Зарегистрироваться

История религии

Категории История религии | Под редакцией сообщества: История

История религии (лат. religio – благочестие, святость), дисциплина, ставящая своей целью анализ проблем происхождения, развития и функций различных религий, их места в истории.

Объектом изучения истории религии являются происхождение религии, развитие религиозного знания, история религиозных институтов, духовенства, вероучений, религиозных текстов, обрядов, культовой архитектуры, религиозного искусства, взаимоотношения религии и государства, общества. История религии близка к религиоведению, при этом религиоведение часто относят к философским дисциплинам, а историю религии – к историческим.

Изучение происхождения религии

Слою «религия» происходит от латинского religio – благочестие, святость. Блаженному Августину принадлежит интерпретация этого термина через глагол religare – связывать. Отсюда религия часто понимается как связь человека с Богом.

Многих исследователей интересовал вопрос происхождения религии, развития религиозного знания. Уже в Древнем мире мыслители обращали внимание на факт, что вера в Бога или богов – всеобщее явление. Плутарх писал: «Ты можешь видеть государства без стен, без законов, без монет, без письменности, но никто еще не видел народа без Бога, без молитвы, без религиозных упражнений и жертв». В том же духе высказывался Цицерон: «Из всего множества разнородных тварей нет ни одной, кроме человека, которая имела бы какое-либо понятие о Боге; между людьми нет ни одного народа такого дикого и грубого, который не сознавал бы, что он должен иметь Бога...».

Начиная с эпохи Просвещения XVIII в. возникали теории о том, что религия — это сравнительно позднее явление, так как некоторые племена не знают религии. К примеру, Самуэль Бекер, посетивший нилотские племена Судана в 1860-х гг., писал: «У всех без исключения не встречается никакого понятия о высшем существе. У них нет также никакого рода богопочитания или идолопоклонства. Темнота их ума не освещена даже ни одним лучом суеверия». Однако эти выводы опровергались более тщательными исследованиями, в том числе проведенными в среде тех же самых «диких» народов. Постепенно у подавляющего числа этнологов сложилось убеждение, что «дорелигиозные» народы не известны науке.

Другой формой научного скептицизма, популярной в XIX — нач. XX в., было утверждение о происхождении религии от первобытной магии. Эти идеи развивали Огюст Конт, Людвиг Фейербах, Карл Маркс и другие. Британский религиовед Джеймс Фрезер в своей работе «Золотая ветвь» доказывал, что человек сам выдумывает себе богов. Религия возникает от непонимания действительности, от желания власти над природой и неумения овладеть ею, от наделения всего окружающего человеческими качествами. В этом ученый проводил прямую параллель между современными «дикими» племенами и первобытными людьми. С развитием человечества магия уступает место более сложной религии, но в любой религиозной системе можно найти пережитки магического уровня древней веры. Иногда зарождение религии связывали с почитанием умерших великих предков, к которым их соплеменники продолжали обращаться с просьбами о помощи и после их смерти.

Английский антрополог Эдвард Тэйлор также полагал, что человек сам придумал себе религию. Причем это произошло, с его точки зрения, очень рано, так как не сохранилось ни одного племени, стоящего на дорелигиозном уровне развития. Религия, по мнению ученого, возникла в результате анализа древним человеком сходных «пограничных» явлений сна, обморока, смерти. Первый период религиозности Тэйлор называл анимизмом от слова anima – душа. На следующем этапе человек создает обобщающие образы богов сил природы, затем возникает политеизм. Наконец, предельное обобщение политеизма приводит человека к убеждению, что есть только один Дух – Бог. Немецкий ученый Макс Вебер также был убежден, что религия возникла из попытки овладеть силами природы, на что у первобытного человека еще не было реальных возможностей. Еще более прикладное значение видел в религии французский социолог Эмиль Дюркгейм, который полагал, что религия — это примитивная идеология, создаваемая самим обществом для своего сохранения и развития. Исследовав жизнь аборигенов Австралии, Дюркгейм пришел к выводу, что общество целенаправленно возбудлает чувство божественного в сознании своих членов.

В XX в. антропологи собрали большое число фактов, доказывавших, что нет сообществ, у которых отсутствовали бы представления о Боге как творце мира. Английские исследователи Эндрю Лэнг и Эванс-Притчард указывали, что даже у самых примитивных народов есть знание о высшем Боге, создателе и судии людей. Другое дело, что в повседневной жизни «дикари» к нему не обращались.

С середины XX в. существуют два направления в изучении религий. Одни ученые рассматривают религию как одно из проявлений жизнедеятельности народа, отказавшись искать внутренний смысл религии. Это направление ориентируется на изучение внешних форм религиозной жизни: обрядов, религиозного искусства и т.п. Другая, теистическая традиция восходит, в частности, к идеям лютеранского богослова и философа XVIII-XIX вв. Фридриха Шлейермахера, называвшего основой религиозности личное внутреннее переживание человека, чувство справедливости, голос совести, трепет перед Богом. Последователи этой традиции считают присутствие Бога в жизни человека объективной реальностью. Соответственно, истоком религии считается непосредственное богообщение. В современной науке такой подход часто называют историко-феноменологическим, так как задачей является изучение проявлений божественного в истории человечества.

Изучение отдельных религий

Все религии делятся на монотеистические (для которых характерна вера в единого Бога) и политеистические (вера во многих богов). К монотеистическим относятся, в частности, иудаизм, христианство, ислам. Политеистические культы существовали у многих народов в разных формах, в современном мире наиболее многочисленная из политеистических религий – индуизм. Иногда исследователи выделяют религии без Бога, относя к ним, в частности, буддизм. Другая классификация выделяет из всего круга религий мировые, то есть распространенные среди многих народов. К ним относятся христианство, ислам и буддизм. Распространение остальных религий, как правило, ограничивается рамками одной нации.

Специалисты историки и религиоведы изучают историю отдельных религий. В частности, самой крупной по числу последователей религии –христианству – посвящена особая научная дисциплина – история Церкви.

История Церкви

История Церквиисторическая дисциплина, предметом изучения которой является история христианской Церкви и христианских деноминаций от возникновения христианства до современности. В разных языках слово «Церковь» восходит к терминам «Ἐκκλησία» (народное собрание) и «Κυριακή» (принадлежащий Богу). В рамках церковно-исторического исследования Церковь рассматривается как общественный организм (объединенный христианским вероучением, иерархией духовенства и таинствами), изучаются пути ее развития в историческом времени, в том числе развития христианского вероучения, богослужения, системы управления, взаимодействия Церкви с государством и обществом.

История Церкви входит в круг исторических наук и использует с ними одни и те же методы. Она непосредственно связана с такими вспомогательными дисциплинами, как христианская археология, хронология, эпиграфика, палеография и др. Кроме того, она развивается в тесном контакте со вспомогательными богословскими дисциплинами (догматическое богословие, литургика, церковное (каноническое) право и др.), используя их данные в историческом преломлении.

На современном этапе история Церкви – наука не конфессиональная. В состав предмета ее исследования входит история древней неразделенной Церкви; обособившихся в эпоху Вселенских соборов Древневосточных Церквей; Православной и Католической Церквей, существующих раздельно с 1054 г.; протестантских деноминаций, восходящих к эпохе Реформации; различных течений старообрядчества, ставшего результатом раскола Русской Церкви в XVII в.; а также иных религиозных течений, претендующих на родство с христианством.

В рамках дисциплины доступен изучению период с I в. н.э. – времени возникновения христианской Церкви. Весь рассматриваемый временной отрезок по аналогии со всеобщей историей традиционно делится на древний, средний и новый периоды. В древний период, как правило, включаются I-XI вв., а внутренним рубежом следует считать IV в. С I по IV в. проходит этап становления христианства от небольшой общины в Палестине до признанной в Римской империи религии, распространившейся по всему государству, несмотря на гонения. В IV-XI вв. Церковь существует уже как государственная, закрепляется ее структура в виде отдельных патриархатов с постепенным выделением двух конкурирующих центров: Рима на Западе и Константинополя на Востоке. В эту эпоху важнейшие догматы и каноны Церковь обсуждает на Вселенских соборах, которых состоялось семь и по итогам которых от единой Церкви отпадают крупные группы, прежде всего Древневосточные Церкви. В это же время возникает и широко распространяется монашество. Средний период ведет отсчет с XI в., когда Церковь окончательно разделяется на Западную (Католическую) и Восточную (Православную), и оканчивается в XV-XVI вв. Этот период ознаменован острым противостоянием Церквей и одновременно попытками заключить унию между ними, крестовыми походами, борьбой Католической Церкви со светскими правителями. Новый период для Православной Церкви начинается с XV в., когда османское завоевание передает большую часть православного мира под власть мусульманских правителей. Для Католической Церкви рубежом Нового времени является XVI в. – время Реформации, обособления протестантов, которые вскоре начинают дробиться на множество направлений. Под влиянием Реформации и последующей секуляризации в Европе Католическая Церковь в Новое и Новейшее время проводит ряд реформ. В православии происходит становление многочисленных новых национальных Церквей. В Новое и Новейшее время христианство распространяется на всех континентах, но его позиции в традиционных христианских странах ослабляются.

Источники по истории Церкви

Источники по истории Церкви делятся прежде всего на археологические (памятники материальной культуры), к которым обычно относят и изобразительные (произведения христианской живописи, архитектуры и скульптуры), и нарративные (письменные). В группе нарративных источников выделяют: книги Нового Завета и не вошедшие в него апокрифы; произведения древних и средневековых историков Церкви и гражданских историков; летописи, хроники; канонические (церковно-правовые) документы (в т.ч. постановления Вселенских и Поместных соборов, послания епископов, митрополитов, патриархов, пап и др.[1]); государственные законодательные акты, относящиеся к Церкви; агиографическую литературу (жития святых[2], акты мучеников); труды отцов Церкви; литургические источники (богослужебные тексты); периодическую печать; статистические материалы; источники частного характера (воспоминания, дневники, письма) и др. Изучение и издание различных памятников по истории Церкви активизировалось в эпоху Реформации, когда этим стали заниматься и католики, и протестанты. Выдающимися памятниками стали многотомные издания трудов западных и восточных отцов Церкви: латинская и греческая патрология, изданные в XIX в. аббатом Минем, и серия «Les sources chretiens», продолжающаяся до сих пор.

Изучение истории Церкви

Жанр «церковной истории» (historia ecclesiastica) возник в христианской литературе в Античности. Первый историк Церкви, Евсевий Памфил, епископ Кесарийский (ок. 260 – ок. 340), фактически заложил методологические основы историко-церковного исследования. Церковную историю в одноименном произведении он осмысливает как предмет, отличный от гражданской истории, однако исследовательские методы в обоих случаях одинаковые. Многочисленные «церковные истории», которые последовали за произведением Евсевия Памфила, представляли собой хронологическое изложение событий в занимательной и назидательной форме.

Всплеск интереса к истории Церкви произошел на волне Реформации. Первым церковно-историческим трудом на протестантской почве были «Магдебургские центурии» (1559-1574), коллективная работа под руководством Матея Флоция, где исторический материал рассматривался по столетиям. В Католической Церкви вышел не менее масштабный труд – 12-томные «Церковные анналы» Цезаря Барония (1588-1607). В XVIII-XIX вв. история Церкви приобретает черты научной дисциплины, освобождаясь от конфессиональной субъективности.

В России история Церкви начинает серьезно изучаться с XIX в. и превращается в самобытную научную дисциплину В «Путях русского богословия» протоиерей Георгий Флоровский пишет: «С тридцатых годов [XIX в.] усиливается преподавание исторических наук... В истории видели тогда свидетельство от предания... Сказывается и прямое действие западного примера. То было ведь время церковно-исторического расцвета в Германии. Это сразу же отразилось и у нас... Иногда у нас так прямо и ставили себе задачей: соединить западный «гений» и ученость с восточным «авторитетом» и «духом жизни». Присоединяется и философский интерес к истории, под влиянием немецкого идеализма... Всего же важнее было пробуждение живого и непосредственного исторического чувства, – появление… потребности в историческом видении… «стремления быть свидетелем событий», «знать, как знает свидетель»... У нас в историческую работу уходят лучшие и сильные люди, по внутреннему влечению, из духовной потребности. И силой их личного влияния и примера, всего больше, и объясняется это характерное преобладание церковной истории в системе русского богословского преподавания с половины прошлого века, во всяком случае...»

Церковная история преподавалась в духовных учебных заведениях (прежде всего в духовных академиях) и в светских – университетах. При таком параллельном развитии духовные академии, безусловно, продвинулись дальше. Там раньше появились кафедры церковной истории, разнообразнее и шире были соответствующие курсы, с 1884 г. существовала степень доктора церковной истории, больше было ярких ученых и преподавателей данной дисциплины (В.В. Болотов, Е.Е. Голубинский[3], Н.Н. Глубоковский). Чаще всего преподаватели в университетах имели за плечами именно академическое образование (А.М. Иванцов-Платонов, А.П. Лебедев[4], А.И. Алмазов). Это вполне объяснимо, ведь в духовном образовании предмет истории Церкви оказался в XIX в. на одном из центральных мест. В университетах, напротив, он должен был отстаивать свое право на существование, доказывать, что это не «идеологическая», а вполне научная дисциплина, помогающая студентам полноценно понимать развитие европейской цивилизации. Во второй половине XIX в. церковная история наконец заняла свою отдельную нишу в семье исторических наук, соответствующие кафедры закрепились на историко-филологических факультетах университетов, а преподаватели освободились от необходимости сочетать исторические курсы с богословскими и философскими. Среди профессоров университетов были преимущественно представители духовенства (часто настоятели университетских храмов). Нельзя забывать и о том, что отдельные темы из церковной истории развивали и некоторые профессора университетов, не занимавшие соответствующих кафедр. Достаточно назвать В.О. Ключевского, изучавшего жития святых[5].

Рекомендуемая литература

1. Щапов Я.Н. Государство и Церковь Древней Руси X-XIII вв. М., 1989.

2. Ключевский В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник

3. Голубинский Е.Е. История канонизации святых в Русской Церкви

4. Лебедев А.П. Очерки внутренней истории Византийско-восточной Церкви в IX, X и XI вв.

5. Патерик Киевского Печерского монастыря

6. Русская Православная Церковь и Великая Отечественная война. Сборник церковных документов

7. Собрание определений и постановлений Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг.

Ссылки

  1. См., например: Русская Православная Церковь и Великая Отечественная война. Сборник церковных документов. М., 1943.  ↑ 1
  2. См., например: Патерик Киевского Печерского монастыря  ↑ 1
  3. См. одну из его главных работ: История канонизации святых в Русской Церкви. М., 1998.  ↑ 1
  4. См. одну из его главных работ: Очерки внутренней истории Византийско-восточной Церкви в IX, X и XI вв. СПб., 1998.  ↑ 1
  5. Ключевский В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1871.  ↑ 1

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.