Зарегистрироваться

«Чурналистика – это такая форма журналистики»

Категория: информационные технологии | Источник: http://www.infox.ru

Британские энтузиасты придумали необычный сайт для оценки деятельности пишущих журналистов. Машина считает, кто сколько списал и сколько добавил от себя.

 

Чурналистика – это такая форма журналистики, в которой в статьях из-за отсутствия времени используются пресс-релизы, рассылки и другие формы подготовленной информации без дополнительного исследования и проверки. Термин чурналистика (от английского to churn out – штамповать, выпускать потоком) придумал журналист британской радиовещательной корпорации BBC Васим Закир, чтобы описать новый тренд в современной журналистике. «Вы копируете то, что пришло вам по рассылке, убираете мусор, и, может быть, добавляете пару цитат. Так делают в любой британской редакции, и так репортеры становятся чурналистами», — пояснил журналист.

 

Чтобы помочь англоязычному читателю отделить оригинальные тексты от чурналистики, энтузиасты из некоммерческого фонда Media Standards создали оригинальный сайт. Ресурс Churnalism.com позволяет количественно оценить роль журналистов при создании своих «креативов» и определить достоверность интерпретации данных. Сайт предлагает ввести текст любого пресс-релиза и проверить, сколько в данном случае британских газет и интернет-ресурсов просто скопировало релиз и подало его под видом оригинального текста. Для поиска ресурс использует многомиллионную базу британских новостных ресурсов.

 

Ctrl-C/Ctrl-V

 

Поразил чурналистский подход и многие научные СМИ: скопировать пресс-релиз и добавить «бэкграунд» из Википедии всегда легче, чем созвониться с экспертами. Журналисты британской Guardian при помощи сайта подсчитали: три четверти всех выпущенных с начала года пресс-релизов Университетского колледжа Лондона были тупо скопированы ведущими британскими СМИ. Так, статья Telegraph о динозавре с мощными бедрами оказалась на 97% скопированным оригинальным пресс-релизом. А релизы, посвященные его однопалому родственнику, почти без переделок легли в основу научных публикаций в изданиях Mail, Times и Mirror. «Если вы не проводите никакого анализа, эффективно не занимаете ту или иную сторону, то вы — просто мессенджер, посредник, мегафон с ушами. В таком случае моя RSS-рассылка — тоже журналист», — посетовал британский научный журналист Эд Янг.

 

Особый национальный оттенок чурналистика как метод работы обрела на российской почве. Наши СМИ «настолько суровы», что соревнуются в апокалиптичности заголовков и текстов, даже не утруждая себя поиском первоначального источника звона. Именно так рождаются на российских интернет-просторах и даже в редакциях федеральных телеканалов сенсации про алмазные планеты и несущиеся к Земле астероиды.

 

ПАВЕЛ КОТЛЯР