Зарегистрироваться

Менеджмент

Категории Менеджмент | Под редакцией сообщества: Экономика

Эта версия статьи от 09 Ноябрь 2010 12:19, редактировал Манасенко Константин Александрович
Список всех версий Перейти к списку версий
Перейти к последней версии

Менеджмент (от английского management – управление) – область знания, входящая в систему экономических наук, и изучающая процессы функционирования организации с точки зрения возможности сознательного воздействия на них.
Менеджмент представляет собой относительно молодую, но весьма активно развивающуюся область экономического знания. В настоящее время приобретение углубленных познаний в области менеджмента является неотъемлемым требованиям при подготовке специалистов во всех направлениях экономического образования. Кроме того, важнейшее место в системе современного образования занимает подготовка специалистов в области менеджмента как базовой специальности. От прочих экономических наук менеджмент отличается, прежде всего, своей ярко выраженной практической направленностью. В то время, как основной целью экономической теории является, в первую очередь, описание и объяснение хозяйственных процессов, менеджмент ориентируется на осуществление управления этими процессами в целях успешного развития организации. Разумеется, это не исключает необходимости попыток научного объяснения сущности этих процессов. Менеджмент тесно связан со многими областями научного знания. Среди областей научного знания, с которыми тесно контактирует менеджмент, можно назвать информатику, кибернетику (которая также изучает процессы управления), психологию, различные математические дисциплины

1. Сущность менеджмента как научной дисциплины Менеджмент представляет собой научную дисциплину, которая нацелена на выработку подходов к эффективному управлению организацией. Организацией, согласно классическому определению Ч.Барнарда, называется любая группа людей (два человека и больше), ориентированных на достижение некоторой общей цели (целей). Таким образом, такие различные объединения, как спортивная команда, армия, клуб любителей кошек или корпорация «Дженерал Моторс» могут стать объектом изучения менеджмента. При этом менеджмент обычно связывают с понятиями деловой организации и бизнеса, т.е. такой деятельности, которая направлена на получение прибыли путем создания и реализации определенной продукции и услуг. В целом, этот подход к определению менеджмента нельзя назвать неверным, однако он достаточно сильно сужает представление о сущности менеджмента. Во-первых, менеджмент может изучать функционирование таких организаций, которые не имеют получение прибыли в качестве основной своей цели или же не распределяют остаточную прибыль между своими участниками, т.е. некоммерческие организации. Несмотря на это, данный тип организаций может играть огромную роль в экономической жизни общества: здесь речь идет о профсоюзах, потребительских кредитных кооперативах, фондах, ассоциациях и пр. Во-вторых, в последнее время термин «менеджмент» все чаще применяется в отношении государственного управления. В английском языке наряду со словом management, которое обозначает собственно менеджмент, применяется практически как синоним также словосочетание business administration. Для обозначения государственного управления обычно применяют термин public administration. Долгое время считалось, что процессы, протекающие внутри деловых организаций и государства, кардинально различаются между собой. Однако вторая половина XX в. принесла новый взгляд на государственное управление: все чаще стали слышаться мнения экспертов о том, что изучать и организовывать систему государственного управления нужно с позиций принципов управления деловыми организациями, поскольку только внедрение данных принципов позволит преодолеть крайнюю неэффективность функционирования государственной машины. Это течение получило название new public management (а не new public administration). В настоящее время термин «менеджмент» часто применяется уже в отношении процессов государственного управления. Понимая, что львиная доля исследований в области менеджмента сосредоточена на бизнесе, не следует смешивать сами понятия бизнеса и менеджмента как совокупности практических подходов к управлению организацией. Бизнесмен – это человек, который занимается организацией самого дела: он изыскивает средства, создает саму организацию и получает прибыль. Иными словами, бизнесмен – это человек, который берет на себя всю неопределенность, которая связана с открытием своего дела и которая может обернуться для него либо убытками, либо прибылью. Сама по себе деятельность бизнесмена практически не подчиняется каким-либо научно обоснованным принципам, она может всецело основываться на «деловом чутье», интуиции, предприимчивости человека, его смелости и решительности. В то же время менеджер – это тот, кто осуществляет управление самой организацией, кто занимает определенную должность и руководит определенным числом людей, чью деятельность он координирует для достижения общей цели (конечно, в последнее время можно часто встретить слово «менеджер» в применении к простым продавцам или даже уборщикам, которые руководят лишь сами собой; в этом случае, разумеется, термин применен некорректно). Менеджер (если сам бизнесмен не является одновременно и менеджером) есть наемный работник, который находится на постоянном жаловании. Он в большей степени имеет дело с риском (т.е. неопределенностью, которую можно просчитать, застраховать и пр.), а не с той радикальной неопределенностью, с которой сталкивается бизнесмен. Исходя из этого, менеджмент как научная дисциплина и делает попытку вооружить менеджера приемами и инструментами для того, чтобы повысить эффективность деятельности его организации.
2. Управление и его функции Таким образом, менеджмент нацелен на выработку подходов к эффективному управлению организацией. В свою очередь, управление есть деятельность, которая сочетает в себе различные элементы. Большинство экспертов сходится во мнении, что управление обязательно включает в себя такие составляющие, как:
  1. Планирование – это принятие решений о том, каковы цели организации и что необходимо предпринять, чтобы достичь этих целей. Говоря просто, менеджер, осуществляя планирование, отвечает на три главных вопроса: «Где сейчас находится моя организация, в каком она состоянии?»; «Куда я хочу привести свою организацию, какое положение она должна занять, как должна выглядеть?»; «Каким образом я собираюсь достичь этого положения?».
  2. Организация – это структурирование основополагающих элементов, которые осуществляют деятельность по достижению запланированной цели. В процессе планирования менеджер определяет, какие работы должны выполняться в организации и какие именно люди должны это делать. Когда менеджер принимает решение о перечне работ и поручает их выполнение определенным людям, он тем самым делегирует им определенные полномочия, но в то же время налагает на них определенную ответственность за выполнение работ. Процесс делегирования является сердцевиной деятельности по организации.
  3. Мотивация – это воздействие на членов организации таким образом, чтобы они выполняли порученные им работы в соответствии с делегированными им обязанностями и установленным планом. Хотя современная психология дает более обширное и развернутое определение мотивации, приведенного нами определения вполне достаточно для целей науки менеджмента. Это, однако, не означает, что менеджмент рассматривает мотивацию исключительно с позиций «кнута и пряника». Для менеджмента давно стал прописной истиной тот факт, что надлежащее выполнение членами организации своей работы – это вовсе не результат простого поощрения или наказания. В настоящее время разработано большое число сложных теорий мотивации, каждая из которых может быть применена для решения практических задач.
  4. Контроль – это процесс обеспечения достижения организацией своих целей. Менеджер может разработать великолепный, продуманный план; он может создать отличную организационную структуру и эффективно мотивировать работников для исполнения этого плана. Однако всегда имеется существенная вероятность того, что события начнут развиваться не по плану. Это не означает, что произойдет что-то негативное: скажем, работники могут работать так хорошо, что легко перевыполнят план. Однако перевыполнение плана далеко не всегда благоприятно для организации, что доказывает экономическая история СССР, который страдал не только от вполне понятных экономических проблем, но и от регулярных сверхдостижений вроде «пятилетки в два года».
Четыре эти процесса составляют функции управления. Часто поэтому дают такое определение: управление есть процесс планирования, организации, мотивации и контроля для выработки и достижения целей организации. Однако управление не исчерпывается четырьмя этими составляющими. Важную роль играют также т.н. связующие процессы, которые пронизывают все четыре вышеназванные составляющие и обеспечивают их взаимную согласованность. Наиболее важны следующие из них:
  1. Принятие решений, которое представляет собой как можно более полный анализ стоящих перед менеджером альтернатив с тем, чтобы выбрать наилучшую из них. По сути дела, планирование, организация, мотивация и контроль – все эти процессы могут быть представлены как непрерывная цепочка принятия решений. Разработка эффективных процедур принятия решений – одна из наиболее важных и сложных сфер менеджмента, активно привлекающая новейшие психологические разработки и сложные математические и кибернетические модели.
  2. Коммуникация – процесс обмена информацией между двумя и более членами организации. Четыре обозначенных функции менеджмента теряют без учета влияния коммуникации всякий смысл, что можно пояснить простым примером. Менеджер может установить прекрасный план и довести его до сведения подчиненных, но где гарантия, что этот план будет истолкован ими так, как этого желает менеджер, а не иначе? Точно так же менеджер, выполняя функцию организации, вполне может назначить десять людей для выполнения совместной работы, не представляя себе, что обмен информацией между ними идет по принципу «испорченного телефона». Наконец, не стоит забывать о том, что большинство организаций – это сообщества людей самых разных характеров, темпераментов, рабочих специальностей и даже культур, вследствие чего даже самые обыденные слова и фразы могут пониматься ими по-разному. В то же время, менеджер не имеет возможности управлять, на основе какой-то общепринятой языковой системы вроде математики. Все это доказывает, во-первых, огромную роль коммуникации как связующего процесса, а, во-вторых, тот факт, что коммуникация должна быть направлена не только на перемещение информации от А к Б, но и на то, как она будет закодирована и каким образом будет расшифрована.

3. Подходы к обучению менеджменту
Разбирая основные виды деятельности, которые изучает наука менеджмента, мы можем задаться вопросом: поскольку все эти функции выполняют специально назначенные люди, называемые менеджерами, какими знаниями и навыками они должны обладать для того, что выполнять их эффективно? Поскольку, как уже было отмечено ранее, особенность менеджмента заключается в его прагматической направленности, эта проблема является одной из центральных с тех пор, как менеджмент оформился в отдельную научную дисциплину. Тем не менее, в мире на сегодняшний день сформировалось три основных подхода к подготовке людей, планирующих заниматься работой менеджера:
  1. Традиционный (германский) подход. Он заключается в том, что будущий менеджер первоначально обучается на базе высшего учебного заведения по какой-либо базовой специальности. Он может стать экономистом, юристом, инженером, физиком и пр. Таким образом он получает знания, необходимые для того, чтобы понимать сущность той работы, которую выполняет определенный тип организаций, руководство которыми он в дальнейшем планирует осуществлять: экономист, очевидно, может стать менеджером, как примеру, в банке, тогда как инженер может в будущем занять пост управляющего заводом. Второй этап – это краткосрочное повышение квалификации, в ходе которого приобретаются знания и навыки, необходимые собственно для осуществления управленческих функций. Таким образом, германский подход – это подход, нацеленный на создание руководителя-профессионала. Эта модель доминирует, разумеется, в немецкоязычных странах, а также в Восточной Европе и, отчасти, в России.
  2. Американская модель связана с двухступенчатой (бакалавр-магистр) системой образования и предполагает получение базовых (тех же самых экономических или инженерных) знаний в рамках бакалавриата, тогда как управленческие знания формируются в рамках обучения на степень магистра. Однако надо отметить, что между бакалавриатом и магистратурой в этом подходе предполагается длительный перерыв, в течение которого будущий менеджер активно работает по специальности, приобретая глубокие практические познания. Этот тип подготовки менеджеров доминирует в США и Великобритании.
  3. Наконец, третий подход представляет собой комбинацию первых двух. Он доминирует в западноевропейских странах: Голландии, Франции, Испании, Италии. Этот подход сочетает фундаментальность и академизм немецкой системы с практической ориентаций американской.
В России, как уже было отмечено, до сих пор очень сильно влияние германской модели. Эта ситуация уходит корнями во времена СССР, когда будущий руководитель обычно отбирался из числа, к примеру, опытных инженеров, после чего он направлялся на краткосрочные курсы повышения квалификации. В современной России большая часть управленцев как в бизнесе, так и в сфере государственного управления имеют такие квалификации, как экономист, юрист, инженер, химик-технолог. Вместе с тем, в настоящее время в нашей стране наблюдается также активная экспансия американской модели. Какая из них окажется более эффективной – покажет время.

4. Эволюция научного менеджмента
Выше было уже сказано, что следует различать менеджмент как практическую деятельность по управлению организацией и менеджмент как науку, эту деятельность изучающую. Менеджмент в первом смысле зародился еще в доисторические времена, когда первобытные люди научились распределять между собой различные действия при охоте на крупного зверя. Египетские пирамиды и подвиги Александра Македонского, переведшего многочисленную греческую армию через снежные перевалы в индийские джунгли; готические соборы и огромные храмы инков – все это, бесспорно, свидетельствует о том, что человечество значительно преуспело в менеджменте как практической деятельности. Однако рождение менеджмента как науки – явление недавнего прошлого. Лишь к исходу XIX столетия организации усложнились настолько, стали выполнять столь разнообразную деятельность, что потребовалась выработка теоретических оснований для управления ими. Традиционно, рождение менеджмента связывают с 1881 г., когда в одном из американских университетов Джозеф Уортон начал читать первый курс управления организацией. Вплоть до наших дней менеджмент претерпел существенную эволюцию.
Первые теоретики менеджмента были захвачены мыслью превратить управление в подлинную науку, вооружив управленцев, которые действовали скорее на основе интуиции, четкими теоретическими принципами. Это направление поэтому получило название научного менеджмента, однако часто его также называют тейлоризмом, поскольку первым пришел к этой мысли известный американский инженер и менеджер Ф.У.Тейлор (1856-1915). Его принципы исследования можно продемонстрировать на следующем примере: Тейлор на заводе тщательно наблюдал, каким образом рабочий грузит уголь, фиксировал его движения, объемы угля, которые она зачерпывает лопатой и пр. По результатам этого исследования, Тейлор разрабатывал более удобную форму совка лопаты, определенную эффективную последовательность движений рабочего и пр. Как правило, это давал значительный выигрыш. Среди наиболее знаменитых последователей Тейлора – супруги Фрэнк (1868-1924) и Лилиан Гилбрет (1878-1972). Приведем отрывок из труда Тейлора «Принципы научного менеджмента», который прекрасно иллюстрирует подход первых исследователей управления: «М-р Франк Б. Джильбрет, член нашего Общества, который в молодости сам изучал кладку кирпичей, заинтересовался принципами научной организации и решил приложить их к данной отрасли труда. Он выяснил наиболее удобную высоту для шайки с цементом и кучи кирпичей и вычертил на основании этого план передвижной платформы с поставленным на нее столом, на котором расположены под рукой у рабочего все решительно необходимые ему материалы и который, таким образом, позволяет постоянно сохранять надлежащее относительное расположение кирпичей, цемента и самого рабочего. Такие платформы устанавливаются, по мере того, как стена растет вверх, для всех отдельных каменщиков специально предназначенным для этой цели рабочим, и, таким образом, каменщик освобождается от излишней необходимости нагибаться до уровня своих ног за каждым кирпичом и за каждой лопаткой цемента, а затем выпрямляться вновь. Вы подумайте только, какая громадная непроизводительная растрата труда имела место в течение всех этих столетий вследствие одного того, что каждый каменщик должен был сгибать свое тело, весом, скажем, в 150 фунтов, на два фута вниз и снова разгибать его вверх каждый раз, как он клал в стену один кирпич (весом около 5 фунтов)! И это движение каждый каменщик проделывает около 1000 раз в день».
Разумеется, данная школа не пренебрегала тем, что называется человеческий фактор. Работы Тейлора и Гилбретов содержат ряд интересных рекомендаций по отбору работником или установлению эффективной оплаты труда. Однако на первое место они неизменно ставили саму технику работы. С этими идеями вступила в полемику следующая школа менеджмента – классическая, называемая также административной. В противовес научной школе, приверженцы классического подхода сосредоточили внимание на собственно управленческом аспекте, прежде всего – на функции организации. Особый акцент делался на разработке наиболее рациональной структуры самой организации. Определенную роль в этом сыграло то, что основатели этой школы были не инженерами-технологами, начинавшими свой путь простыми рабочими, а управляющими, всю жизнь занимавшими высокие посты, как, например, признанный лидер административной школы А.Файоль (1841-1925), работавший управляющим горнодобывающей компанией. В своих трудах он сформулировал 14 принципов управления, которые, по его мнению, представляют собой универсальные законы менеджмента:
  1. Разделение труда: достаточно просто произвести ряд нехитрых процедур по перепоручению работникам отдельных операций, как производительность труда резко возрастет вследствие того, что персонал получит больше возможности сосредоточить свое внимание.
  2. Полномочия и ответственность: там, где вы наделены полномочиями, на вас должна возлагаться также и ответственность. Право отдавать приказы всегда должно быть уравновешено ответственностью за последствия этих приказов.
  3. Дисциплина: взаимоотношения внутри организации должны быть формализованы посредством установленных правил, причем в любом случае не следует забывать о том, что в основе каждого правила должен лежать принцип справедливости.
  4. Справедливость во всем: справедливость = доброта + правосудие, как сформулировал это сам Файоль. Вы должны уметь встать на место подчиненного, посмотреть на ситуацию его глазами, но в то же время сделать принять беспристрастное решение.
  5. Вознаграждение: справедливость должна быть поддержана соответствующими материальными средствами, которыми будут вознаграждаться усилия сотрудника.
  6. Единоначалие: каждый член организации должен иметь над собой только одного руководителя и получать только его распоряжения.
  7. Единство цели – единство усилий: работник или группа работников должна одновременно работать лишь по одному плану, направленному на достижение одной цели.
  8. Централизация по ситуации: процессы в организации должны быть, безусловно, централизованы, однако этот принцип – не догма, а поэтому степень централизации зависит от корректного случая.
  9. Принцип скалярной цепи: иерархия никогда не должна нарушаться, все управленцы с самого низшего уровня и вплоть до топ-менеджмента должны образовывать единую вертикаль – «скалярную цепь», по терминологии  Файоля.
  10. Общие интересы доминируют над личными: интересы конкретного человека никогда не должны перевешивать интересы всей организации.
  11. Порядок: всему свое место и свое место для всего.
  12. Стабильность персонала: текучесть кадров ослабляет организацию, следовательно, подобные явления недопустимы для успешной организации.
  13. Корпоративный дух: сплоченность работников – еще одно непременное условие достижения целей организации.
  14. Инициатива: работники не должны быть машинами для исполнения замыслов менеджера (вспомним Тейлора!), в разумных пределах должны присутствовать и инициатива.
На смену классической школе в послевоенное время пришли новые веяния. На ведущие позиции выдвинулась школа человеческих отношений, которая в настоящее время представлена поведенческим направлением в бизнесе, которое активно использует достижения, в частности, поведенческой экономической теории. У истоков этой школы стояли такие имена, как Э.Мэйо (1880-1949) и М.Фоллетт (1868-1939). Основным их достижением была демонстрация того, насколько важен для эффективного управления учет человеческой мотивации. Сущность этого подхода прекрасно видна при описании т.н. хотторнского эксперимента, с которого, собственно, и началась история школы. Изучая монотонную и скучную работу (сборка лампочек), которую осуществляли на заводе в Хотторне работник, Мэйо обнаружил, что повышение оплаты труда повышает производительность лишь до определенного уровня, дальнейшее увеличены заработной платы никак не влияет на результат. Быть может, дальше совершенствовать успех просто невозможно? Мэйо доказал, что это не так. Эффективность можно стимулировать способами, направленными на улучшение условий работы, на воспитание в работнике самоуважения и уважения к своему труду, путем поощрения неформального общения между коллегами и пр. Этот простой, но крайне влиятельный эксперимент – исток, который лежит у большого семейства современных теорий мотивации, представленных именами Д.Мак-Грегора, Р.Лайкерта, Ф.Герцберга, Д.Мак-Клеланда, Л.Портера, Ф.Лоулера и многих других.
Наконец, одной из наиболее молодых школ в менеджменте является количественный подход. Он представляет собой задуманную еще Тейлором и его коллегами попытку ввести в менеджмент методы точных наук – прежде всего, математических. Огромную роль в этом направлении играет исследование операций. Исследование операций – это математическая дисциплина, которая является составной частью более общей науки об управлении системами, т.е. кибернетики. При этом исследование операций демонстрирует тесную связь с практической деятельностью человека – иными словами, в основе практически всех составляющих данной дисциплины лежат задачи сугубо практические. В целом, ИО есть наука, которая занимается рациональными способами организации целенаправленной человеческой деятельности в целях отыскания оптимальных или хотя бы удовлетворительных путей достижения поставленных целей. исследование операций широко используя математический аппарат, не сводится к нему, и занимает таким образом промежуточное место между точными и «неточными» науками. Исследование операций как отдельная наука начала активно развиваться в годы Второй мировой войны, хотя еще во время Первой мировой английский ученый Ланкастер и (еще раньше него) русский ученый Осипов построили математические модели, предсказывающие исходы артиллерийской дуэли – фактически это были первые образцы исследование операций (а вообще говоря, самые ранние образцы исследование операций относятся к XIX в.). Однако особо актуально исследование операций стало именно во времена Второй мировой войны, поскольку с его помощью решалось множество важнейших военных задач, например: оптимальная организация противовоздушной обороны, патрулирования моря, бомбометания (в этих работах принимал участие и Норберт Винер, который именно после войны написал свой знаменитый труд «Кибернетика»). Тем не менее, исследование операций достаточно скоро нашло широкое применение и в управлении организациями. Ключевую роль здесь сыграл английский ученый Энтони Стаффорд Бир, который как раз во время войны служил в армии и занимался исследованим операций; после войны он пришел в крупный металлургический концерн, где организовал группу по ИО, вскоре став ведущим теоретиком в области применения исследование операций в управлении. Наиболее известен его труд «Мозг фирмы», который во многом основан на опыте его самого амбициозного проекта – системе «Киберсин», которая создавалась под его руководством в Чили, куда Бира пригласило правительство Сальвадора Альенде. «Киберсин» представлял собой централизованную систему управления чилийской экономикой и хорошо проявил себя, когда в стране началась стачка 50 000 шоферов; именно с помощью «Киберсина», через который было организовано снабжение столицы всего лишь двумя сотнями лояльных водителей, удалось избежать кризиса. К сожалению, проект не был закончен – после переворота Пиночет уничтожил «Киберсин».
С точки зрения менеджмента, особо важно отметить два аспекта исследование операций, которые показывают, что данная дисциплина не может стать сама по себе заменой науки менеджмента:
  1. исследование операций вырабатывает лишь количественные основы для принятия решений, но не дает самого решения, которое, в свою очередь, является результатом соединения этих основ и субъективных характеристик лица, принимающего решения, – его опыта, воли, интуиции и пр. Т.о., даже развитое применение исследование операций не превращает управленца в клерка, который припечатывает своими резолюциями некие переданные ему аналитиками положения; это, конечно, не означает, что исследованием операций можно пренебречь.
  2. исследование операций не гарантирует нахождения оптимальной альтернативы в условиях ограниченности вычислительных ресурсов. Простой пример: как известно, для нахождения решений некоторых задач нужно многократно перебирать различные варианты (циклы), что не позволяло найти вручную оптимальное решение (приходилось довольствоваться только более-менее удовлетворительным). Разумеется, с этой задачей легко справится компьютер, однако на практике встречаются такие задачи, которые требуют перебора огромного количества вариантов, что подчас непосильно даже для компьютера; кроме того, не стоит забывать и о временном ограничении, непременно присутствующем при принятии любого решения.
Во многом влиятельность количественного подхода обусловлена компьютерной революцией, которая повлекла за собой переворот и в менеджменте. Тем не менее, несмотря на большие успехи количественного подхода, необходимость учитывать такие практически непереводимые на язык математических моделей факторы, как потребности человека, его глубинные мотивы, его интересы и настроения до сих пор остается одним из камней преткновения науки менеджмента

5. Мультимедиа Лидерство и менеджмент (англ.) Известный эксперт в области менеджмента объясняет смысл и соотношение ключевых понятий в области управления

6. Рекомендуемая литература Майкл Мескон, Майкл Альберт, Франклин Хедоури (2004) Основы менеджмента

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.