Зарегистрироваться

Процедуры предоставления образовательных услуг станут более прозрачными

Категория: педагогика | Источник: ps.1september.ru

Лицензирование ОУ: новые правила

 

Процедуры предоставления государственных услуг станут более прозрачными

 

9 ноября Президент РФ Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контрольно-надзорных и разрешительных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования». Новый документ регулирует лицензирование образовательной деятельности, аккредитацию образовательных программ и подтверждение документов об образовании, об ученых степенях и званиях. Он вступает в силу с 1 января 2011 года.

 

На пресс-конференции в РИА «Новости» руководитель Рособрнадзора Любовь Глебова рассказала о тех изменениях, которые ожидают образовательные учреждения – от детских садов до вузов и научных организаций – в связи с принятием этого закона.

 

По словам Л.Глебовой, процедура лицензирования значительно упрощается: во-первых, лицензия будет бессрочной (раньше она выдавалась, как правило, на пять лет); во-вторых, из самой процедуры исключается экспертиза, которая проводилась контрольно-надзорными органами с целью установления достоверности данных (о площадях, штатном расписании, количестве учащихся и т.д.), представленных претендентом на получение важнейшего разрешительного документа.

 

Желающие подать заявку на лицензирование в электронном виде смогут это сделать уже в нынешнем году, обратившись на портал Рособрнадзора. Одновременно ужесточится лицензионный контроль: через год после выдачи лицензии в образовательном учреждении должна пройти проверка соблюдения лицензионных требований. Дальнейший контроль может быть плановым и внеплановым.

 

«Регулярный контроль и надзор станут стимулом для образовательного учреждения, которое также должно оценивать собственную деятельность, нацеленную на достижение высокого качества образования», – считает Л.Глебова.

 

Процедура аккредитации становится менее длительной, теперь для нее установлен конкретный срок – 105 дней. Раньше сроки были размыты.

 

Единственной формой оплаты за проведение процедур лицензирования и аккредитации станет госпошлина.

 

По мнению руководителя Рособрнадзора, «новые правила исключают возможность заплатить за «правильное» решение».

 

Кроме того, аккредитация будет проходить не по отдельным образовательным программам, а по укрупненным группам специальностей. То есть если образовательная программа относится к уже имеющейся группе специальностей, то закон позволяет считать эту программу аккредитованной. Это делается для того, чтобы вузы развивались в рамках заявленной профильности (техническому университету теперь сложно будет ввести подготовку по юридическим или экономическим специальностям), а также для быстрого обновления учебного процесса. Раньше аккредитация новых программ занимала много времени, и, как признает сама Глебова, «из-за этого под ударом оказывались студенты призывного возраста».

 

В числе новшеств, закрепленных новым законом, – возможность учета независимых общественных оценок (работодателей, родителей, студенческого сообщества) в процедуре государственной аккредитации.

 

Как пояснила Глебова, «это сделано для того, чтобы реализовать активность тех, кто должен оценивать систему образования». При этом она подчеркнула, что «общественная аккредитация не должна дублировать государственную и не может ее заменить».

 

Кроме того, обязательным требованием закона становится размещение информации о данном образовательном учреждении на его сайте.

 

Конкретный набор сведений будет установлен в подзаконных актах – так же как и новые критерии лицензирования и аккредитации.

 

Как заверила Глебова, эти критерии станут более строгими, что, по ее мнению, призвано способствовать повышению качества образования. Например, изменения лицензионных нормативов напрямую связаны с образовательными стандартами нового поколения, в которых записаны требования к условиям обучения.

 

Значительно повысятся аккредитационные требования к университетам: многим из них в следующем году в связи с вступлением в силу нового закона будет очень сложно подтвердить свой статус.

 

Еще более трудным станет переход в этот статус институтов и академий.

 

Как отметила глава Рособрнадзора, «лихорадочные усилия» в этом направлении активно предпринимаются вузами в этом году, однако далеко не все достигают желанной цели.

 

Например, в течение нынешнего года получили статус университетов только Финансовая академия при Правительстве РФ, Медицинская академия им. Сеченова и РЭА им. Плеханова.

 

Новые правила и нормы позволят не только провести дифференциацию вузов, но и продолжить процесс их оптимизации (например, за последнее время на одну треть сократилось количество филиалов, уровень обучения в которых не соответствовал современным требованиям).

 

При этом Глебова подчеркнула, что вузы будут закрываться не по указке Рособрнадзора, а по решению учредителей, которым ведомство поможет принять верное решение.

 

«Вся деятельность последних лет была связана не с тем, что мы лишали аккредитации, а с тем, что выдавали предписания, тем самым оставляя время на раздумья, и вели работу с учредителями по поводу целесообразности существования того или иного образовательного учреждения», -подчеркнула Глебова.

 

 

*   *   *

 

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ И ПРАКТИКОВ

 

Итак, чиновники считают новый закон почти идеальным, акцентируя внимание лишь на его положительных сторонах – таких как упрощение и удешевление государственных услуг, повышение их прозрачности и понятности для пользователей, включение работодателей в процедуры аккредитации. Разделяют ли оптимизм чиновников эксперты и практики?

 

Ректор института образовательной политики «Эврика» Александр Адамский в числе позитивных нововведений закона отмечает обязательность размещения информации об учебном заведении на его сайте (по его словам, пока это «единственный реальный шаг на пути к открытости»), а также оплату госуслуг в форме госпошлины.

 

А вот директор Балашихинского лицея Дмитрий Белоусов полагает, что «государственные школы можно было бы освободить от госпошлины и оставить плату только для коммерческих учреждений».

 

Вообще большинство из опрошенных нами практиков не видят каких-либо существенных преимуществ нового закона по сравнению с нынешней ситуацией. Ведь проверки как были, так и остаются.

 

«Качество образования, конечно, надо проверять, но только не в таком огромном количестве, как сейчас, а кроме того, следует установить четкие критерии, – говорит завуч столичной школы N 757 Оксана Кулиш. – Подготовить школу к аккредитации или к лицензированию огромный труд, а еще приходят финансовые органы. Совершенно непонятно, когда мы будем работать с детьми? Из-за бумаг у нас на это остается значительно меньше времени».

 

«Лет 15 назад не было ни лицензирования, ни аккредитации, и все было нормально, и обходились без этого», -вспоминает заместитель директора московского колледжа архитектуры и менеджмента в строительстве N 17 Эдуард Цветцих.

 

С ним не согласен директор Московской классической гимназии Юрий Морозов, по мнению которого, «школы надо контролировать, потому что ситуация все время меняется».

 

«Проверки проводятся в интересах безопасности детей, особенно в тех случаях, если школа находится в аварийном здании», – утверждает Юрий Морозов.

 

Признавая введение бессрочной лицензии как прогрессивную меру, он в то же время выражает сомнение в том, что этим правом смогут воспользоваться негосударственные учебные заведения, не имеющие собственного помещения, поскольку сроки их лицензии зависят от того, на какой период времени заключен договор аренды.

 

Академик РАО, ректор Московского городского психолого-педагогического университета Виталий Рубцов видит главное достижение закона в том, что в нем закреплена возможность общественно-профессиональной экспертизы.

 

«Это шаг вперед на пути повышения качества образования, поскольку мы отвечаем перед обществом и перед работодателем», – убежден известный ученый. Правда, при этом он добавляет, что «нужно разработать специальный подзаконный акт для включения работодателей и профессионального сообщества в процесс аккредитации».

 

Мнения специалистов по этому вопросу разделились.

 

«Участие работодателей в аккредитации непростой вопрос, – считает директор столичного педагогического колледжа N 5 Маргарита Леонтьева. – Не каждый работодатель может дать объективную оценку молодому специалисту. Нормативы в педагогике очень сложно определить. Это не строительные организации, которые оперируют четкими критериями».

 

В то же время Эдуард Цветцих, признавая, что «в аккредитации должны принимать участие работодатели», отмечает, что «они от нас далеки».

 

Причина в том, что профильным организациям проще и дешевле принять на работу приезжих гастарбайтеров, поскольку «выпускники часто заканчивают колледж до 18 лет, юношей забирают в армию, а девушки не пойдут на высотное строительство».

 

«Престиж вуза, его бренд – качество подготовки выпускников, востребованных на рынке труда, и никакая комиссия Рособрнадзора это качество не подтвердит лучше, чем работодатели, – убеждена ректор Института международного бизнес-образования Любовь Яковлева. -Когда нам говорят, что будет усиливаться контроль со стороны государства, чиновников, возникает вопрос: не обернется ли это перегибами и злоупотреблениями? На Западе внеплановые проверки проводятся только в том случае, если поступают жалобы со стороны учащихся и их родителей. Любая проверка отнимает массу времени у педагогов и администрации, и проводить их без всякого повода не имеет смысла».

 

По словам Любови Яковлевой, «в законе акцентируется внимание на контроле и надзоре, но ничего не сказано о методической помощи образовательным учреждениям в проведении процедур лицензирования и аккредитации».

 

«Рособрнадзор проводит такие консультации и семинары , но все они платные, поэтому не каждый может позволить себе такое удовольствие», – констатирует руководитель негосударственного вуза.

 

Кроме того, ректоры вузов отмечают, что аккредитация образовательных программ по группам специальностей – это безусловный шаг вперед, но многие надеялись, что Рособрнадзор пойдет еще дальше, предоставив аккредитованному вузу право вводить новые программы в рамках своего профиля без каких бы то ни было дополнительных контрольно-надзорных процедур.

 

«Именно вуз должен принимать решение о том, есть ли у него кадры и другие условия, необходимые для обновления учебного процесса. Только в этом случае мы могли бы говорить об автономии учебного заведения, его академической свободе», – утверждают специалисты.

 

Подготовила Ольга ДАШКОВСКАЯ 

 

Первое сентября, 27.11.2010