Зарегистрироваться

Мид Маргарет

Категории Культурная антропология · Социальная антропология · Прикладная культурология | Под редакцией сообщества: Культурология

Мид Маргарет

антрополог

антрополог

Настоящее имя:
Год рождения:
1901
Годы жизни:
1901 — 1978
Место рождения:
г. Филадельфия, штат Пенсильвания, США
Место смерти:
г. Нью-Йорк, США
Разделы каталога:

Маргарет Мид(1901-1978) - известный американский антрополог.  Она является автором более 25 книг, широко известных научной общественности во многих странах мира. М.Мид совершила несколько длительных экспедиций в различные части света, в ходе которых исследовала жизнь и культуру различных примитивных изолированных обществ. Особенно большое внимание она уделяла изучению этнографии детства, особенностей развития и воспитания детей в различных культурах. В годы Второй мировой войны М.Мид проводила исследования в интересах военно-политического руководства США, изучая культуру России и СССР. М.Мид избиралась президентом Американской антропологической ассоциации. В 1956 г. ее назвали одной из выдающихся женщин ХХ в. В России издан сборник ее работ “Культура и мир детства” (1988). Широко известной является книга М.Мид “Культура и преемственность. Исследование конфликта между поколениями”, написанная в 1970 г. В этой работе она предприняла попытку провести типизацию культур, которая представляет интерес и в наши дни. Мид  разделила   культуру   на   три   типа: 1) постфигуративную (дети учатся у взрослых); 2) кофигуративную (взрослые и дети учатся у сверстников); 3) префигуративную (взрослые начинают учиться у детей).

Опыт антропологических исследований, накопленный М.Мид в результате изучения бесписьменных изолированных обществ, помогает лучше осознать сильные и слабые стороны современных социальных институтов в социализации и инкультурации личности человека. Изучая культуру племени манус на островах Адмиралтейства (к северу от Новой Гвинеи), М.Мид отметила некоторые особенности в ее системе социализации и инкультурации детей. Все дети у манус имеют хорошую физическую подготовку, они рано начинают плавать и управлять каноэ. Среди них нет пятилетнего ребенка, который не умел бы хорошо плавать. Дело в том, что дома у манус стоят на сваях на воде и родители требуют от ребенка очень ранней физической приспособленности. С первых дней жизни его приучают крепко держаться за шею матери, а в последующем настойчиво воспитывают и поощряют каждое новое умение.

Для племени манус характерно необычайное уважение к собственности, которое прививается детям с самых первых дней жизни.  Собственность у них священна, и ее потеря оплакивается, как смерть.  Еще, прежде чем дети начнут ходить, их бранят и наказывают, если они дотронутся до чего-либо, им не принадлежащего. Вещи от ребенка не убирают. Его учат не притрагиваться к ним. Такое воспитание позволяет оставлять детей дома одних; они не притронутся ни к одной вещи.

Но в то же время у детей манус  отсутствует общественная дисциплина. Их не учат ни повиновению, ни уважению к желаниям родителей. Дети едят, играют и спят, когда хотят. Они могут не слушать старших, кричать на них и т.п. Девочки после 11-12 лет кое-что делают по дому, а мальчики ничего не делают вплоть до женитьбы. Игры детей прозаичны, грубы и бурны. Дети ничего не коллекционируют, с игрушками играют, пока есть интерес, потом бросают. Их беседы вращаются вокруг одних и тех же тем: кто из них самый старший, самый высокий и т.п. Взрослые не рассказывают детям сказки, им неизвестны загадки. Язык манус холоден и скуп, лишен образности, это язык фактов.

М.Мид делает интересные наблюдения о раздельном и совместном обучении мальчиков и девочек. Изучая самоанскую культуру, она отметила, что данная культура  характеризуется раздельным воспитанием; мальчики отделены от девочек; контакт между ними находится под знаком табу. Одним из следствий такого воспитания является, по ее мнению, формирование у индивидов недифференцированной реакции на представителей другого пола. Юноши и девушки, а в последующем мужчины и женщины реагируют на представителей другого пола не как на определенных конкретных индивидов, а просто как на представителей противоположной половой группы. Следствием такой недифференцированной реакции на представителей другого пола является то, что в последующем случайные половые связи не несут никакой привязанности, брак по расчету легко переносится и легко разрывается.

Европейская и американская культуры, напротив, формируют избирательную реакцию на личность, реакцию на индивида, а не на группу. Такая установка, по  мнению М.Мид, более достойна человека, но чрезмерно дорогостоящая.  Наблюдения М.Мид заставляют нас задуматься над тем, не формирует ли раздельное обучение и воспитание мальчиков и девочек в некоторых учебных заведениях России недифференцированную реакцию на представителей другого пола, и если формирует, то как ее нейтрализовать. Неплохо было бы провести по этому вопросу  специальные исследования.

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.

Авторские произведения: Мид Маргарет

Название Год Текст Тип Действия
1. Культура и мир детства
1963
Первое издание на русском языке избранных произведений, посвященных этнографии детства. Книга включает работы «Взросление на Самоа», «Как растут на Новой Гвинее», «Отцовство у человека социальное изобретение», «Культура и преемственность «и др., которые дают достаточно полное представление об оригинальных полевых исследовавших и теоретических взглядах М Мид, оказавшей сильное...