Зарегистрироваться

Медиация

Категории Уполномоченный по правам человека | Под редакцией сообщества: Уполномоченный по правам человека

Медиация, или внесудебное урегулирование споров, – процедуры рассмотрения жалоб сторон друг на друга, которые минуют традиционные судебные инстанции, благодаря чему процесс носит более оперативный характер и стоит сторонам дешевле, поскольку издержки при переговорах минимальны. Существует в разнообразных формах. Одними из наиболее распространенных типов являются третейские суды (арбитраж), саморегулируемые организации и омбудсмены. В основном данные механизмы урегулирования используются в среде предпринимателей, однако омбудсмен как технология носит более общий характер.

 1. Арбитраж

Арбитраж, саморегулируемые организации и омбудсмены в основании своем имеют одну и ту же технологию: формулируются некоторые формальные правила, которые признаются участниками соглашения в качестве обязательных, выполнение которых добровольно.

В случае арбитража стороны признают право третьего лица принимать решение о сущности своего спора. Третейские суды могут формироваться для решения конкретного спора, а могут носить постоянный характер (например, Спортивный арбитраж, Морская арбитражная комиссия и Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате Российской Федерации или Международный третейский суд (при Международном фонде третейского судопроизводства). Функционирование третейских судов в России регулируется Гражданским процессуальным кодексом РФ и Арбитражным процессуальным кодексом РФ.

Использование третейских судов имеет свои преимущества и недостатки. К достоинствам следует отнести оперативность рассмотрения, дешевизну самого процесса, немедленное вступление решения в силу. К недостаткам относят отсутствие гласности; сложность обжалования решений суда третьими лицами; отсутствие ответственности у суда за неверное решение; обязательность третейского сбора. Впрочем, несмотря на недостатки этот способ медиации считается общепринятым в мировом деловом сообществе и далее можно прогнозировать только рост использования третейских судов.

2. Саморегулируемые организации

Третейские суды нередко создаются в рамках саморегулируемых организаций (СРО), то есть добровольных некоммерческих организаций, которые создаются субъектами предпринимательской деятельности (по принципу единства профессиональной деятельности, одной отрасли деятельности или иному значимому принципу), для регулирования своей отраслевой деятельности. Основная идея СРО состоит в том, что объединения предпринимателей берут на себя функции контроля за своей отраслью, уменьшая количество контрольных функций государства, у которого в данной логике должны остаться функции контроля результатов деятельности. Контроль за самой деятельностью перекладывается на СРО, деятельность которых в свою очередь определяется Законом N315-Ф3 «О саморегулируемых организациях» и иными законами, регулирующими соответствующий профилю СРО вид деятельности.

На основании существующих законов СРО формулирует требования к вступлению и членству в организации, осуществляет контроль за следованием формулируемым СРО стандартам работы в отрасли, организует профессиональное обучение, представляет интересы своих членов в взаимодействии с государственными органами.

 3. Омбудсмены

Если рассматривать омбудсмена как инструмент медиации или внесудебного решения споров, то он предстает как должностное лицо, которое принимает жалобы граждан на действия представителей отрасли (например, омбудсмен средств массовой информации или финансовый омбудсмен, который в России занимается вопросами кредитования), компании (один из наиболее известных – омбудсмен в компании «Ксерокс»), государства в целом (например, уполномоченный по правам человека). Нередко омбудсмены привлекаются для решения конфликтных ситуаций, поскольку на данные должности принято назначать лиц обладающих высоким профессиональным и человеческим авторитетом.

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.