Зарегистрироваться

Ахутина Татьяна Васильевна

Категории Психолингвистика | Под редакцией сообщества: Психология

Эта версия статьи от 23 Сентябрь 2010 19:03, редактировал Кибрик Александр Евгеньевич
Список всех версий Перейти к списку версий
Перейти к последней версии

Ахутина Татьяна Васильевна

нейропсихолог, психолингвист

нейропсихолог, психолингвист

Настоящее имя:
Год рождения:
Годы жизни:
н/а — н/а
Место рождения:
Москва, СССР
Место смерти:
Разделы каталога:

Известный нейропсихолог и психолингвист. Окончила дефектологический факультет Московского государственного Педагогического Института им. В.И.Ленина (1963), работала логопедом в лаборатории нейропсихологии Нейрохирургического института им. Бурденко под руководством проф. А.Р.Лурия, затем - в Научно-методическом Центре русского языка при МГУ в группе психолингвистики (под руководством проф. А.А. Леонтьева). Т.В.Ахутина - сотрудник факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова (с 1972 г.), доктор психологических наук (с 1989), ведущий научный сотрудник, заведующая (с 1991 г.) лабораторией нейропсихологии факультета психологии МГУ (базы - клиника нервных болезней 1 ММИ им. И.М. Сеченова, Центр социальной помощи детям и подросткам г. Москвы).

 Области научных исследований: нейропсихология и психолингвистика. А. было показано различие нарушений смыслового программирования речи (внутренняя речь) и синтаксического оформления высказываний при динамической афазии (Нейропсихологический и нейролингвистический анализ динамической афазии. 1975). Клиническая практика позволила продолжить изучение афазии и разработку модели порождения речи. Этому была посвящена как ее первая публикация (Модель порождения речи по данным афазиологии. 1967), так и докторская диссертация, отраженная в книге (Порождение речи. Нейролингвистический анализ механизмов синтаксиса. 1989). Последние годы А. работает над проблемами детской нейропсихологии, развития речи, диагностики, коррекции и профилактики трудностей обучения. Ею разработана методика "Числовой ряд" для развития навыков программирования и контроля (Нейропсихологический подход к профилактике трудностей обучения. В соавт. с Н.М.Пылаевой и Л.В. Яблоковой. // Школа здоровья. 1995, 4; Школа внимания. Методика развития и коррекции внимания у детей 5-7 лет. В соавт. с Н.М.Пылаевой. М., 1997).

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.

Авторские произведения: Ахутина Татьяна Васильевна

Название Год Текст Тип Действия
1. Модель порождения речи Леонтьева – Рябовой: 1967 – 2005
2005
2. Порождение речи
2007
Монография посвящена изучению механизмов синтаксиса. На основе анализа аграмматизма у больных с афазией выделены три уровня синтаксической организации: смысловой (по типу «топик-коммент»), семантический (падежная грамматика) и поверхностный. Те же уровни обнаруживаются и при анализе разговорной речи, детской речи, речевых ошибок взрослых и др. Используя разработанный А.Р...