Ключевский Василий Осипович
Ключевский Василий Осипович
историк, литератор, педагог
- Годы жизни:
- 1841 — 1911
- Место рождения:
- с. Вознесенское, Пензенская губерния, Российская империя
- Место смерти:
- Москва, Российская империя
- Разделы каталога:
- Исторические науки и археология
Ключевский Василий Осипович (16.1.1841, с. Воскресенское Пензенского у. той же губ. — 12.5.1911, Москва), историк. Сын сельского священника; провел детство на приходе отца в с. Можаровка Пензенской губ. После смерти отца в сент. 1851 перевезен матерью в Пензу, где С. В. Филаретов, друг погибшего отца купил для семьи дом. Учился в Пензенском духовном училище и семинарии; со 2-го класса семинарии давал частные уроки для обеспечения достатка семьи, бедствовавшей без кормильца. В семинарии читал работы В. Н. Татищева, Н. М. Карамзина, Т. Н. Грановского, П. Н. Кудрявцева, К. Д. Кавелина, С. М. Соловьёва, Н. И. Костомарова, следил за ведущими популярными журналами «Русский вестник», «Отечественные записки», «Современник». 27.2.1861 уволился из духовного звания; деньги за прослушанные Ключевским в семинарии курсы, вероятнее всего, заплачены пензенским епископом Варлаамом, симпатизировавшим Ключевским. На деньги дяди — протоиерея Боголюбской церкви Пензы И. В. Европейцева — отправился в Москву для поступления в Императорский Московский Университет (ИМУ). 24.7.1861 подал прошение на имя ректора о зачислении своекоштным студентом историко-филологического факультета ИМУ после прохождения экзаменов. Сдавал экзамены по русской словесности, Закону Божию, истории, географии, математике, физике; зачислен на историко-филологический факультет ИМУ; однокурсниками Ключевского были М. С. Дринов, А. И. Кирпичников, Н. П. Кондаков. Среди университетских преподавателей выделял П. М. Леонтьева как знатока классической древности, Г. А. Иванова как превосходного преподавателя, одного из немногих, умевших возбуждать интерес к классическим языкам, К.П. Победоносцева – за редкую ясность и отчетливость изложения, Б. Н. Чичерина — за философию и научные построения истории русского права. С 1-го курса стал посещать занятия Соловьёва для студентов старших курсов; отмечал, что Соловьёв «читает чрезвычайно медленно, так что можно записывать до слова. Лекции его как-то особенно выработаны, хотя читает он экспромтом. За живое задевает его здоровая, критическая мысль, подчас не чуждая самой трезвой поэзии». Много общался с Ф. И. Буслаевым; слушал его курс «История древней русской словесности в связи с современным ей состоянием западных литератур», посещал профессора на дому, разбирал вместе с ним «Историю нем. языка» Я. Гримма, работал над старославянскими рукописями в Синодальной библиотеке. В письмах другу П. П. Гвоздеву К. описывал понравившиеся лекции С. В. Ешевского (особенно выделял лекции о значении Древнего мира для современности), П. Д. Юркевича по психологии и философии («После каждой лекции в голове остается такое ясное представление о всем прочитанном, что стоит только употребить небольшое внимание, чтобы после быть в состоянии повторить весь ряд мыслей»), протоиерея Н. И. Сергиевского (сравнивал лекции Сергиевского с систем духовного образования в семинарии). Во время учебы в ИМУ Ключевский выделялся блестящими успехами. На 2-й и 3-м курсах получал малую стипендию П. Г. Демидова; на 4-м — стипендию Министерства народного просвещения.
Проявлял большой интерес к общественным конфликтам 1860-х гг. Осуждал студенческие волнения в ИМУ осенью 1861. Считал, что дело студентов учиться и объединяться с профессорами для защиты науч. ценностей, а не призывать к оружию и жертвовать университетом. Вместе с тем считал необходимым показать полиции, что «университетская молодежь — не толпа», осуждал инспирированное полицией охотнорядское побоище (преследование студентов московскими лавочниками якобы за желание убить московского генерал-губернатора). На каникулах встречался с мировыми посредниками и «слушал» рассказы о крестьянских делах; водил в Кремль студентов-юристов (среди них А. Ф. Кони), где любил «потолкаться между народом перед соборами» и послушать прения раскольников с православными.
За сочинение «Сказания иностранцев о Московском государстве» удостоен кандидатской степени (10.6.1865 утверждена Советом ИМУ). В кандидатской диссертации (в 1871 защищена в Московской Духовной Академии как диссертация для начала преподавания) обработал около 40 произведений иностранцев о России. Считал, что известия иностранцев о домашнем быте и нравственном состоянии русского общества не имеют существенного значения, т. к. эта сторона жизни «менее открыта для по стороннего глаза». Ограничился анализом сведений о государственной и экономической жизни Московского государства. По мнению рецензента, книга написана со «строгой разборчивостью в материале»; читатель вместе с «набпюдательным европейцем» едет по небезопасным дорогам России через обширные густые леса, степные пустынные пространства, попадает в различные перипетии. В работе описаны центры внешней и внутренней торговли Московского государства, торговые тракты и пути сообщения, даны сведения о ввозимых и вывозимых товарах, ценах на них.
В 1865 Ключевский оставлен для подготовки к профессорскому званию. В ноябре 1867 сдал магистерские экзамены по русской истории; в феврале и марте 1868 по политической экономии и всеобщей истории. По совету Соловьёва приступил к написанию магистерской работы по древнерусским житиям. В житиях Ключевский думал найти то, что современные историки не находили в летописях. Предполагал, что они содержат материалы по истории колонизации и землевладению; истории нравов, обычаям, быту; хотел через жизнь простого человека показать историю культурного освоения Северо-Восточной Руси. Изучив свыше 5 тыс. житийных списков, Ключевсикий пришел к выводу, что источники не дают материала для ответа на поставленные изначально вопросы, и переориентировал диссертацию на источниковедческие проблемы. Установил датировки житийных списков, определил древнейшие, места их возникновения, возможные источники, количество и характер последующих редакций. 26.1.1872 защитил работу «Древнерусские жития святых как исторический источник» как магистерскую диссертацию. Преступил к преподаванию в Александровском военном училище (1867-83); на Московских Высших женских курсах (1872-88), в Московской Духовной Академии (1867-1906).
12.10.1879 в связи с болезнью Соловьева утвержден попечителем московского учебного округа в должности доцента ИМУ. 5.12.1879 в Большой словесной аудитории ИМУ прочел первую лекцию, представлявшую собой вступление в русскую историю после смерти Петра Великого. До введения Устава 1884 и утверждения новой программы историко-филологического факультета читал филологам и юристам годичный курс древней русской истории (до Смутного времени включительно), а также годичный курс русской истории студентам-филологам 2-го курса, а специалистам историкам 3-го и 4-го курсов совместно поочередно историографию и источниковедение (с 1904 читал только общий курс, прекратил преподавание в 1910). Практические занятия начал вести с 1880; на них студенты Ключевского изучали Русскую Правду и Псковскую судную грамоту (1880‑1881), Судебник 1550 г. и сочинение Г.К. Котошихина (1881-1882), первые 4 тома «Истории…» Соловьёва (1883-1884), договоры Олега и Игоря с греками (1887‑1888). С 1886 вместо практических занятий Ключевский читал специальные курсы по истории сословий и юридической терминологии памятников средневекового права, а также требовал написания рефератов на заданные темы. В 1884-1885 прочел спецкурс по методологии истории.
Порвал с традицией систематически последовательного изложения исторических событий и сосредоточился на теоретических обобщениях. Считал, что «история народа, научно воспроизведенная, становится приходно-расходной его книгой, по которой подсчитываются недочет и пережитки его прошлого», а «историческое сознание дает обществу, им обладающему, тот глазомер положения, то чутье минуты, которое предохраняет его как от косности, так и от торопливости».
В короткое время захватил внимание юношества своими лекциями, используя своеобразную методу чтения. Объясняя ее, К. указывал, что «развивая мысль в речи, надо сперва схему ее вложить в ум слушателя, потом в наглядном сравнении предъявить ее воображению и, наконец, на мягкой лирической подкладке осторожно положить ее на слушающее сердце, и тогда слушатель — Ваш военнопленный и сам не убежит от Вас, даже когда Вы отпустите его на волю, останется вечно послушным Вашим клиентом».
Первостепенным фактором отечественной истории Ключевский считал колонизацию обширных пространств России русским народом. В зависимости от направления потоков колонизации Ключевский выделял 4 периода русской истории: днепровский, верхневолжский, великорусский, всероссийский. Первый период, завершившийся в XIII в., характеризовал размещением основной массы населения «на Среднем и Верхнем Днепре с его притоками и с его историческим водным продолжением — линией Ловать — Волхов». Господствовавшим политическим фактом данного периода К. называл «политическое дробление земли под руководством городов». Основой экономической жизни в этот период он считал не земледелие, как позднейшие историки, а внешнюю торговлю «с вызванными ею лесными промыслами». Это, писал Ключевский, «Русь Днепровская, городовая, торговая». 2-й период — с XIII до сер. XV в., — по мнению Ключевского, отмечен сосредоточением главной массы русского населения на Верхней Волге с ее притоками. Данный период характеризовался раздробленностью земли на княжеские уделы, которые представляли совсем другое явление, нежели городовые области предшествующего периода. Важнейшим хозяйственным занятием населения было земледелие. «Это Русь Верхневолжская, удельно-княжеская, земледельческая». 3-й период — с сер. XV до нач. XVII в. — характеризовался расселением русcкого народа «по донскому и средневолжскому чернозему и образованием обширной этнографической Великороссии», «которая вместе с населением расширяется за пределы Верхнего Поволжья». Важнейшим политическим фактором в этот период являлось объединение великорусского народа под единой государственной властью. «Это Русь великая, Московская, царско-боярская, военно-земледельческая». Основным содержанием 4-го периода, начавшегося в XVII в. и продолжавшегося до времени, когда Ключевский читал свой «Курс русской истории», было, по его мнению, распространение русского народа «по всей равнине от морей Балтийского и Белого до Черного, до Кавказского хребта, Каспия и Урала и даже... далеко за Кавказ, Каспий, Урал». Главным политическим фактом стало объединение почти всех ветвей русского народа — велико-, мало- и белорусской — под единой властью, образовавшей Всероссийскую империю. Основным содержанием социальной жизни явилось закрепощение крестьян. Крепостное право распространилось и на возникшую тогда же фабрично-заводскую промышленность.
29.9.1882 Ключевский защитил докторскую диссертацию «Боярская дума Древней Руси», в которой пристальное внимание уделялось разработке вопросов социальной истории России. Изучил структуру, роль и значение Боярской думы, показал связь развития этого государственного института с развитием всего общества, господствовавшими там отношениями, и интересами различных социальных слоев. Позднее пришел к выводу, что Земские соборы не парламенты, а совещания правительства со своими агентами на местах.
Экстраординарный (с 1883), ординарный (с 1885), заслуженный (с 1899) профессор кафедры российской истории ИМУ. В 1887-1889 декан историко-филологического факультета, в 1889‑1890 помощник ректора. Под руководством Ключевского защищено 6 магистерских диссертаций: П. Н. Милюковым (17.5.1892), М. К. Любавским (22.5.1894), Н. А. Рожковым (19.5.1900), М. М. Богословским (2.11.1902), А. А. Кизевет-тером (19.12.1903), Ю. В.Готье (3.12.1906).
В кон. 1894 г. Ключевский освистан студентами за положительные характеристики, данные им императору Александру III после его смерти (т. н. история Ключевского).
В 1901 ‑ 1911 преподавал в Училище живописи, ваяния и зодчества; читал историю наследнику престола. В 1905‑1907, помимо преподавательской деятельности, Ключевский участвовал в работе Комиссии по пересмотру законов о печати и в Совещании по проекту учреждения Государственной думы.
Председатель Общества истории и древностей российских (1893-1905); член Общества любителей российской словесности (с 1909 почетный член), почетный член Московской духовной академии (с 1907). Член-корреспондент Санкт-Петербургской Академии наук (с 1900).
Сочинения: Сказания иностранцев о Московском государстве. М., 1866; Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1871; Письма. Дневники. Афоризмы и мысли об истории. М., 1968; Неопубликованные произведения. М., 1983; Сочинения: В 9 т. М., 1987-1990; Ист. портреты. Деятели русской исторической мысли. М., 1991; Русская история: Полный курс лекций. М., 1993. Кн. 1—3.
Литература: В. О. Ключевский. Характеристики и воспоминания. М., 1912; Василий Осипович Ключевский: [Некролог] // Речи, произнесенные в торжественном заседании ... 12 ноября 1911 г. М., 1914; Зимин А. А. Формирование исторических взглядов В. О. Ключевского в 60-е годы XIX века // ИЗ. Т. 69. М., 1961; Киреева Р. А. В. О. Ключевский как историк русской исторической науки. М., 1966; Она же. В. О. Ключевский // Историки России: Биографии. М., 2001; Чумаченко Э. Г. В.О.Ключевский — источниковед. М., 1970; С. 313‑322; Нечкина М. В. Василий Осипович Ключевский: История жизни и творчества. М., 1974.
Выходные данные:
- Просмотров: 4280
- Комментариев: 0
- Опубликовано: 27.11.2010
- Версий: 6 , текущая: 6
- Статус: экспертная
- Рейтинг: 0.0
Автор:
Кошман Лидия Васильевна
- старший научный сотрудник; доктор исторических наук
Ссылки отсюда
Ссылки сюда
Категории:
История отечественной культуры; Источниковедение; Культурология;
Детализирующие понятия:А.С.Пушкин как историк; Вид исторических источников; Декан; Научная историографическая концепция; Научная школа; Проблематика исторических исследований.
Авторские произведения: Ключевский Василий Осипович
№ | Название | Год | Текст | Тип | Действия |
---|---|---|---|---|---|
1. |
Курс русской истории |
1903 | — | ||
Труд выдающегося отечественного ученого В.О.Ключевского – важнейшее событие в российской исторической науке. Впервые была сделана попытка отойти от фактологического изложения в пользу проблемного подхода. В центре внимания автора – «три основные исторические силы, которые строят людское общежитие»: «человеческая личность, людское общество и природа страны».
|
|||||
2. |
Афоризмы и мысли об истории |
— | — | ||
В книге собраны афоризмы и наброски выдающегося русского историка Василия Осиповича Ключевского, записанные им в 1890-х - 1910-х годах.
|
|||||
3. |
Дневники и дневниковые записи |
— | — | ||
В книге собраны отрывки из дневников выдающегося русского историка Василия Осиповича Ключевского, которые он вел с 1861 по 1911 год.
|
|||||
4. |
Древнерусские жития святых как исторический источник |
1871 | — | ||
В ходе этого исторического исследования известный историк В.О. Ключевский изучил и проанализировал не менее пяти тысяч рукописных житийных списков древнерусских святых.
|
|||||
5. |
Курс лекций по русской истории |
1904 | — | ||
Главный труд жизни Ключевского, в котором он изложил свою концепцию исторического развития России.
|
|||||
6. |
Императрица Екатерина II. 1796—1896 |
1896 | — | ||
Главный критерий, по которому В.О. Ключевский оценивает царствование монарха - это увеличение или уменьшение материальных и нравственных средств Русского государства за годы его правления. Оценивая политику Екатерины II, историк пишет: «Империя последних лет царствования представляла по закону, по общему впечатлению стройное и величественное здание».
|
|||||
7. |
Энциклопедический словарь русской истории. Современная версия |
— | — | ||
8. |
Добрые люди древней Руси |
1892 | — | ||
9. |
Содействие церкви успехам русского гражданского права и порядка |
1888 | — | ||
10. |
Чья земля под городскими рядами на Красной площади? |
1887 | — | ||
11. |
Хозяйственная деятельность Соловецкого монастыря в Беломорском крае |
1867 | — | ||
12. |
Краткий курс по русской истории |
— | — | ||
13. |
Русский рубль XVI-XVIII в. в его отношении к нынешнему : Опыт определения меновой стоимости старинного рубля по хлебным ценам |
1884 | — | ||
14. |
Боярская дума древней Руси |
1882 | — | ||
15. |
Значение Преподобного Сергия для русского народа и государства : к 550-летнему юбилею, |
— | — | ||
16. |
О государственности в России |
— | — | ||
17. |
Происхождение крепостного права в России; Подушная подать и отмена холопства в России |
— | — | ||
18. |
Литературные портреты |
— | — | ||
19. |
Исторические портреты; Деятели исторической мысли |
— | — | ||
20. |
Преподобный Сергий Радонежский |
— | — | ||
21. |
О нравственности и русской культуре |
— | — | ||
22. |
Православие в России |
— | — | ||
23. |
Сказания иностранцев о Московском государстве |
1866 | — | ||
В исследовании известного русского историка Ключевского В.О. рассмотрено около 40 сказаний иностранцев, дающих наиболее живописные, разносторонние материалы по истории Московского государства XV-XVIII вв.
|