Зарегистрироваться

Главу мурманского Росгидромета обвиняют в спасении корабля

Категория: государственные академии наук и научные фонды | Источник: http://www.izvestia.ru

«Профессор Молчанов», Норвегия, фото: Википедия

 

В среду, 17 августа, в Мурманском областном суде начинаются слушания по делу начальника регионального управления Росгидромета Анатолия Семенова. Прокуратура обвиняет его в превышении должностных полномочий. Семенову грозит до четырех лет лишения свободы. По версии следствия, ущерб, нанесенный государству в результате его деятельности, превышает 48 млн рублей. Об этом «Известиям» сообщила представитель местной прокуратуры Эвелина Макарова.

 

По данным правоохранительных органов, последние 14 лет Семенов незаконно сдавал научно-исследовательское судно «Профессор Молчанов» в аренду различным организациям. Получаемую прибыль Семенов не декларировал и тратил по собственному желанию. «Мы начали проверку из-за письма, пришедшего из Счетной палаты РФ, за подписью Сергея Степашина, — объясняет Макарова. — В результате были обнаружены факты незаконной сдачи в аренду государственной собственности». На что потрачены нелегальные заработки, прокуратуру особо не интересует. «Было отремонтировано здание управления, сотрудники регулярно получают зарплату — это все не наше дело, — говорит Макарова. — Налицо противоправное деяние, им мы и занимаемся».

 

До этого момента, в течение 14 лет, деятельность научного флота Росгидромета прокуратуру не интересовала. Между тем сам факт регулярного выхода в море «Профессора Молчанова» уже мог бы вызвать подозрения.

 

— С начала 1990-х и до последнего времени государство не выделяло бюджетных средств на эксплуатацию научных судов, — поясняет начальник ФГУ «Гидрометфлот» Андрей Тележкин. — Денег хватало только на мизерные зарплаты экипажу, чтобы не разбежались по коммерческим судам.

 

Содержание «Профессора Молчанова» стоит денег. Например, ежесуточно, находясь на якоре, судно «съедает» до 500 кг топлива, а в зимний период — и всю тонну.

 

— Его необходимо прогревать, проворачивать двигатели, тестировать аварийную систему — его нельзя просто выключить и оставить, — объясняет Тележкин. — Кроме того, для того чтобы судно находилось в рабочем состоянии необходимо содержать 75% экипажа. А это 20–25 человек. И им необходимо платить зарплату.

 

Еще одна статья расходов — портовые сборы. В лучшем случае они составляют 500 рублей за погонный метр причала. Длина «Профессора Молчанова» — 71 м. То есть порту за стоянку нужно платить 35,5 тыс. рублей в день. Суммируя эти цифры, получаем, что только за содержание судна в течение последних 14 лет государство должно было потратить свыше $10 млн. И это без каких-либо экспедиций. Ни копейки из бюджета не поступало, в то же время судно совершило около сотни арктических рейсов, сохранило работоспособность и профессиональный экипаж.

 

— Перед тем как обвинять человека в таком серьезном преступлении, нужно сначала разобраться, куда направлялись вырученные средства, — поделился своей оценкой ситуации с «Известиями» директор Института океанологии РАН Роберт Нигматулин. — Кстати, флот института, в том числе знаменитый «Академик Келдыш», также нередко участвует в коммерческих проектах. Иначе просто невозможно собрать средства на полноценные научные экспедиции.

 

— В 1990 году у Росгидромета было 49 судов, — говорит Андрей Тележкин. — Но до наших дней сохранилось только 15. И многие из них — благодаря таким людям, как Анатолий Семенов.

 

Анатолий Семенов предстанет перед судом в Мурманске, а в это время научно-исследовательское судно «Профессор Молчанов» с учеными на борту вышло из порта Архангельска к острову Врангеля.

 

— Этой экспедиции могло не быть, если бы судно оставили гнить в порту 14 лет назад, — говорит замдиректора Института океанологии Михаил Флинт.

 

НИКИТА СУМЕРКИН

Известия. 17 августа 2011 г.