Зарегистрироваться

Картины Ван Гога темнеют из-за хрома

Категория: химия | Источник: http://rnd.cnews.ru

Знаменитые картины Ван Гога, яркие, насыщенные цвета которых передают зрителю настроение, выцветают. Ван Гог часто использовал промышленную краску, известную как "желтый хром", иногда смешанную с белым. С течением времени краска начала тускнеть. Исследователи видят причину этого в химических реакциях, которые происходят в краске. Знание причины дает основание надеяться, что процесс деградации может быть остановлен и даже повернут вспять.

 

Открытие причины выцветания картин Ван Гога сделала международная группа ученых под руководством профессора Коэна Янссенса (Koen Janssens) из Антверпенского университета.

 

Сначала ученые собрали образцы из трех оставшихся от эпохи Ван Гога туб краски и искусственно состарили их воздействием ультрафиолетовой лампы в течение 500 часов. Только один образец из тубы, принадлежавшей фламандцу Рику Воутерсу, потемнел: из ярко-желтой краска стала шоколадно-коричневой.

 

Изучая образцы с помощью рентгеновского аппарата, ученые обнаружили изменение химического состава краски: шестивалентный хром Cr(VI) превратился в трехвалентный Cr(III). При этом хром "особенно сильно менялся в присутствии химических соединений, содержащих барий и серу".

 

На втором этапе ученые использовали те же методы для изучения двух тускнеющих картин художника: "Вид на Арль с ирисами" (1888) и "Набережная Сены" (1887), выставленных в Музее Ван Гога в Амстердаме. Результаты показали, что изменение валентности хрома, вероятнее всего, также имело место в этих картинах.

 

На основании этого наблюдения ученые посчитали, что смешивание белой и желтой красок, имевшихся у Ван Гога, может быть причиной потемнения желтых участков его картин. Профессор Янссенс коротко обрисовал дальнейшие планы ученых: "Конечно же, мы хотим понять, какие условия способствуют изменению хрома и есть ли надежда на возвращение потемневших красок на картинах в исходное состояние".

 

По словам исследователей, реакция может произойти под воздействием света, даже если вредный ультрафиолетовый спектр был отфильтрован. Также она может происходить быстрее при повышении температуры. Поэтому ученые рекомендовали хранить картины в прохладном месте, недоступном для солнечных лучей.