ни одной из них невозможно без остальных.

В процессе исторического развития структура философского знания изменяется. Вначале философия выступала единым и нерасчлененным теоретическим знанием о мире, но затем от нее стали отделяться конкретные науки. Одновременно уточнялась собственно философская проблематика и внутри философии формировались ее относительно самостоятельные и взаимодействующие друг с другом области знания – философия истории, социальная философия и политическая философия, философия права, философия науки и техники, философия религии, а также более специализированные дисциплины – история философии и логика. В ХХ веке выкристаллизовываются кроме того философия человека (антропология), философия языка и философия сознания, когнитивные науки. Дифференциация и интеграция философского знания обеспечивают все более глубокое постижение оснований человеческого бытия.

История термина «философия»

Происхождение термина «философия» тесно связано с античной культурной традицией. Древнегреческое слово «filein» широко использовалось со времен Гомера в сочетании с любым существительным и обозначало влечение, любовь, страсть к определенным вещам (влечение к еде, богатству, чести и т. д.). Термин «sofia» в V в. до н. э. применялся для обозначения познания, знания, умения, преданности делу, способности к рассуждению, а также понимался в обобщенном смысле как обозначение высокой степени ума, мудрости. По преданию (дошедшему до нас благодаря Гераклиту Понтийскому и Диогену Лаэрцию) первое применение термина «философия» принадлежит Пифагору. Ионийские философы Фалес, Анаксимандр и Анаксимен называли свои учения не философией, а фюсиологией – учением о природе вещей. К концу V в. до н. э. в античной культуре начинает все чаще применяться отглагольная форма «философствовать», а в IV в. до н. э. у учеников Сократа – существительное «философия». Впоследствии этот термин закрепился для обозначения особого типа рационально-теоретической и аргументативно-полемической деятельности.

Философия стремится рациональными средствами создать предельно обобщенную картину мира и места человека в нем. Она выступает теоретическим ядром мировоззрения. Распад традиционного всеобъясняющего всепредписывающего мифа требует появления нового типа мышления, который базируется на теоретических методах освоения действительности, используя особые логические и гносеологические критерии для обоснования своих положений. Необходимость философского познания мира коренится в динамике социальной жизни и диктуется реальными потребностями в поиске новых мировоззренческих идей и ценностных ориентиров, регулирующих человеческую жизнедеятельность. В развитии общества всегда возникают эпохи, когда традиционные мировоззренческие комплексы и нормативные принципы, выраженные системой универсалий культуры (представлениями о природе, обществе, человеке, добре и зле, жизни и смерти, свободе и справедливости и т. д.), перестают обеспечивать воспроизводство и сцепление необходимых обществу видов деятельности. В такие эпохи традиционные жизненные смыслы уже не позволяют найти ответ на новые исторические вызовы. Традиция перестает обеспечивать отбор и трансляцию социального опыта, становится неясным, что сохранить и что отбросить из опыта предыдущих поколений. Тогда особенно острыми становятся мировоззренческие проблемы, ответ на которые люди пытаются найти, чтобы обрести понимание себя и мира.

Философское познание выступает особым самосознанием культуры, которое активно воздействует на ее развитие. Генерируя новые мировоззренческие идеи, философия тем самым вводит новые представления о желательном образе жизни. Обосновывая эти представления в качестве ценностей, она может выполнять идеологические функции. Но вместе с тем ее установка на выработку новых категориальных смыслов, выдвижение и разработку проблем, многие из которых на данном этапе социального развития оправданы преимущественно внутренним теоретическим развитием философии, сближает ее со способом научного мышления. И подобно тому, как теоретические концепции фундаментальной науки открывают возможности радикально новых технико-технологических достижений, так и теоретическое развитие философии конструирует своеобразные эскизы возможных миров человеческой жизнедеятельности, создавая новые мировоззренческие ориентации людей, регулирующие их отношения с природой, обществом и историческим опытом духовной жизни.

Порождение философией новых мировоззренческих идей осуществляется как за счет внутреннего оперирования философскими категориями, постановки теоретических проблем и поиска вариантов их решения, так и за счет постоянного обращения к различным сферам культуры, в процессе которого выявляются смыслы мировоззренческих универсалий культуры и происходящие в них изменения. Ни один из этих способов нельзя устранить, не разрушая самой сути философского познания мира. Оно развивается в многообразии философских жанров – от тяготеющих к художественно-поэтическому изложению философских идей до почти аксиоматических построений, аналогичных научным теориям. Оба типа мышления (ориентированное на образно-художественное и на концептуально-научное освоение мира) взаимодействуют в творчестве философов. Преобладание одного из них отличает художественно-синтетическую манеру философского размышления (Платон, Ницше, Сартр, Камю, современная философия постмодерна) от научно-аналитической (Аристотель, Кант, Гегель, позитивизм, марксизм, современная аналитическая философия).

Аналитический способ философствования в новоевропейской культуре часто реализовывался в форме сциентистской ориентации. В этой культуре наука и научная рациональность играли доминирующую роль, активно влияя на все типы мышления, в т.ч. и философское. Поэтому философия часто строилась по образу и подобию науки и ориентировалась в первую очередь на анализ тех мировоззренческих следствий, которые порождают фундаментальные достижения науки. Именно в русле таких ориентаций и возникло понимание философии как науки о наиболее общих законах природы, общества и мышления (марксизм). Но такого понимания не было в иных культурах, например, в традиционных культурах Востока, где философия развивалась не столько апеллируя к накопленным научным знаниям, сколько размышляя над обыденным языком, проблемами морали, искусства, религии. В западной философии в конце XIX – начале ХХ в. формируется тенденция преодоления сциентистской трактовки философии и осознания важности соединения рефлексии над наукой с мировоззренческим анализом других областей культуры. Исследовательское направление все более и более замещается проективным. В работе на двух полюсах – внутреннего теоретического движения и постоянного выявления и критического анализа реальных смыслов предельных оснований культуры, представленных ее мировоззренческими универсалиями, – реализуется главное предназначение философии в культуре: понять не только каков в глубинных основаниях наличный человеческий мир, но и каким он может и должен быть. Историческое развитие философии постоянно вносит мутации в культуру, формируя новые варианты, новые потенциально возможные линии ее динамики. Многие выработанные философией идеи транслируются в культуре. В них акцентируются конкретные жизненные смыслы, что постепенно превращает их в новые мировоззренческие основания культуры. Философские категории переплавляются в универсалии культуры, соединяясь с различными способами и технологиями деятельности, поведения и общения.

Но несмотря на всю значимость и важность таких форм философствования как смыслообразы, символы, метафоры и аналогии, осмысление оснований культуры в философии не ограничивается только ими. На основе первичных «философем», выражающих мировоззренческие идеи в образной и символической форме, философия затем вырабатывает более строгий понятийный аппарат, где категории уже определяются как понятия в своих наиболее общих и существенных признаках. Универсалии культуры превращаются в рамках философского анализа в философские категории – особые идеальные объекты (связываемые в систему), с которыми уже можно проводить мысленные эксперименты. Тем самым открываются новые возможности для внутреннего теоретического движения в поле философских проблем, результатом которого может стать формирование принципиально новых категориальных смыслов, выходящих за рамки исторически сложившихся и впечатанных в ткань наличной социальной действительности мировоззренческих с оснований культуры определенной исторической эпохи. Уже в начальной фазе своей истории философское мышление продемонстрировало способность порождать нестандартные категориальные модели мира, не соответствующие и даже противоречащие архетипам и стереотипам сознания, доминирующим в культуре своего времени.

Философское познание всегда социально детерминировано. Вырабатывая новые мировоззренческие идеи, оно так или иначе затрагивает интересы определенных социальных сил. Проблематика человека и мира, субъекта и объекта, сознания и бытия является центральной в философских учениях. Но каждая эпоха и каждая культура вкладывают в эти категории свой смысл, по-своему проводят границы между субъектом и объектом, сознанием и бытием. Поэтому данная проблематика, как и ряд других проблем, постоянно воспроизводится и по-новому формулируется на любом из этапов развития философской мысли. Накопление философского знания о человеке и мире предполагает постоянную критику фундаментальных принципов философского исследования, переформулировку проблем, столкновение различных подходов. Разнообразие философских школ и стремление философии к осознанию своих собственных предпосылок является условием ее развития. Критическое переосмысление ранее выработанных подходов и решений предполагает постоянное обращение философии к собственной истории. Историко-философские исследования играют особую роль в философском постижении мира. Как и рефлексия над различными областями культуры (наукой, искусством, религией, политическим и правовым сознанием, обыденным мышлением и языком), они выступают необходимым компонентом процесса порождения философией новых мировоззренческих идей.

Европейский тип философствования возникает в лоне античной культуры. Его предпосылкой была социальная жизнь полиса, основанная на торгово-ремесленных отношениях, демократии и характеризующаяся большим динамизмом по сравнению с другими видами традиционных обществ. Здесь складывалась философия, ориентированная на связь с наукой и логико-рационалистическое построение системы знания. В античной философии в зародышевой форме обозначились основные исследовательские программы развития будущей западной философии. Античность была начальным этапом этого развития. Последующими основными этапам стали, философия европейского средневековья, развивавшаяся в системе христианской культуры, ее синтез с античной философской традицией в эпоху Возрождения, философия Нового времени и эпохи Просвещения, философия XIX в., определившая переход от доминирования классических философских систем (немецкая классическая философия была завершающим этапом господства этого типа философствования) к первым неклассическим философским учениям конца XIX – начала ХХ в. (марксизм, эмпириокритицизм, философия жизни, ранний фрейдизм), новейшая (современная западная философия ХХ в.), сочетающая неклассические философские направления (экзистенциализм, феноменология, философия психоанализа, философская антропология, философская герменевтика, структурализм и др.) с сохранением классической традиции (неотомизм, неогегельянство и др.). Возникновение неклассической философии создало предпосылки для нового понимания природы философского знания, его развития и функций в культуре. Классическая философия полагала особую концепцию познающего разума. Она рассматривала его как суверенный, беспредпосылочный разум, имеющий основание в себе самом, выделенный из бытия и как бы со стороны созерцающий и познающий его. Возникало представление о своеобразном параллелизме сознания и бытия, между которыми нет опосредующих звеньев. В рамках этого подхода развивались как классические системы монизма в двух его версиях – материализма и идеализма, так и философские системы дуализма.

Неклассическая философия меняет представление о разуме и его отношении к бытию. Она рассматривает познающий разум не как дистанцированный от мира и извне постигающей его, а как находящийся внутри мира. Разум с этой точки зрения не является абсолютно суверенным и беспредпосылочным. Он укоренен в человеческом жизненном мире. Между ним и бытием есть опосредующее звено, которое различает, но вместе с тем связывает их. Таким звеном выступает человеческая деятельность и язык. Причем язык здесь следует понимать в широком смысле, включая не только естественный язык, но и все типы языков культуры, все разновидности социокодов, закрепляющих и транслирующих социально-исторический опыт. Сознание, детерминированное социальным бытием и вместе с тем организующее и пронизывающее его, также обретает расширительное толкование. Он уже не сводится преимущественно к логическому мышлению, а включает всю полноту проявлений индивидуального и общественного сознания (волю, эмоциональное переживание мира, веру и т.д.). Познавательные процессы предстают как обусловленные в каждую эпоху характером деятельности и состояниями культуры. Даже когда познание осуществляет прорыв к новым идеям и образам мира, выходящим за рамки культуры своей эпохи, оно детерминировано этой культурой. Сами возможности инноваций определены, с одной стороны, предшествующим развитием познания и практики, вырабатывающими на каждом историческом этапе новые средства познавательной деятельности, а с другой – базисными ценностями культуры, которые либо включают в свой состав, либо исключают ценность инноваций. В неклассическом подходе ключевой становится проблематика социокультурной обусловленности философского знания. Она приводит к новому пониманию предмета и функций философии. Стремление философии найти предельные основания познания и деятельности в классический период выражалось в создании относительно замкнутых философских систем. Каждая из них выдавала свои принципы за абсолютные истины, последние основания бытия. На базе этих принципов создавалась система представлений о мире, включающая понимание природы, человека, человеческого познания, социальной жизни и идеалов общественного устройства. Развитие философия осуществлялось через конкурентную борьбу таких систем, их взаимную критику и порождение новых систем. В неклассическом подходе отвергается сама возможность создать последнюю и абсолютно истинную систему философского знания. Признание социокультурной обусловленности любого вида познания предполагает, что философия на каждом этапе своей истории детерминирована особенностями культуры своей эпохи, которая определяет те или иные возможности (часто не осознаваемые) и ограничения философского поиска. Эти возможности и границы могут быть раздвинуты в иную историческую эпоху, но там появятся новые детерминанты философского творчества, а значит, его новые и возможности, и ограничения. Стремление открыть последние и окончательные принципы бытия трансформируется в неклассическом подходе в стремление выявить предельные основания культуры, регулирующие человеческую жизнедеятельность. В качестве таких оснований можно рассматривать универсалии (категории) культуры, сцепление и взаимодействие которых формируют образы человеческого мира и мировоззренческие ориентации людей.

Рекомендуемая литература

Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? М., 2009.

Джентиле Д. Введение в философию. СПб., 2000.

Дильтей В. Сущность философии. М., 2001.

Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М., 1992.

Нагель Т. Что все это значит? Очень краткое введение в философию. М., 2001.

Ортега-и-Гассет X. Что такое философия? М., 1991.

Ясперс К. Введение в философию. Минск, 2000.

Дополнительная литература

Берлин И. Назначение философии. // Вопросы философии. 1999, №5.

Бибихин В.В. Язык философии. М., 1993.

Булгаков С.Н. Трагедия философии. Гл.1. О природе мысли. // Соч. в 2-х тт. Т.1. М. 1993.

Джеймс У. Введение в философию. / Рассел Б. Проблемы философии. М. 2000.

Лопатин Л.М. Аксиомы философии. М. 1996

Мамардашвили М.К. Введение в философию. // Мамардашвили М.К. Необходимость себя. М., 1996.

Ойзерман Т.И. Метафилософия. Теория историко-философского процесса. М., 2009.

Хайдеггер М. Что такое философия? // Вопросы философии. 1993. №8.

Хофмайстер Х. Что значит мыслить философски. СПб., 2006.

Ссылки

  1. Использованы материалы Новой философской энциклопедии  ↑ 1

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.