Менеджмент
- Менеджмент (от английского management – управление) – область знания, входящая в систему экономических наук, и изучающая процессы функционирования организации с точки зрения возможности сознательного воздействия на них.
Менеджмент представляет собой относительно молодую, но весьма активно развивающуюся область экономического знания. В настоящее время приобретение углубленных познаний в области менеджмента является неотъемлемым требованиям при подготовке специалистов во всех направлениях экономического образования. Кроме того, важнейшее место в системе современного образования занимает подготовка специалистов в области менеджмента как базовой специальности. От прочих экономических наук менеджмент отличается, прежде всего, своей ярко выраженной практической направленностью. В то время, как основной целью экономической теории является, в первую очередь, описание и объяснение хозяйственных процессов, менеджмент ориентируется на осуществление управления этими процессами в целях успешного развития организации. Разумеется, это не исключает необходимости попыток научного объяснения сущности этих процессов. Менеджмент тесно связан со многими областями научного знания. Среди областей научного знания, с которыми тесно контактирует менеджмент, можно назвать информатику, кибернетику (которая также изучает процессы управления), психологию, различные математические дисциплины
1. Сущность менеджмента как научной дисциплины Менеджмент представляет собой научную дисциплину, которая нацелена на выработку подходов к эффективному управлению организацией. Организацией, согласно классическому определению Ч.Барнарда, называется любая группа людей (два человека и больше), ориентированных на достижение некоторой общей цели (целей). Таким образом, такие различные объединения, как спортивная команда, армия, клуб любителей кошек или корпорация «Дженерал Моторс» могут стать объектом изучения менеджмента. При этом менеджмент обычно связывают с понятиями деловой организации и бизнеса, т.е. такой деятельности, которая направлена на получение прибыли путем создания и реализации определенной продукции и услуг. В целом, этот подход к определению менеджмента нельзя назвать неверным, однако он достаточно сильно сужает представление о сущности менеджмента. Во-первых, менеджмент может изучать функционирование таких организаций, которые не имеют получение прибыли в качестве основной своей цели или же не распределяют остаточную прибыль между своими участниками, т.е. некоммерческие организации. Несмотря на это, данный тип организаций может играть огромную роль в экономической жизни общества: здесь речь идет о профсоюзах, потребительских кредитных кооперативах, фондах, ассоциациях и пр. Во-вторых, в последнее время термин «менеджмент» все чаще применяется в отношении государственного управления. В английском языке наряду со словом management, которое обозначает собственно менеджмент, применяется практически как синоним также словосочетание business administration. Для обозначения государственного управления обычно применяют термин public administration. Долгое время считалось, что процессы, протекающие внутри деловых организаций и государства, кардинально различаются между собой. Однако вторая половина XX в. принесла новый взгляд на государственное управление: все чаще стали слышаться мнения экспертов о том, что изучать и организовывать систему государственного управления нужно с позиций принципов управления деловыми организациями, поскольку только внедрение данных принципов позволит преодолеть крайнюю неэффективность функционирования государственной машины. Это течение получило название new public management (а не new public administration). В настоящее время термин «менеджмент» часто применяется уже в отношении процессов государственного управления. Понимая, что львиная доля исследований в области менеджмента сосредоточена на бизнесе, не следует смешивать сами понятия бизнеса и менеджмента как совокупности практических подходов к управлению организацией. Бизнесмен – это человек, который занимается организацией самого дела: он изыскивает средства, создает саму организацию и получает прибыль. Иными словами, бизнесмен – это человек, который берет на себя всю неопределенность, которая связана с открытием своего дела и которая может обернуться для него либо убытками, либо прибылью. Сама по себе деятельность бизнесмена практически не подчиняется каким-либо научно обоснованным принципам, она может всецело основываться на «деловом чутье», интуиции, предприимчивости человека, его смелости и решительности. В то же время менеджер – это тот, кто осуществляет управление самой организацией, кто занимает определенную должность и руководит определенным числом людей, чью деятельность он координирует для достижения общей цели (конечно, в последнее время можно часто встретить слово «менеджер» в применении к простым продавцам или даже уборщикам, которые руководят лишь сами собой; в этом случае, разумеется, термин применен некорректно). Менеджер (если сам бизнесмен не является одновременно и менеджером) есть наемный работник, который находится на постоянном жаловании. Он в большей степени имеет дело с риском (т.е. неопределенностью, которую можно просчитать, застраховать и пр.), а не с той радикальной неопределенностью, с которой сталкивается бизнесмен. Исходя из этого, менеджмент как научная дисциплина и делает попытку вооружить менеджера приемами и инструментами для того, чтобы повысить эффективность деятельности его организации.
2. Управление и его функции Таким образом, менеджмент нацелен на выработку подходов к эффективному управлению организацией. В свою очередь, управление есть деятельность, которая сочетает в себе различные элементы. Большинство экспертов сходится во мнении, что управление обязательно включает в себя такие составляющие, как:
- Планирование – это принятие решений о том, каковы цели организации и что необходимо предпринять, чтобы достичь этих целей. Говоря просто, менеджер, осуществляя планирование, отвечает на три главных вопроса: «Где сейчас находится моя организация, в каком она состоянии?»; «Куда я хочу привести свою организацию, какое положение она должна занять, как должна выглядеть?»; «Каким образом я собираюсь достичь этого положения?».
- Организация – это структурирование основополагающих элементов, которые осуществляют деятельность по достижению запланированной цели. В процессе планирования менеджер определяет, какие работы должны выполняться в организации и какие именно люди должны это делать. Когда менеджер принимает решение о перечне работ и поручает их выполнение определенным людям, он тем самым делегирует им определенные полномочия, но в то же время налагает на них определенную ответственность за выполнение работ. Процесс делегирования является сердцевиной деятельности по организации.
- Мотивация – это воздействие на членов организации таким образом, чтобы они выполняли порученные им работы в соответствии с делегированными им обязанностями и установленным планом. Хотя современная психология дает более обширное и развернутое определение мотивации, приведенного нами определения вполне достаточно для целей науки менеджмента. Это, однако, не означает, что менеджмент рассматривает мотивацию исключительно с позиций «кнута и пряника». Для менеджмента давно стал прописной истиной тот факт, что надлежащее выполнение членами организации своей работы – это вовсе не результат простого поощрения или наказания. В настоящее время разработано большое число сложных теорий мотивации, каждая из которых может быть применена для решения практических задач.
- Контроль – это процесс обеспечения достижения организацией своих целей. Менеджер может разработать великолепный, продуманный план; он может создать отличную организационную структуру и эффективно мотивировать работников для исполнения этого плана. Однако всегда имеется существенная вероятность того, что события начнут развиваться не по плану. Это не означает, что произойдет что-то негативное: скажем, работники могут работать так хорошо, что легко перевыполнят план. Однако перевыполнение плана далеко не всегда благоприятно для организации, что доказывает экономическая история СССР, который страдал не только от вполне понятных экономических проблем, но и от регулярных сверхдостижений вроде «пятилетки в два года».
- Принятие решений, которое представляет собой как можно более полный анализ стоящих перед менеджером альтернатив с тем, чтобы выбрать наилучшую из них. По сути дела, планирование, организация, мотивация и контроль – все эти процессы могут быть представлены как непрерывная цепочка принятия решений. Разработка эффективных процедур принятия решений – одна из наиболее важных и сложных сфер менеджмента, активно привлекающая новейшие психологические разработки и сложные математические и кибернетические модели.
- Коммуникация – процесс обмена информацией между двумя и более членами организации. Четыре обозначенных функции менеджмента теряют без учета влияния коммуникации всякий смысл, что можно пояснить простым примером. Менеджер может установить прекрасный план и довести его до сведения подчиненных, но где гарантия, что этот план будет истолкован ими так, как этого желает менеджер, а не иначе? Точно так же менеджер, выполняя функцию организации, вполне может назначить десять людей для выполнения совместной работы, не представляя себе, что обмен информацией между ними идет по принципу «испорченного телефона». Наконец, не стоит забывать о том, что большинство организаций – это сообщества людей самых разных характеров, темпераментов, рабочих специальностей и даже культур, вследствие чего даже самые обыденные слова и фразы могут пониматься ими по-разному. В то же время, менеджер не имеет возможности управлять, на основе какой-то общепринятой языковой системы вроде математики. Все это доказывает, во-первых, огромную роль коммуникации как связующего процесса, а, во-вторых, тот факт, что коммуникация должна быть направлена не только на перемещение информации от А к Б, но и на то, как она будет закодирована и каким образом будет расшифрована.
- Традиционный (германский) подход. Он заключается в том, что будущий менеджер первоначально обучается на базе высшего учебного заведения по какой-либо базовой специальности. Он может стать экономистом, юристом, инженером, физиком и пр. Таким образом он получает знания, необходимые для того, чтобы понимать сущность той работы, которую выполняет определенный тип организаций, руководство которыми он в дальнейшем планирует осуществлять: экономист, очевидно, может стать менеджером, как примеру, в банке, тогда как инженер может в будущем занять пост управляющего заводом. Второй этап – это краткосрочное повышение квалификации, в ходе которого приобретаются знания и навыки, необходимые собственно для осуществления управленческих функций. Таким образом, германский подход – это подход, нацеленный на создание руководителя-профессионала. Эта модель доминирует, разумеется, в немецкоязычных странах, а также в Восточной Европе и, отчасти, в России.
- Американская модель связана с двухступенчатой (бакалавр-магистр) системой образования и предполагает получение базовых (тех же самых экономических или инженерных) знаний в рамках бакалавриата, тогда как управленческие знания формируются в рамках обучения на степень магистра. Однако надо отметить, что между бакалавриатом и магистратурой в этом подходе предполагается длительный перерыв, в течение которого будущий менеджер активно работает по специальности, приобретая глубокие практические познания. Этот тип подготовки менеджеров доминирует в США и Великобритании.
- Наконец, третий подход представляет собой комбинацию первых двух. Он доминирует в западноевропейских странах: Голландии, Франции, Испании, Италии. Этот подход сочетает фундаментальность и академизм немецкой системы с практической ориентаций американской.
- Разделение труда: достаточно просто произвести ряд нехитрых процедур по перепоручению работникам отдельных операций, как производительность труда резко возрастет вследствие того, что персонал получит больше возможности сосредоточить свое внимание.
- Полномочия и ответственность: там, где вы наделены полномочиями, на вас должна возлагаться также и ответственность. Право отдавать приказы всегда должно быть уравновешено ответственностью за последствия этих приказов.
- Дисциплина: взаимоотношения внутри организации должны быть формализованы посредством установленных правил, причем в любом случае не следует забывать о том, что в основе каждого правила должен лежать принцип справедливости.
- Справедливость во всем: справедливость = доброта + правосудие, как сформулировал это сам Файоль. Вы должны уметь встать на место подчиненного, посмотреть на ситуацию его глазами, но в то же время сделать принять беспристрастное решение.
- Вознаграждение: справедливость должна быть поддержана соответствующими материальными средствами, которыми будут вознаграждаться усилия сотрудника.
- Единоначалие: каждый член организации должен иметь над собой только одного руководителя и получать только его распоряжения.
- Единство цели – единство усилий: работник или группа работников должна одновременно работать лишь по одному плану, направленному на достижение одной цели.
- Централизация по ситуации: процессы в организации должны быть, безусловно, централизованы, однако этот принцип – не догма, а поэтому степень централизации зависит от корректного случая.
- Принцип скалярной цепи: иерархия никогда не должна нарушаться, все управленцы с самого низшего уровня и вплоть до топ-менеджмента должны образовывать единую вертикаль – «скалярную цепь», по терминологии Файоля.
- Общие интересы доминируют над личными: интересы конкретного человека никогда не должны перевешивать интересы всей организации.
- Порядок: всему свое место и свое место для всего.
- Стабильность персонала: текучесть кадров ослабляет организацию, следовательно, подобные явления недопустимы для успешной организации.
- Корпоративный дух: сплоченность работников – еще одно непременное условие достижения целей организации.
- Инициатива: работники не должны быть машинами для исполнения замыслов менеджера (вспомним Тейлора!), в разумных пределах должны присутствовать и инициатива.
- исследование операций вырабатывает лишь количественные основы для принятия решений, но не дает самого решения, которое, в свою очередь, является результатом соединения этих основ и субъективных характеристик лица, принимающего решения, – его опыта, воли, интуиции и пр. Т.о., даже развитое применение исследование операций не превращает управленца в клерка, который припечатывает своими резолюциями некие переданные ему аналитиками положения; это, конечно, не означает, что исследованием операций можно пренебречь.
- исследование операций не гарантирует нахождения оптимальной альтернативы в условиях ограниченности вычислительных ресурсов. Простой пример: как известно, для нахождения решений некоторых задач нужно многократно перебирать различные варианты (циклы), что не позволяло найти вручную оптимальное решение (приходилось довольствоваться только более-менее удовлетворительным). Разумеется, с этой задачей легко справится компьютер, однако на практике встречаются такие задачи, которые требуют перебора огромного количества вариантов, что подчас непосильно даже для компьютера; кроме того, не стоит забывать и о временном ограничении, непременно присутствующем при принятии любого решения.
- Во многом влиятельность количественного подхода обусловлена компьютерной революцией, которая повлекла за собой переворот и в менеджменте. Тем не менее, несмотря на большие успехи количественного подхода, необходимость учитывать такие практически непереводимые на язык математических моделей факторы, как потребности человека, его глубинные мотивы, его интересы и настроения до сих пор остается одним из камней преткновения науки менеджмента
5. Мультимедиа Лидерство и менеджмент (англ.) Известный эксперт в области менеджмента объясняет смысл и соотношение ключевых понятий в области управления
6. Рекомендуемая литература Майкл Мескон, Майкл Альберт, Франклин Хедоури (2004) Основы менеджмента
Выходные данные:
- Просмотров: 53
- Комментариев: 0
- Опубликовано: 09.11.2010
- Версий: 11 , текущая: 11
- Статус: пользовательская
- Рейтинг: 0.0
Автор:
Манасенко Константин Александрович
- Редактор
Ссылки отсюда
Персоны:
Винер Норберт; Мэйо Джордж Элтон; Тейлор Фредерик Уинслоу;
Категории:Информатика; Кибернетика; Психология;
Детализирующие понятия:Государственное управление; Инженер; Оплата труда; Прибыль; Юрист.
Ссылки сюда
Категории:Детализирующие понятия: