Ильин Иван Александрович
Ильин Иван Александрович
философ, правовед и общественный деятель, специалист в области теории права и государства
- Годы жизни:
- 1883 — 1954
- Место рождения:
- Москва, Российская империя
- Место смерти:
- Цюрих, Швейцария
- Разделы каталога:
- Религиозная литература, Философские науки , Политические науки , Юридические науки
Ильин Иван Александрович (28.03.1883, Москва – 21.12.1954, Цолликон под Цюрихом) — правовед, специалист в области теории права и государства.
Родился в Москве 28 марта 1883 г. в семье чиновника. Юридическое образование получил на юридическом факультете Московского университета, который окончил в 1906 г. После этого проходил подготовку к профессорскому званию по кафедре истории философии права и энциклопедии права.
В мае 1909 г. Ильин сдал магистерский экзамен. С сентября того же года началась его преподавательская деятельность. В учебном заведении под названием Московские Высшие Женские Юридические Курсы он стал читать лекции по истории философии права и вести семинары по дисциплине «Общая методология юридических дисциплин». Одновременно приступил к преподаванию и в Московском коммерческом институте.
В начале 1911 г. Ильин выехал в научную командировку в Западную Европу с целью подготовки магистерской диссертации. Возвратился он в Россию в мае 1912 г., а с сентября приступил к чтению лекций в качестве приват-доцента по курсу «Введение в философию» на юридическом факультете Московского университета. Помимо этого ему было поручено вести на факультете практические занятия по истории философии права.
Научные интересы Ильина в годы, предшествовавшие Первой мировой войне, сосредотачиваются на психологии и философии. В 1911 г. он публикует в журнале «Вопросы философии и психологии» статью «Идея личности в учении Штирнера: Опыт по истории индивидуализма». В 1912 г. в том же издании выходит его статья «Кризис субъекта в наукоучении Фихте Старшего. Опыт систематического анализа». В журнале «Русская мысль» в 1912 г. была опубликована статья Ильина «О любезности: Социально-психологический опыт».
Однако в качестве главного объекта своих научных исследований молодой правовед выбрал философию Гегеля. Исследование ее основ Ильин считал необходимой предпосылкой для усвоения смысла гегелевского учения о государстве и праве.
Во время Первой мировой войны Ильин помимо преподавания в различных учебных заведениях постоянно выступал с публичными лекциями на злободневные темы. В октябре 1914 г. он выступил в Москве с публичной лекцией «Духовный смысл войны». В ноябре прочел доклад «Основное нравственное противоречие войны» на заседании Московского Психологического Общества. В конце того же года он был опубликован в виде статьи в журнале «Вопросы философии и психологии». Мысли, которые Ильин выразил в ней, он разовьет позднее в своей книге «О сопротивлении злу силой», которая будет издана в Берлине в 1925 г.
Февральскую революцию 1917 г. Ильин воспринял так же, как и большинство русских интеллигентов, — он увидел в ней акт освобождения русского народа, спасения русского государства от разложения. Но спустя некоторое время, осознав, что революционеры-февралисты способны только к разрушительной деятельности и не в состоянии воссоздать русскую государственность, разочаровался в ней.
После захвата власти в России большевиками Ильин продолжал свою преподавательскую деятельность. «Обозрение преподавания на юридическом факультете Московского университета на 1917–18 академический год» показывает, что он читал курс энциклопедии права и вел семинарий по истории философии права. Одновременно Ильин, как и ранее, читал лекционные курсы в Коммерческом институте, на Высших Женских Юридических и Историко-филологических курсах и в Народном университете имени Шанявского.
К началу 1918 г. Ильин завершил свой многолетний труд над магистерской диссертацией «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека». В мае того же года она была издана в двух томах. 19 мая 1918 г. Ильин защищал свою диссертацию на юридическом факультете Московского университета. Члены совета признали заслуги Ильина в исследовании гегелевской философии и приняли решение присудить ему не только магистерскую, но и докторскую степень.
Осенью 1921 г. все преподаватели философских дисциплин, не являвшиеся членами коммунистической партии, были уволены из Московского университета и зачислены в штат созданного при университете Философского института. Среди них был и профессор Ильин.
С апреля 1918 и до осени 1922 г. Ильин пять раз подвергался аресту по обвинению в антисоветской деятельности. 4 сентября 1922 г. он был вновь арестован. Но этот арест отличался от всех предыдущих. ГПУ включило профессора Ильина в список представителей «активной антисоветской интеллигенции» Москвы, подлежавших высылке «за границу или в определенные пункты Р.С.Ф.С.Р».
26 сентября 1922 г. Ильин вынужден был покинуть Россию.
С 1 октября 1922 г. и до 9 июля 1938 г. он проживал в Берлине. Это был, пожалуй, самый плодотворный период его творческой деятельности. Ильин преподавал в Русском Научном институте, созданном русскими учеными-эмигрантами в Берлине в феврале 1923 г., выступал с лекциями на различные темы в городах Германии, Австрии, Бельгии, Франции, Швейцарии, Чехии, Латвии, издавал и редактировал в 1927–1930 гг. свой журнал под названием «Русский колокол».
9 июля 1938 г. Ильин, спасаясь от преследований фашистских властей Германии, переехал в Швейцарию. В пригороде Цюриха — Цолликоне — он пережил Вторую мировую войну. Здесь и умер 21 декабря 1954 г.
Самой значительной работой Ильина в области правоведения является книга «О сущности правосознания». Ее вполне можно назвать также книгой о сущности права и государства. Она была написана еще в 1919 г., но вышла в свет только в 1956 г.
Ильин считал правосознание явлением, не просто сопутствующим праву, но для права в прямом смысле жизненно необходимым. В его представлении правосознание — это жизнь права. «Задача права, — отмечал он, — в том, чтобы создавать в душе человека мотивы для лучшего поведения».
Тема правосознания затрагивалась Ильиным также при разработке им проблемы соотношения монархии и республики. Его исследования данной проблемы должны были вылиться в большую книгу, которая по предварительному замыслу должна была состоять из введения, 12 глав и заключения. К сожалению, Ильин не смог завершить этого труда, он успел написать лишь введение и первые семь глав.
Самой главной темой творчества Ильина в последний период его жизни стали проблемы будущего России, ее политической и общественной организации, тема русской национальной идеологии, соответствующей реалиям новой эпохи.
Среди произведений Ильина, посвященных этим вопросам, особое значение имеют статьи, написанные им в 1948–1954 гг. для периодических бюллетеней эмигрантской патриотической организации «Русский Обще-Воинский Союз» и объединенные общим названием «Наши задачи». В течение шести лет они рассылались руководством РОВС членам Союза без указания имени их автора. В 1956 г. эти статьи были изданы РОВС в двух томах в Париже.
Соч.: О сущности правосознания // Ильин И. А. Собрание сочинений в десяти томах. Т. 4 / Сост. и коммент. Ю. Т. Лисицы. М., 1994. С. 149–414; О монархии и республике // там же. С. 415–544;О сопротивлении злу силой // там же. Т. 5. С. 31–220.
Лит.: Томсинов В. А. Иван Александрович Ильин (1883–1954): биографический очерк // Ильин И. А. Теория права и государства. М., 2003. С. 7–60.
Выходные данные:
- Просмотров: 3095
- Комментариев: 0
- Опубликовано: 06.12.2010
- Версий: 7 , текущая: 7
- Статус: экспертная
- Рейтинг: 0.0
Автор:
Мачин Игорь Федорович
- доцент; кандидат юридических наук
Ссылки отсюда
Ссылки сюда
Авторские произведения: Ильин Иван Александрович
№ | Название | Год | Текст | Тип | Действия |
---|---|---|---|---|---|
1. |
О сущности правосознания |
1919 | — | ||
Относя право к духовной среде, Ильин сформулировал три «аксиомы правосознания», лежащие в основе правовой жизни любого народа: «закон духовного достоинства», «закон автономии» (гражданин как внутренне свободный ответственный волевой центр, истинный субъект права) и «закон взаимного признания» (взаимное уважение и доверие между другими гражданами и государственной властью).
|
|||||
2. |
О России. Три речи |
1931 | — | ||
В своем произведении, автор сделал Россию философским предметом для постижения.
|
|||||
3. |
Кризис Безбожия |
1935 | — | ||
Произведение посвящено религиозной ситуации, возникшей в России и начале XX века.
|
|||||
4. |
Наши задачи |
1954 | — | ||
Сборник статей. Содержит несколько десятков статей, написанных в Швейцарии с 1948 по 1954 годы.
|