Тойнби Арнольд Джозеф
Тойнби Арнольд Джозеф
историк, социолог, историософ, культуролог, общественный деятель. Создатель теории круговорота локальных цивилизаций, изложенной в труде «Исследование истории»
- Настоящее имя:
- Toynbee Arnold Joseph Arnold Joseph
- Годы жизни:
- 1889 — 1975
- Место рождения:
- Лондон, Великобритания
- Место смерти:
- г.Йорк, Англия
- Разделы каталога:
- Социально-экономические и общественные науки, Культурология, Исторические науки и археология
Арнольд Джозеф Тойнби (англ.Arnold Joseph Toynbee; 14 апреля 1889— 22 октября 1975)— британский историк, культуролог, автор «Постижения истории»— двенадцатитомного анализа рождения и упадка цивилизаций. Удостоен Ордена Кавалеров
Получил образование в Уинчестерском колледже и Бейллиол-колледже Оксфордского университета. В 1913 женился на Розалинде Мёррей, дочери Гилберта Мёррея, оксфордского профессора-классика. Их сын Филип стал известным романистом. Они развелись в 1946, и в том же году Тойнби женился на своей давней помощнице Веронике Марджори Боултер. В 1919–1924 был профессором византиноведения, греческого языка, литературы и истории Лондонского университета, с 1925 до своей отставки в 1955 – научным руководителем Королевского института международных отношений и научным сотрудником Лондонского университета. В 1920–1946 – редактор «Обзора международных отношений». Во время Второй мировой войны Тойнби – директор научного отдела министерства иностранных дел Великобритании. В 1956 стал кавалером ордена Кавалеров почета. Умер Тойнби в Йорке 22 октября 1975.
Многочисленные публикации Тойнби включают научные монографии, в том числе Западный вопрос в Греции и Турции (The Western Question in Greece and Turkey, 1922), Греческая историческая мысль (Greek Historical Thought, 1924), Исследование истории (A Study of History, 12 vols., 1934–1961), а также несколько томов очерков и лекций, опубликованных после того, как под руководством Д.Сомервелла было выпущено ставшее бестселлером сокращенное (в одном томе) изложение первых шести томов Исследования истории. Наиболее интересна публикация Гиффордовских лекций – Подход историка к религии (An Historian"s Approach to Religion, 1956). Из поздних работ Тойнби отметим следующие: Америка и мировая революция (America and the World Revolution, 1962); Между Нигером и Нилом (Between Niger and Nile, 1965); Изменяющиеся города (Cities on the Move, 1970) и Константин Багрянородный и его эпоха (Constantine Porphyrogenitus and His World, 1973).
Тойнби последовал за О.Шпенглером и его Закатом Европы в отрицании традиционной концепции единства мировой истории, предложив взамен сравнительное исследование культур, обнаруживающих поразительное сходство в жизненном цикле – возникновении, развитии и упадке. Однако он отвергал шпенглеровскую теорию культур как организмов, имеющих продолжительность жизни в 1000 лет, и в качестве причин их упадка называл нравственное вырождение и утрату творческого подхода к возникающим проблемам. По сравнительным таблицам Тойнби выходило, что в Западной Европе во времена Наполеоновских войн и в Габсбургской монархии в 1526–1918, несмотря на Тридцатилетнюю войну, Первую мировую войну и т.п., царил мир. Однако и сам Тойнби, и многие его поклонники были склонны отмахиваться от указаний на неточности, считая эти поправки заурядными общими местами; по их мнению, имело значение только то, что более или менее явно следовало из томов 1–6, а именно что возвращение к католицизму в той или иной его форме могло бы остановить закат западной цивилизации, начавшийся вместе с эпохой Реформации.
Тома 7–10, опубликованные в 1954 после 15-летнего перерыва, уже не содержали ни этой концепции, ни многих других прежних идей. Показав в «Приложении» к 6-му тому, что множество высказываний и эпизодов жизни Иисуса Христа можно найти в дохристианском эллинистическом фольклоре и что само христианство возникло из религиозного синкретизма, Тойнби отвергал претензии христианства на исключительность. Наша цивилизация, считал он, погибнет; но она, подобно эллинизму, сослужит свою историческую роль, если, умирая, породит новую синкретическую религию.
Необыкновенная эрудиция Тойнби несомненна, однако его концепция и методы были подвергнуты уничтожающей критике. Популярность Тойнби – в значительной мере феномен американской культуры, в Англии у него больше критиков, чем поклонников. Тем не менее его идеи об историческом значении религии и плодотворности надматериальных ориентиров, разумеется, были вполне здравыми, и даже его критики признавали, что ему удалось их популяризировать.
Выходные данные:
- Просмотров: 4802
- Комментариев: 0
- Опубликовано: 09.03.2011
- Версий: 14 , текущая: 14
- Статус: экспертная
- Рейтинг: 0.0
Автор:
Алексеев Виктор Владимирович
Ссылки отсюда
Ссылки сюда
Категории:
Всеобщая история; Историческая методология;
Детализирующие понятия:Плюрально-циклическое понимание истории; Промышленный переворот; Сравнительно-исторический метод; Философия истории; Цивилизация; Цивилизация и культура.
Авторские произведения: Тойнби Арнольд Джозеф
№ | Название | Год | Текст | Тип | Действия |
---|---|---|---|---|---|
1. |
Постижение истории |
1934 | — | ||
Сборник «Постижение истории» составлен на основе фундаментального 12-томного труда знаменитого британского философа и культуролога Дж.А.Тойнби, создателя всемирно известной теории исторического развития. Автор работы является сторонником цивилизационного подхода к изучению истории, он считается разработчиком концепции локальных цивилизаций. Тойнби рассматривает историю...
|
|||||
2. |
Статьи из книги 'Цивилизация перед судом истории' |
— | — | ||
3. |
Избери жизнь |
— | — | ||
4. |
Если бы Филипп и Артаксеркс уцелели |
— | — | ||
5. |
Цивилизация перед судом истории |
— | — | ||
6. |
Промышленный переворот в Англии |
— | — | ||
7. |
Если бы Александр не умер тогда |
— | — | ||
8. |
Пережитое. Мои встречи |
— | — | ||