Зарегистрироваться

Поиск потерянного шедевра Леонардо да Винчи близится к концу

Категория: теория и история изобразительного искусства | Источник: http://culture.compulenta.ru

 

Тридцать пять лет искусствоведы пытались добраться до фрески Леонардо да Винчи «Битва при Ангьяри», не повредив закрывающую её работу Джорджо Вазари «Битва при Марчано». Устали. Дело кончилось тем, что просто взяли и просверлили несколько дырок.

 

В Палаццо-Веккьо (городской ратуши Флоренции XIV века) есть Зал Пятисот, а в нём — стена, на которой красуется «Битва при Марчано». Это раз.

 

Два — в 1503 году Леонардо и Микеланджело получили заказ на роспись противоположных стен зала совета Палаццо-Веккьо. Обе фрески должны были повествовать о славных викториях флорентийцев. Микеланджело так и не продвинулся дальше эскиза, а Леонардо 6 июня 1505 года (в возрасте 53 лет) приступил к работе непосредственно у стены. Он должен был изобразить победу Флоренции над Миланом в 1440 году.

 

В книге «Жизнеописания самых знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» (1550) Джорджо Вазари (1511–1574) отмечает, что Леонардо расписал только часть стены (3,5 на 4,5 м), представив схватку за знамя и «ярко изобразив ярость и неистовство людей и лошадей». По его словам, мастер отказался продолжать по техническим причинам: масляная краска и штукатурка плохо смешивались.

 

Судя по эскизам, художник был готов писать и дальше. Ряд историков полагает, что в действительности фреска была завершена.

 

Десять лет спустя после того, как Вазари опубликовал «Жизнеописания», он получил заказ на перестройку зала совета в Зал Пятисот. В процессе «Битва при Ангьяри» исчезла. Следует отметить, что, работая над планом перестройки всей Флоренции по заказу герцога Козимо I Медичи, Вазари принёс в жертву ещё один шедевр — «Троицу» Мазаччо в базилике Санта-Мария-Новелла. Но Вазари уважал предшественника. Свою «Мадонну Розарию» он написал на свежевозведённой стене. В 1861 году за ней нашли нетронутую «Троицу».

 

В 2000 году итальянский учёный Карло Педретти предположил, что аналогичным образом Вазари поступил и с Леонардо. Исследователи, среди которых выделяется Маурицио Серачини из Калифорнийского университета в Сан-Диего, чем только не просвечивали «Битву при Марчано» — лазером, рентгеном, термографом, радаром... Именно Серачини (единственное реальное лицо, упомянутое Дэном Брауном в «Коде да Винчи») нашёл на «Битве при Марчано» загадочные слова «cerca, trova» — «ищите и обрящете». На что это намекал Вазари?

 

В сентябре с. г. удалось выяснить, что за стеной находится пустое пространство. После этого учёные приступили к сбору средств для разработки фантастической камеры, способной сфотографировать то, что расположено по ту сторону 12-сантиметровой стены. Это поразительное устройство должно было обладать мозаичными линзами на медных кристаллах, улавливающими гамма-излучение. Увы, предприятие провалилось.

 

Осталось одно — сверлить дырки и просовывать в них банальные микрокамеры. Проделано семь отверстий. Первое же показало, что, действительно, существует примерно двухсантиметровый зазор. Об остальных результатах обещают рассказать месяца через два.

Подготовлено по материалам Discovery News.

 

ДМИТРИЙ ЦЕЛИКОВ