Зарегистрироваться

Психология музыки

Категории Музыковедение | Под редакцией сообщества: Искусствоведение

Музыкальная психология – наука, направленная на изучение процессов, механизмов и результатов воздействия музыки на человека, а также всех форм его активной музыкальной деятельности. Музыкальная психология представляет одну из областей психологии искусства и находится на пересечении нескольких наук: музыковедения, общей психологии, психофизиологии, психоакустики, психолингвистики, педагогики и др.

Зародившись в античной философии ( труды Пифагора, Платона, Аристотеля), музыкальная психология на раннем этапе изучала влияние музыки, как на отдельную личность, так и на общество в целом. Так, Платон утверждал, что музыкальные лады и ритмы могут воздействовать на души людей, и потому государству нужна только такая музыка, которая способствует росту его могущественности и воспитывает в человеке гражданина, осознающего себя в единении с обществом. Аристотель разработал теорию мимесиса (от греч. μίμησις – подражание, воспроизведение) и катарсиса (греч. κάθαρσις – очищение), в которой он описал способы и результаты воздействия искусства на внутренний мир человека. Согласно учению Аристотеля в результате переживаний сострадания и страха в душе зрителя и слушателя древнегреческой трагедии наступал катарсис, приводивший к освобождению от болезненных аффектов. Аристотель также рекомендовал сочинять, слушать и исполнять музыку, написанную в определенном ладу (дорийском) и на определенных инструментах (струнных – кифарах и лирах, но не на авлосе, флейте, бубнах или тимпанах), поскольку именно они, по мнению философа, оказывали уравновешивающее воздействие на психику человека.

Позже музыкальная психология развивалась в трактатах средневековых музыкантов-теоретиков: Боэция, Гвидо Аретинского, Дж. Царлино и в трудах музыкантов-философов XVII-XVIII веков: И. Кунау, А. Кирхера, И. Маттезона и др.

Как самостоятельная научная дисциплина музыкальная психология сложилась в середине XIX в. в результате развития экспериментальной психофизиологии и разработки теории слуха в трудах выдающегося немецкого физика, математика, физиолога и психолога Г. Гельмгольца. В фундаментальной работе ученого «Учение о слуховых ощущениях как физиологическая основа теории музыки» («Die Lehre von den Tonempfindungen als physiologische Grundlage für die Theorie der Musik», 1863) основными предметами исследования становятся музыкальный звук и слух человека, проблемы восприятия, творчества и музыкальных способностей. Идеи Гельмгольца были развиты в трудах немецкого психолога, философа, музыковеда К. Штумпфа. По названию двухтомного труда ученого музыкальная психология долгое время называлась тонпсихологией. Идеи Штумпфа были продолжены в трудах М. Майера, Г. Ревеша, В. Келлера.

В 20-е годы XX в. исследования в области музыкальной психологии развиваются в гештальтпсихологии (нем. gestalt – образ, форма; gestalten – конфигурация), исследующей проблемы целостности восприятия. Один из первых трудов, представляющих направление гештальтпсихологии в музыке,  – «Музыкальная психология» (1931) Э. Курта.  Идеи Курта о самостоятельности музыкальной психологии как науки продолжил немецкий исследователь А. Велек («Музыкальная психология и музыкальная эстетика»,1963).

Значительный вклад в развитие музыкальной психологии внесли русские ученые Б.В. Асафьев, Б.Л. Яворский, Н. А. Гарбузов, Б. М. Теплов, А. А. Володин, Ю. Н. Рагс,  Е.В. Назайкинский,  В.В. Медушевский, Л.Л. Бочкарев, В.И. Петрушин, Г.М. Цыпин, Ю.А. Цагарелли, Г.В. Иванченко. В их трудах исследуются проблемы музыкального восприятия, музыкальных способностей, музыкально-исполнительской деятельности, музыкального обучения и воспитания  и др.

В настоящее время музыкальная психология развивается в нескольких направлениях: 1) психология музыкальных способностей, исследующая процессы их формирования и развития, а также методы диагностики; 2) психология музыкально-исполнительской деятельности, изучающая проблемы интерпретации композиторского замысла инструменталистом, вокалистом, дирижером. Это направление включает также психологическую подготовку исполнителя к концертному выступлению; 3) психология музыкально-творческой деятельности, изучающая законы  и психологические механизмы восприятия и сочинения музыки; 4) психология музыкального обучения и воспитания, тесно  связанная с музыкальной педагогикой; 5) психология музыкальной пропаганды  и музыкально-критической деятельности, целью которой является применение психологических методов и знаний в этих сферах; 6) музыкальная психотерапия, изучающая возможности применения музыки с лечебными целями.

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.