Философия религии
Философия религии представляет собой совокупность общих понятий, принципов, концепций, дающих объяснение и понимание религии, и осуществляет методологическое и мировоззренческое обеспечение религиоведения.
↑Предмет философии религии
Предметное самоопределение философии в целом и философии религии в частности. Предметные области современной философии религии:
- выявление статуса философии религии в общей системе философских, религиоведческих и иных знаний, определение специфики философского осмысления религии, решение вопроса о философских методах постижения объекта и т.п. (круг метапроблем по отношению к самой философии религии);
- рассмотрение особенностей и структуры религиоведческого знания, закономерностей его развития, места религиоведения в ряду наук (круг метапроблем по отношению к религиоведению как научной дисциплине);
- анализ различных (многообразных) вариантов раскрытия сущности религии, нахождение принципов подхода к её определению, наконец, формулирование философского определения понятия религии;
- выявление онтологических основ религии в бытии Космоса, планеты Земля, человечества, этноса, отдельного человека и т.д., анализ предпосылок религии, существующих на стороне субъекта;
- изучение особенностей процессов познания в религиозном сознании (своеобразия субъекта, объекта форм и результатов познания);
- исследование религиозного мировоззрения, разных типов и видов, религиозных верований, понятий, представлений, суждений, высказываний, структур умозаключений, языка религии, теистических учений о Боге, обоснований его бытия и т.д.;
- выявление содержания и специфики религиозной философии – религиозной метафизики и онтологии, эпистемологии, историософии, антропологии, этики и т.д.
↑Субкатегории философии религии
Субкатегории философии религии: история религии, социология религии, психология религии, феноменология религии, религиозная антропология.
Философия религии – система понятий, концепций, теорий, описывающих сущность религии в соответствии с той или иной философской позицией; ставит целью разработать наиболее общие знания о религии. Ф.Р. является разделом и философии и религиоведения, занимая в последнем исключительно важное место интегратора других разделов и выполняя роль метатеории и методологии в отношении к различным наукам, изучающим религию (этнографии, истории, археологии, психологии и т.д.). При этом сама Ф.Р. опирается на данные конкретных наук. Ф.Р. многолика: она представлена в различных религиозно-философских и внеконфессиональных (от светской идеалистической философии религии до материалистической) вариантах. Религиозная Ф.Р.как правило направлена на апологию религии. Внеконфессиональная, светская, Ф.Р., дистанцируясь от любой конфессии, обладает бόльшими возможностями для адекватного постижения религии. Ф.Р. проявляется в разных формах - как совокупность разрозненных философских суждений о религии; как часть философской системы, специально посвященная исследованию религии; как самостоятельная теория религии на базе той или иной философии.
Ф.Р. как специфический раздел философии сформировалась в Новое время на основе философских знаний о религии, накопленных в Европе на протяжении многих веков, - когда философия обрела самостоятельность, а религия начала утрачивать роль интегратора других форм духовной деятельности. Считается, что начало Ф.Р.положил Б.Спиноза сочинением «Богословско-политический трактат» (1674). Позднее Ф.Р.разрабатывалась Т.Гоббсом, французскими просветителями, И.Кантом, Г.В.Ф. Гегелем, представителями философии жизни и др. В XX вв. Ф.Р. реализуется в разных философских течениях – неотомизме, экзистенциализме, марксизме, неопозитивизме, натурализме, прагматизме и др. и т.д.
Проблематика внеконфессиональной Ф.Р. достаточно объёмна. Прежде всего, это углубление саморефлексии, - изучение самого феномена философии религии в его историческом развитии и современном состоянии, места и роли Ф.Р. среди наук, занимающихся религией; поиск и использование новых, более эффективных методов изучения религии. Далее, это философский анализ сущности религии, закономерностей ее развития, перспектив ее эволюции, трансформаций в области теологии и религиозной философии. Важная задача Ф.Р. - исследование религии в неразрывной связи с условиями, в которых она возникла и воспроизводится, раскрытие гносеологического механизма образования религиозных понятий (Бог, Творец, Провидение и т.д.), формирования догматов. Делом Ф.Р. всегда были и остаются образование и разработка общих понятий и определений, имеющих отношение к религии, - прежде всего, осмысление определений самой религии, анализ религиозного сознания, мировоззрения, мироощущения, религиозного языка, религиозной символики. Более глубокому познанию религии способствует также философская интерпретация теории и истории свободомыслия в отношении религии, которая позволяет раскрыть влияние свободомыслия на возникновение новых вариантов религии (например, протестантизма, либеральной теологии, теологии освобождения и т.д.).
↑Рекомендуемая литература
Яблоков И.Н. Философия религии. – М.: РАГС, 2008.
Выходные данные:
- Просмотров: 4336
- Комментариев: 0
- Опубликовано: 01.12.2010
- Версий: 12 , текущая: 12
- Статус: экспертная
- Рейтинг: 100.0
Автор:
Тажуризина Зульфия Абдулхаковна
- профессор; доктор философских наук
Ссылки отсюда
Персоны:
Гегель Георг; Гоббс Томас; Кант Иммануил; Спиноза Бенедикт;
Произведения:Богословско-политический трактат;
Категории:Антропология; Археология; История; Онтология; Психология; Религия; Теология; Философия; Эпистемология; Этика; Этнография;
Детализирующие понятия:История религии; Понятие (в логике); Психология религии; Развитие; Религиозная антропология; Социология религии; Субъект познания; Умозаключение; Феноменология религии; Эволюционизм.
Ссылки сюда
Категории:Детализирующие понятия:
История религии; Религиозная антропология; Социология религии; Феноменология религии.