Зарегистрироваться

Адорно Теодор

Категории Эстетика · Социология культуры и духовной жизни · Философия языка | Под редакцией сообщества: Философия

Эта версия статьи от 04 Октябрь 2010 19:12, редактировал Кравченко Альберт Иванович
Список всех версий Перейти к списку версий
Перейти к последней версии

Адорно Теодор

философ, социолог, музыковед, один из ведущих представителей Франкфуртской школы неомарксизма

философ, социолог, музыковед, один из ведущих представителей Франкфуртской школы неомарксизма

Настоящее имя:
Адорно Теодор Людвиг Визенгрунд
Год рождения:
1903
Годы жизни:
1903 — 1969
Место рождения:
г. Франкфурт-на-Майне, Германия
Место смерти:
г. Бриг, Швейцария
Разделы каталога:

Адорно (Adorno) (Визенгрунд-Адорно) Теодор (1903–1969) – видный немецкий философ, музыковед, композитор, культуролог, крупнейший представитель философии и социологии музыки и искусства середины XX в., один из ведущих представителей Франкфуртской школы неомарксизма, внес крупный вклад в эстетику модернизма.

Учился в Венском университете и одновременно изучал музыкальную композицию у композитора А. Берга, ученика А. Шёнберга. В 1919 г. после окончания гимназии поступил во Франкфуртский университет, где изучал философию, социологию, психологию и музыку. В 1924 г. защитил докторскую диссертацию по философии. В 1938 г. вместе с М.Хоркхаймером воссоздал Франкфуртский Институт социальных исследований в Нью-Йорке, который был закрыт в 1934 г. в связи с приходом к власти нацистов. Одновременно сотрудничал с П.Лазарсфельдом в рамках исследовательского проекта Принстонского радио. В 1953 г. в возрасте 50 лет вернулся в Германию, куда в 1949 г. перебрался Франкфурский институт. В 1959 г. после отставки Хоркхаймера становится его директором. Умер в Швейцарии в процессе завершения своего главного труда «Эстетическая теория».

Ранние философские работы А. были посвящены критическому разбору философских систем Кьеркегора и Гуссерля, которые критиковались им за пренебрежение факторами социальной реальности и приоритетную трактовку субъекта. В одном из самых известных своих трудов «Диалектика Просвещения» (1947, совместно с М. Хоркхаймером) он дал программное изложение социальной философии неомарксизма и ее своеобразную философию истории, в свете которой эволюция человечества предстает как история «неудавшейся цивилизации»: усугубляющегося «отчуждения», вызванного «буржуазным» разумом, противопоставившим себя природе. История общества интерпретирована в книге как универсальная история просвещения. Адорно трактует историю Запада как патологический процесс усугубляющегося безумия и утраты индивидуальной свободы.

С постмодернистских позиций Адорно подвергает социально-философскому анализу современную западную музыку («Философия новой музыки», 1949), которая выступает у него как моделирование процесса «отчуждения».

В работах «Популярная культура» (1941), «Диалектика Просвещения» (1944) и «Пересмотр культурной индустрии» (1963) разрабатывает концепцию «культурной индустрии», где подчеркивает, что стандартизация продукции в эпоху позднего капитализма ведет к стандартизации и взаимозаменимости индивидов, составляющих аудиторию. Стилизация и псевдоиндивидуализация создают массовый рынок. Эта концепция получила сегодня широкое развитие в западной социологии культуры.

В начале 1940-х гг. вместе со своими сотрудниками провел исследование о социально-психологических предпосылках фашизма, результаты которого получили отражение в коллективном труде «Авторитарная личность» (1950). Авторитарная личность – своеобразный социальный тип человека, явившейся результатом деформированного процесса социализации и деформированной социальной среды в обществе. В ней описано массовое явление: тоталитарный режим формирует особый склад людей, ставших жертвой чрезмерно регламентированных отношений в семье, людей агрессивных и не терпящих чужой свободы.

Понятие “авторитарная личность” было введено одним из основоположников неофрейдизма Эриком Фроммом и взято на вооружение такими теоретиками Франкфуртской школы, как Макс Хоркхаймер, Теодор В.Адорно, Герберт Маркузе. Сторонники этой концепции связали факт победы фашизма в Италии и нацизма в Германии с появлением определенных черт человека, вызванных распадением традиционных семейных связей (и соответствующим ослаблением “сверх-Я” в структуре личности), которые и были концептуализированы в итоге с помощью понятия “авторитарная личность”. Э.Фромм анализировал не только современные, но и исторические предпосылки возникновения авторитарной личности, в частности, разрушение патриархально-семейных связей и утрату индивидом чувства идентичности. Такая личность страдает от невыносимого чувства свободы, одиночества, затерянности в сложных социальных образованиях.

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.

Авторские произведения: Адорно Теодор

Название Год Текст Тип Действия
1. Эстетическая теория
1970