Зарегистрироваться

История науки

Категории История науки | Под редакцией сообщества: История

История науки — это исторические исследования феномена науки как особой формы человеческой деятельности. Такие исследования опирается на множество сохранившихся оригинальных или переизданных текстов, которые получили название “научных” (однако при этом не следует забывать, что сами слова «наука» и «ученый» вошли в употребление лишь в XVIII—XX веках).

История науки находится на пересечении нескольких отраслей исторического знания – помимо истории общественной мысли это и институциональная история (поскольку в изучение истории науки составной частью входит исследование становления и развития ее институтов), и социальная история (поскольку историкам важно определить социальную функцию науки и ее представителей в обществе).

Процесс накопления знаний в Древнем мире

Накопление знаний происходит с появлением цивилизаций и письменности; известны достижения древних цивилизаций (египетской, месопотамской и т. д.) в области астрономии, математики, медицины и др. Однако в условиях господства мифологического, дорационального сознания эти успехи не выходили за чисто эмпирические и практические рамки. Так, например, Египет славился своими геометрами; но если взять египетский учебник геометрии, то там можно увидеть лишь набор практических рекомендаций для землемера, изложенных догматически («если хочешь получить то-то, делай так-то и так-то»); понятие же теоремы, аксиомы и особенно доказательства было этой системе абсолютно чуждо. Действительно, требование «доказательств» показалось бы почти кощунством в условиях, предполагавших авторитарную передачу знания от учителя к ученику.

Можно считать, что истинный фундамент классической науки был заложен в Древней Греции, начиная примерно с VI в. до н. э., когда на смену мифологическому мышлению впервые пришло мышление рационалистическое. Эмпирия, во многом за имствованная греками у египтян и вавилонян, дополняется научной методологией: устанавливаются правила логических рассуждений, ввод ится понятие гипотезы и т. д., появляется целый ряд гениальных прозрений, как например теория атомизма. Осо бенно важную роль в разработке и систематизации как методов, так и самих знаний сыграл Аристотель. Отличие античной науки от современной состояло в её умозрительном характ ере: понятие эксперимента было ей чуждо, учёные не стремились соединять науку с практикой (за редкими исключениями, например, Архимеда), а наоборот гордились причастностью к чистому, «бескорыстному» умозрению. Отчасти, это объясняется тем, ч то греческая философия предполагала, что история циклично повторяется, и развитие науки бессмысленно, так как оно неизбежно закончится кризисом этой науки.

Процесс накопления знаний в Средневековье

Распространившееся в Европе христианство упразднило взгляд на историю, как на повторяющиеся периоды и создало высокоразвитую богословскую науку (родившуюся в ожесточённых богословских спорах с еретиками в эпоху Вселенских Соборов), построенную на правилах логики. Однако, после разделения церквей в 1054 году, в западной (католической) части обострился кризис богословия. Тогда интерес к эмпирике (опыту) был совершенно отброшен, а наука стала сводиться к толкованию авторитетных текстов и развитию формально-логических методов в лице схоластики. Однако труды античных учёных, получивших статус «авторитетов» — Евклида в геометрии, Птолемея в асторономии, его же и Плиния Старшего в географии и естественных науках, Доната в грамматике, Гиппократа и Галена в медицине и, наконец, Аристотеля, как универсального авторитета в большинстве областей знаний — донесли основы античной науки до Нового Времени, послужив реальным фундаментом, на котором было заложено всё здание современной науки.

В эпоху Возрождения происходит поворот к эмпирическому и свободному от догматизма рационалистическому исследованию, во многом сравнимый с переворотом VI в. до н. э. Этому способствовало изобретение книгопечатания (середина 15-го века), резко расширившего базу для будущей науки. Прежде всего происходит становление гуманитарных наук, или studia humana (как называли их в противоположность богословию — studia divina); в середине XV в. Лоренцо Валла издаёт трактат «О подложности Константинова дара», заложив тем самым основы научной критики текстов, сто лет спустя Скалигер закладывает основы научной хронологии.

Параллельно идёт стремительное накопление новых эмпирических знаний (особенно с открытием Америки и началом эпохи Великих географических открытий), подрывающее картину мира, завещанную классической традицией. Жестокий удар по ней наносит и теория Коперника, переместившая землю из центра Мира на одну из орбит Солнечной системы и давшая затем Джордано Бруно основания утверждать идеи о множественности Солнц во Вселенной и, соответственно, о множественности обитаемых миров.

В эпоху Возрождения вновь вернулся интерес к биологии и химии. Однако, современное экспериментальное естествознание зарождается только в конце XVI века. Его появление было подготовлено протестантской Реформацией и католической Контрреформацией, когда под вопрос были поставлены самые основы средневекового мировоззрения. Так же как Лютер и Кальвин преобразовали религиозные доктрины, работы Коперника и Галилея привели к отказу от астрономии Птолемея, а труды Везалия и его последователей внесли существенные поправки в медицину. Эти события положили начало процессу, ныне называемому научной революцией.

Процесс накопления знаний в Новое и Новейшее время

Теоретическое обоснование новой научной методики принадлежит Фрэнсису Бэкону, обосновавшему в своём «Новом органоне» переход от традиционного дедуктивного подхода (от общего — умозрительного предположения или авторитетного суждения — к частному, то есть к факту) к подходу индуктивному (от частного — эмпирического факта — к общему, то есть к закономерности). Появление систем Декарта и особенно Ньютона — последняя была целиком построена на экспериментальном знании — знаменовали окончательный разрыв «пуповины», которая связывала нарождающуюся науку Нового времени с антично-средневековой традицией. Опубликование в 1687 г. «Математических начал натуральной философии» стало кульминацией научной революции и породило в Западной Европе беспрецедентный всплеск интереса к научным публикациям. Среди других деятелей науки этого периода выдающийся вклад в научную революцию внесли также Браге, Кеплер, Галлей, Браун, Гоббс, Гарвей, Бойль, Гук, Гюйгенс, Лейбниц, Паскаль.

На смену XVII веку, «веку Разума», пришел век XVIII, «эпоха Просвещения». На базе науки, созданной Ньютоном , Декартом, Паскалем и Лейбницем, развитие современной математики и естествознания продолжалось поколением Франклина, Ломоносова, Эйлера, де Бюффона и д’Аламбера. С изданием многочисленных энциклопедий, в том числе «Энциклопедии» Дидро, началась популяризация науки.

Императорский Московский университет 1798.

 

Важным шагом развития науки вперед в XVIII веке явились преобразова ния старых и орган изация новых университетов. Так, в 1755 г. в России открылся первый университет в Москве (Императорский Московский университет). Его структура ориентировалась на передовые европейские образцы, в частности, на лучший тогда в Европе Гёттингенский университет. Научный процесс в университете происходил под руководством его ректора и деканов – руководителей отдельных факультетов, Соединение деятельности уни верситетской корпорации и государства осуществляли попечители университета (среди них были такие выдающиеся государственные и общественные деятели как М.Н. Муравьёв, С.Г. Строганов). В ходе развития университетских исследований основными научными подразделениями университета выступали институты (на медицинском факультете – клиники), а также ученые общества. Значимый вклад в отечественную историю науки внесли ученые Московского университета: И.А. Гейм, А.А. Прокопович-Антонский, Т.Н. Грановский, Н.Н. Поповский, Х.А. Чеботарёв и др.

Научная революция в естествознании привела к переменам в философии и общественных науках, развитие которых в этот период перестало зависеть от богословских споров. Кант и Юм положили начало светской философии, а Вольтер и распространение атеизма полностью отстранили Церковь от решения философских вопросов для все более многочисленных слоев населения Европы. Труды Адама Смита заложили основы современной экономики, а американская и французская революции — современного политического устройства мира.

Лишь в XIX веке наука стала профессиональной, а понятие «ученый» стало означать не просто образованного человека, а профессию определенной части образованных людей. В эту эпоху сложились основные институты современной науки, а возрастание роли науки в обществе привело к ее включению во многие аспекты функционирования национальных государств. Мощный толчок этим процессам дала промышленная революция, в которой научное знание переплелось с технологическими достижениями. Развитие технологий стимулировало развитие науки, а последняя, в свою очередь, создавала фундамент для новых технологий

Успешное использование научного метода в естественных науках впоследствии привело к применению той же методологии к изучению поведения человека и его социальной жизни.

Современная картина мира характеризуется высокой степенью взаимопроникновения различных наук (в том числе взаимодействием между гуманитарными и естественными), а также переосмыслением ряда фундаментальных вопросов мироздания, которыми в Средние века занималось богословие и относительно которых в “сциетической” парадигме XIX века, казалось бы, уже даны были ясные материалистические ответы. Среди таких актуальных вопросов современной науки – причина, по которой основные параметры Вселенной имеют наблюдаемые значения (так называемый «антропный» принцип в космологии), механизм «точной настройки» для возникновения живой природы из неживой в биологии, проблема «кембрийского взрыва» в эволюции многоклеточных и др. Всю сложность научных представлений по поводу современной картины мира замечательно передает высказывание выдающегося ученого МГУ А. Л. Зельманова:

«По-видимому, мы являемся свидетелями процессов определенных типов потому, что процессы других типов протекают без свидетелей».

Рекомендуемая литература

1. Соловей Т.Д. Власть и наука в России

2. Никишенков А.А. История британской социальной антропологии

3. Лаптева Л.П. История славяноведения в России в XIX веке

4. Андреев А.Ю. Начало университетского образования в России: точки зрения российской и зарубежной историографии

5. Севостьянов Г.Н., Мильская Л.Т. Портреты историков

6. Андреев А.Ю. Российские университеты в контексте университетской истории Европы XVIII первой половины XIX века

7. Андреев А.Ю. Русские студенты в немецких университетах XVIII‑ первой половины XIX века

8. Кулакова И. П. Университетское пространство и его обитатели

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.