Зарегистрироваться

Успеет ли Россия вовремя оценить достоинства e-learning?

Категории: информационные технологии, информатика | Источник: poisknews.ru

Пятилетка на раскачку

 

Успеет ли Россия вовремя оценить достоинства e-learning?

 

Российским вузам в условиях глобализации и интернационализации образования необходимо соответствовать международным стандартам, чтобы оставаться востребованными на мировом рынке образовательных услуг. Однако по многим направлениям пути российской, европейской, американской систем образования существенно расходятся. Об этом в ходе круглого стола «Инновационный диалог в условиях модернизации российской системы образования» говорили ведущие отечественные и зарубежные эксперты. Встреча прошла в Московском государственном университете экономики, статистики и информатики.

 

Образование для всех

 

Обеспечение открытого доступа к высшему образованию – сегодня это одна из ключевых мировых проблем. Образование стало ресурсом, способным поднять уровень жизни, повысить конкурентоспособность населения на рынке труда, обеспечить экономическое развитие страны. Спрос на высшее образование определяется растущими социальными ожиданиями. В конце прошлого века прогнозировалось, что к 2020 году число студентов в мире должно достигнуть 120 миллионов, однако уже в 2004-м их было 132 миллиона! Эти данные в ходе круглого стола привел генеральный секретарь Международного совета по открытому и дистанционному образованию (ICDE) Карл Холмберг.

 

В России ситуация диаметрально противоположна, и это во многом результат деятельности российского правительства, предпринимающего усилия по сокращению числа студентов, вузов и преподавателей, считает научный руководитель МЭСИ, президент Международного консорциума «Электронный университет» Владимир Тихомиров. «Сегодня в России 71% студентов от общего числа учащихся получают высшее образование, но уже к 2014 году их останется 50%, -сказал он. – На 15% вырастет количество студентов программ среднего профессионального образования, на 6% – начального профессионального образования. На 100 тысяч человек сократится количество преподавателей в вузах, на 200 тысяч -школьных педагогов. Сегодня в России только 22% работающих людей имеют высшее образование».

 

Похожая ситуация и в США. Об этом рассказал почетный ректор Университетского колледжа Мэрилендского университета Николас Аллен: «В США общее количество студентов составляет 20 миллионов человек. Высшее образование имеют менее 40% взрослых. Чтобы увеличить этот показатель на 15% до 2025 года, необходимо обучить больше 16 миллионов человек. При этом США ежедневно теряют 7 тысяч студентов. Удержание студентов становится важнейшей проблемой».

 

В открытом доступе

 

«Юноши и девушки цифрового поколения выдвигают довольно высокие требования в отношении способов получения знаний, – сказал президент Европейской организации по инновациям в образовании (SCIENTER), президент Европейского фонда гарантий качества в электронном обучении (EFQUEL) Клаудио Донди. – Сегодня контент представлен в открытом доступе и в таком изобилии, что не могут не появляться вопросы о будущем формате высшего образования. Появился контент пользователей социальных сетей, выросла роль поиска, организации и отбора информации, а значит, необходимы методы преобразования ее в знания. И это одна из новых задач преподавателя». Студенты хотят обучаться таким образом, и, по мнению К.Донди, эта система образования должна быть сертифицирована. С 2002 по 2008 год количество онлайн -студентов выросло на 19%. К 2008 году 25,3% студентов хотя бы один раз обучались с помощью онлайн-курса. Электронные технологии создали большой потенциал для изменений традиционного образования.

 

Лучшее – бесплатное?

 

Образовательное сообщество все больше ощущает растущее давление со стороны общественности, которая ожидает снижения себестоимости образования без потери его качества. Обеспечить такой результат могут электронные технологии, сошлись во мнении западные эксперты.

 

«E-learning – это доступ, качество, возможность повысить квалификацию для большого количества людей», – заявил Н.Аллен. «Плохой идеей» назвал он ограничение студентов в методе обучения. «Чем лучше получение образования в аудитории, где сидят сотни студентов, между которыми нет контакта? В сети же человек может контактировать с одногруппниками, использовать книги из всех мировых библиотек», -отметил он.

 

К.Холмберг процитировал в своем докладе высказывание Билла Гейтса. Основатель и совладелец Microsoft на конференции Techonomy заявил: «Лет через пять в Интернете вы сможете найти лучшие в мире лекции бесплатно». Хватит ли России пяти лет, чтобы в полной мере оценить значимость электронного обучения? Об этом уже сейчас необходимо задуматься всему отечественному образовательному сообществу.

 

Елена ГОРДЕЕНКОВА 

 

Поиск, 26.11.2010