Зарегистрироваться

Когнитивная психология

Категории Когнитивная психология | Под редакцией сообщества: Психология

Когнитивная психология (от лат. сognoscere –  познавать, воспринимать, знать) - одно их основных направлений современной научной психологии. Тематика работ по КП включает весь спектр традиционных для экспериментальной психологии вопросов, связанных с изучением познавательных процессов – восприятия, внимания, памяти, обучения, воображения, речи, мышления, а также состояний сознания, эмоций и мотивации человека.

История развития

КП возникла первоначально в середине 20-ого века в связи с необходимостью решения практических задач оптимизации взаимодействия человека с техническими системами и поддержки процессов обучения (инженерия человеческих факторов, инженерная психология, эргономика, педагогика). Эти задачи не могли быть решены в рамках типичных для того периода узких, ориентрированных на лабораторные эксперименты с животными исследований. В отличие от бихевиоризма и физиологии высшей нервной деятельности (И.П. Павлов и его школа), КП не только вновь поставила психологические (менталистские) понятия в центр исследований, но и допустила возможность использования данных самонаблюдения (интроспекция). Последние, однако, не рассматриваются в КП как самодостаточные и требуют подтверждения и объяснения с помощью применения других, более объективных экспериментальных процедур (методологический принцип т.н. «конвергирующих операций»).

Предшественники

К числу непосредственных предшественников КП можно отнести прежде всего представителей гештальтпсихологии (т.н. берлинская школа – Макс Вертхаймер, Карл Дункер, Вольфганг Кёлер, Курт Левин), европейских исследователей интеллектуального развития ребенка (Карл Бюлер, Л.С. Выготский, Жан Пиаже), а также и отдельных представителей необихевиоризма, признававших существование внутренних репрезентаций окружения (по типу открытых американским необихевиористом Эдвардом Толменом у крыс ”когнитивных карт”). Важную роль сыграл нейропсихологический анализ нарушений познавательных функций и речи, где следует отметить выдающийся вклад А.Р. Лурия, Дональда Хэбба и Р.О. Якобсона). В середине 20-го века в результате компьютерной революции и в связи с лингвистическими работами Ноама Хомского, продемонстрировавшими возможность алгоритмического подхода к описанию синтаксиса речи, анализ внутренних психических процессов перестал быть методологически сомнительным и практически сразу же заменил исследования бихевиористского типа. Начало компьютерного моделирования процессов решения задач человеком в рамках работ по искусственному интеллекту ( Аллен Ньюэлл, Герберт Саймон) воспринималось как прямое продолжение исследований в Вюрцбургской школе психологии мышления (Отто Зельц). Первое учебное руководство по КП, автором которого стал американский психолог и специалист в области распознавания образов Улрик Найссер, вышло в свет в 1967 году.

Ранний период

Центральное место в ранний период развития КП занимали исследования внимания и в особенности памяти. На базе т.н. «компьютерной метафоры» структура познавательных процессов у человека трактовалась по аналогии со структурой переработки информации в универсальном вычислительном устройстве. Внимание рассматривалось при этом как разновидность электромеханического фильтра, осуществляющего отбор поступающей информации по сенсорным признакам (Дональд Бродбент), а память – как цепочка блоков удержания информации на тот или иной срок. Чаще всего в этих исследованиях рассматривалась структура памяти, состоящая из трех таких структур: блоков очень кратковременного (сенсорная память), кратковременного (первичная память) и долговременного (вторичная память) удержания информации (Ричард Аткинсон, В.П. Зинченко). Эти представления претерпели со временем значительные изменения. Так, вместо представления о кратковременной памяти, опирающейся на процессы внутреннего повторения вербальной информации, было введено понятие «рабочая память», предполагающее существование нескольких различных механизмов оперативного сохранения и преобразования материала, в частности, невербальное повторение (Ален Бэддели).

Современность

С конца 1980-х годов КП стала частью более широкого междисциплинарного движения, получившего название когнитивная наука. Это, прежде всего, привело к расширению методического арсенала исследований. Наряду с оценкой точности и скорости решения задач (т.н. ментальное хронометрирование) в экспериментах стали широко использоваться разнообразные нейрофизиологические методы, к которым в настоящее время добавляются методы нейрогуморальных и молекулярно генетических исследований. Важную роль продолжает играть компьютерное моделирование исследуемых процессов, для которого в последние годы часто используются искусственные нейронные сети (neural networks). Содержательно в центр внимания исследователей выдвинулись вопросы развития, индивидуальных и межкультурных различий, социального взаимодействия и мозговых механизмов соответствующих когнитивных процессов.

Благодаря новым методам функционального трехмерного картирования работы мозга (ПЭТ, фЯМР и др.) к началу 21-го века были значительно уточнены классические представления нейропсихологии о локализации психических функций, выявлены отдельные компоненты нейрофизиологических механизмов, лежащих в основе наиболее сложных из них - целеполагания, самоконтроля и рефлексивного сознания. Одним из результатов стало описание множественности форм ранее казавшихся едиными познавательных процессов. Так, было выявлено существование, как минимум, трех различных систем внимания (системы первоначального возбуждения, пространственной ориентировки и когнитивного контроля - Майкл Познер), нескольких систем памяти (в том числе, системs процедурной и декларативной, в частности, семантической и эпизодической, памяти - Ларри Сквайр, Эндел Тулвинг), двух систем восприятия (пространственной локализации и идентификации объектов – Колуин Триварзен, ), двух систем мышления (интуитивное и рациональное - Даниел Канеман) и воображения (репродуктивное и творческое, продуктивное).

Все более важной становится поэтому концептуальная интеграция накопленных данных на теоретической основе, преодолевающей фиксацию на традиционных описаниях функций внимания, памяти, мышления и т.д. Возможный подход связан с выделением нескольких эволюционных уровней организации процессов познания – задача их эволюционной стратификации (Н.А. Бернштейн, Б.М. Величковский). Еще одна актуальная задача КП состоит в повышении т.н. экологической валидности проводимых исследований, что могло бы позволить выявить реальный потенциал познавательных возможностей человека и более успешно использовать результаты психологических исследований на практике. Здесь заметную роль начинает играть использование новых технических средств и технологий. К их числу относиться, например, технология виртуальной реальности, позволяющая не только создавать живую иллюзию пребывания в предметном пространственном окружении, но и реализовывать на этой основе разнообразные динамические сценарии естественной деятельности человека. Для объективного анализа такой развернутой во времени деятельности при этом могут использоваться психофизиологические методы, а также регистрация макро и микроповедения человека, например, глазодвигательной активности.

В силу междисциплинарного характера большинства проблем КП, в ряде случаев область их исследования становится все более междисциплинарной и постепенно теряет собственно психологическую специфику. Например, при изучении восприятия и памяти наибольшее значение имеют сегодня нейрофизиологические исследования. Эти же подходы доминируют, наряду с этнолингвистическими исследованиями и математическими моделями, при изучении механизмов речи и их взаимодействии с мышлением. В ближайшем будущем следует ожидать дальнейшего усиления естественнонаучного звена подобных междисциплинарных исследований, а также их практической направленности, связанной с медицинскими, образовательными и техническими приложениями КП, в частности, при создании принципиально новых классов интерфейсов, позволяющих человеку эффективно работать с разнообразными техническими устройствами.

Рекомендуемая литература

Величковский Б.М. (1982). Cовременная когнитивная психология. М.: изд-во МГУ.

Андерсон, Дж.Р. (2002). Когнитивная психология. СПб: Питер.

Eysenck, M.W. & Kean, M.T. (2002). Cognitive psychology. London: Psychology Press.

Neisser, U. (1967). Cognitive psychology. New York: Appleton-Century-Crofs.

Velichkovsky, B.M. & Challis, B.H. (1999). An introduction to stratification in cognition and consciousness. In B.H. Challis & B.M. Velichkovsky (Ed.). Stratification in cognition and consciousness. Philadelphia: John Benjamins.

Величковский Б.М., Соловьев В.Д. (2008). Компьютеры, мозг, познание: Успехи когнитивных наук. М.: Наука.


Б.М. Величковский

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.