Зарегистрироваться

Регионализация

Категории Политическая регионалистика | Под редакцией сообщества: Политология

Эта версия статьи от 15 Сентябрь 2010 14:21, редактировал Бусыгина Ирина Марковна
Список всех версий Перейти к списку версий
Перейти к последней версии

Регионализация – это процесс перераспределения полномочий между центром и регионами в пользу последних и учет интересов и нужд регионов в политике, управлении, планировании. Необходимо отличать регионализацию от регионализма: если регионализм предполагает существование стратегии региональных элит, направленной на такое перераспределение, то регионализация описывает и анализирует реальный процесс перераспределения. Иными словами, регионализм необязательно ведет к регионализации.

            Регионализм и регионализация – это антонимы централизма, централизации, унификации, но не синонимы сепаратизма и дезинтеграции1.

            Регионализацию можно рассматривать как естественный результат общего процесса кризиса государства нации, что выражается в диффузии власти – она переходит как «вверх» - к транснациональным организациям, так и «вниз» - к регионам, местным сообществам, институтам гражданского общества.

            Общие причины регионализации заключаются в стремлении сделать власть более эффективной, переложить на региональные власти часть ответственности за принимаемые решения, удовлетворить стремление тех или иных слоев общества к самоуправлению.

Преимущества регионализации с точки зрения демократии:

  •  она расширяет возможности для регионального эксперимента, а это важный аспект процесса реформирования общества;
  •  существенный объем полномочий регионов позволяет им дистанцироваться от центра при необходимости;
  •  политический регионализм позволяет сократить дистанцию между региональной политической элитой и рядовыми гражданами и тем самым дает последним дополнительные каналы для участия в политической жизни.

Уве Булманн выделяет следующие общие причины регионализации и децентрализации национальных государств в ЕС:

  • попытка модернизации политических систем, которая всегда опирается на особые национальные традиции; попытка предоставить регионам более широкое поле для маневра, то есть самостоятельного роста, внутреннего развития и привлечения внешних ресурсов перед лицом глобализации;
  • попытка выживания современных национальных государств в силу усложнения социальных, экономических и экологических проблем, требующих иного подхода, нежели традиционный универсальный иерархический подход «сверху вниз»;
  • отражение культурно-исторических проблем и ответ на требования территориальной автономии, расширения политических прав регионов;
  • углубление интеграционных процессов и их проникновение в компетенции регионов2.

В свою очередь Гэри Маркс видит причины дисперсии власти (от национального уровня вниз) в либеральных демократиях следующим образом:

  • центральное правительство пытается избежать ответственности за некоторые решения, то есть переложить их на другие плечи (к примеру, заведомо непопулярные решения в области налоговой политики);
  • существуют другие заботы, перевешивающие сопротивление правительства (например, победа на следующих выборах, стремление удержать свою партию у власти или «завоевать» на выборах определенные округа);
  • правительство неспособно контролировать или препятствовать дисперсии власти.

 



[1] Трейвиш А.И., Артоболевский С.С. Введение: что такое регионализация и надо ли с ней бороться // Регионализация в развитии России / Под ред. А.И.Трейвиша, С.С.Артоболевского. М.: УРСС, 1999. С. 5.

[2] Bullmann U. The Politics of the Third Level // The Regional Dimension of the European Union / Ch. Jeffery (ed.). London, 1997 P. 9-10.

 

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.