Всё хорошо, что хорошо кончается, или Всё, что кончается, хорошо?
Последний кусочек для нас всё равно будет самым вкусным — каким бы он ни был на вкус.
Детская привычка — оставлять самое вкусное напоследок — часто сопровождает нас всю жизнь. Пусть даже речь идёт не о еде, самые приятные воспоминания часто связаны с завершением чего-либо: последним звонком, выпускным вечером после защиты диплома, последним поцелуем перед расставанием (хотя тут, что называется, могут быть нюансы). В конце концов, достаточно вспомнить Новый год — один из немногих праздников, который с удовольствием отмечается всеми, кроме совсем уж патологических мизантропов. Но нет ли тут и обратного влияния? То есть, что бы ни ожидало нас в конце, не покажется ли нам это всё равно самым вкусным, самым лучшим, самым-самым?
Психологи из Мичиганского университета (США) задумались над этим вопросом и поставили эксперимент — настолько же изящный, насколько и простой. Они пригласили с полсотни студентов, девушек и юношей, и стали их кормить шоколадом. Шоколада было пять сортов: молочный, тёмный, с миндалём, с кремовой и карамельной добавками. Шоколад доставали в случайном порядке из мешка; участники эксперимента не должны были видеть, сколько его там всего. Приятность угощения испытуемые должны были оценить по 10-балльной шкале. Но одним при этом говорили: «Сейчас будет ещё одна шоколадка». Другим говорили то же самое, но перед последним «образцом» их так и предупреждали: «А теперь — последний».
И вот результат: последняя шоколадка, если о ней знали, что она последняя, оказывалась самой вкусной, независимо от того, какого она был вкуса, молочная, тёмная, ореховая и т. д. Этот шоколад называли «самым вкусным» в 64% случаев.
Когда же про последнюю порцию ничего не было известно, то есть она была просто «следующей», шоколад оказывался «самым вкусным» в 22% случаев, что, по словам учёных, лежит в пределах статистической погрешности. Да и в целом та группа, которой выдавалась «последняя» плитка, получала большее удовольствие от процесса.
Результаты исследования учёные собираются опубликовать в журнале Psychological Science.
Психологи объясняют этот феномен «последнего куска» тем, что завершение какого-либо процесса, действия всегда даёт нам дополнительную мотивацию и служит своего рода вознаграждением. Свою роль играют и соображения вроде «получить максимум удовольствия, пока оно не закончилось». Не стоит забывать и о социокультурных факторах: всё, начиная с голливудского боевика до обеда в ресторане или кафе, заканчивается хорошо — хеппи-эндом или пирожным. С детства приучившись думать, что добро всегда побеждает, можем ли мы ожидать чего-то иного?
Возможно, в качестве психологического феномена это выглядит довольно забавно, но стоит только подумать, к чему может привести такой перекос в восприятии «конечного результата» в повседневной жизни... Ну хорошо, вам повезло на экзамене, потому что преподаватель принимал вас последним. Но как тогда осматривает последнего пациента врач, даже самый аккуратный и внимательный? Или как проходят всевозможные «контроли качества», когда дело близится к концу, — ведь причина ошибки тут будет вовсе не в усталости, а в чём-то более труднопреодолимом...
Впрочем, сами авторы работы собираются исследовать встречный феномен: ведь каждый из нас может привести примеры, когда «конец» не сулит ничего хорошего. Так что в по-настоящему важных вещах конечная оценка, скорее всего, зависит от баланса этих двух психологических факторов.
Подготовлено по материалам Association for Psychological Science.
КИРИЛЛ СТАСЕВИЧ