Что общего у сказок Бажова и Мамина-Сибиряка?

24.05.2017 17:08
Печать

Исследователи до сих пор не пришли к единому мнению, откуда взялось такое понятие, как «ночная сказка». Одни говорят, что все истории, которые рассказывались детям на ночь, являлись сакральными наставлениями перед сном, который считался переходом души в загробный мир. Некоторые говорят, что функция ночной сказки такая же, как и у любого устного народного творчества – объяснить определенное непонятное явление – в данном случае сна и прихода ночи.

Тем не менее, сейчас значение «сказок на ночь» стало более бытовым. Теперь это просто красивые фантастические истории, которые рассказываются детям на ночь для лучшего сна. Как правило, сказки на ночь http://vseskazki.su/ отличаются некоторыми своими аспектами от обычных:

  1. Чаще всего это сказка о животных. В них они говорят и решают какую-то небольшую бытовую проблему.
  2. В конце истории всегда проговаривается или дается определенная мысль и мораль, заложенная автором.
  3. Все всегда приходит к счастливому концу.

Кроме того, в сказках на ночь всегда происходят определенные волшебные события – например, в «Как побыстрее уснуть» на первый взгляд нормальная девочка, когда хотела спать, уменьшалась в размерах. В сказке на ночь «Поросенок-лежебока» смены времен года не происходит до тех пор, пока все животные не подготовятся к зиме. Месяц декабрь там персонализирован и представляет из себя живое существо, которое руководит всеми живыми существами и приходом зимы.

В качестве вывода можно еще раз повторить, что сейчас сказки на ночь стали представлять из себя авторские добрые истории с чудесами и обязательным счастливым концом. Хоть ее значение и изменилось, все равно ее стоит читать своим детям на ночь – именно за счет идеи и морали, которые в них вложены.

Именно для своего ребенка и был написан один из первых сборников сказок пера Дмитрия Мамина-Сибиряка. Он получил название «Аленушкины сказки» - по имени дочери, для которой все это создавалось.

По своей сути каждый из сюжетов сборника представляет из себя авторскую сказку, которая была полностью основана на русском народном наследии. Это выражается в подаче большей части произведений – это истории о животных, решающих отдельные бытовые и социальные проблемы.

Основной чертой сказок Мамина-Сибиряка является четкая мораль, которая говорится прямым текстом в конце произведения. Автор принимает на себя роль не учителя, а отца и своеобразного наставника, заставляя своих воспитанников думать, и делает это через фигуру Аленушки – его дочери. Это проявляется, например, в «Сказке про Воробья Воробеича…», где в конце смысл текста говорится прямо.

Кроме того, отличительной особенностью является юмор, который присутствует в каждой из отдельных историй. Все идеи и мысли автора поданы через шутку. Сделано это для того, чтобы привлечь детей и сделать повествование более легким и непринужденным. Более того, таким образом лучше усваивается и идея произведения. Сибиряк был нацелен, прежде всего, на детскую аудиторию, и делал все для того, чтобы зафиксировать их внимание на отдельном произведении.

Еще один цикл сказок носит название «Сказки про царя Гороха», которые хоть еще сильнее отдалились от изначальной фольклорной сути, но сумели породить целый отдельных жанр подобных произведений. Корни этих сказок лежат в творчестве скоморохов и шутов, которые рассказывали подобные истории про царя на улицах разных городов.

Как правило, действие в сказках Мамина-Сибиряка происходит в выдуманном королевстве или цело государстве, которое, зачастую не имеет никакого названия. При этом существует несколько архетипов героев – например, царь Горох, который неизменно подается не как старец, а как дышащий жизнью балагур. В каждой сказке обязательно присутствует мораль и вывод, вокруг которого строится сложный и комплексный сюжет.

Комплексные сюжеты и продуманные персонажи также встречаются в сказах Павла Бажова. Более того, помимо сюжетного единства внутри отдельных произведений, все произведения связаны между собой при помощи топографии, образов персонажей, а также отдельных архетипов героев.

В сказах Бажова имеет место прием стилизации, с использованием историзмов и архаизмов, а также устаревшей лексики. Это сделано для большего погружения и выделения того факта, что произведения основаны на устном народном творчестве, пусть и в значительно переработанном виде. Кроме того, еще один прием стилизации – это герои, которые явно выглядят как «народные», поскольку имеют множество положительных черт, обязательно красивы и умелы.

Герои, помимо этого, имеют сложные характеры и даже психологические портреты, которые автор расписывал для большей проработки персонажа. Перед нами не классические архетипы, а живые люди со своим характером и историей.

Все волшебные явления, которые сказы Бажова содержат, служат для объяснения различных сложных природных явлений и аспектов мира. Это также взято из народных сказок, где при помощи подобного приема человек объяснял себе сложные вещи понятным языком.

Как и в других подобных произведениях, в сказах Бажова имеется четкая мораль и идея, вокруг которых построен основной комплексный сюжет.

В первую очередь произведения Бажова и рассказы Мамина-Сибиряка писались для детей. Именно поэтому и был выбран такой своеобразный жанр, как фантастическая история – для того, чтобы зафиксировать внимание ребенка и через красивый сюжет передать идею и мораль. Это работало всегда, и работает в том числе и сейчас – именно поэтому их включают в любую хрестоматию, литературные учебники и сборники.