Зарегистрироваться

Организация исторической науки

Категории Историография | Под редакцией сообщества: История

Организация исторической науки – это система ее социальных институтов: научные исторические учреждения, подготовка кадров, формы распространения исторических знаний.

В организационную структуру исторической науки входят система научных, учебных и издательских учреждений, ведущих исследовательскую и публикаторскую работу и имеющих целью подготовку научных кадров и распространение исторических знаний. Государство всегда являлось организатором изучения прошлого, чтобы обосновать происходящие изменения и объяснить их причины, и поэтому осуществляло идеологическое, политическое руководство и контроль над  историческими исследованиями. Поскольку историческое знание всегда формируется в определенных социально-экономических, политических и  идеологических условиях, существующих в тот или иной период времени, постольку состояние общественной мысли, различные общественные и частные организации также влияют на развитие науки и массовых представлений о прошлом.

Складывание организационной структуры исторической науки

Практика государственного заказа на создание исторических сочинений существовала всегда. Понимая необходимость написания истории России, Петр I поручил исполнение этой задачи директору Московского печатного двора Ф.П. Поликарпову. Поскольку написанная им «История о владениях российских великих князей» не оправдала  ожиданий, она не была издана. Государственная власть выступила инициатором собирания документальных исторических материалов. Указами 1720-1722 гг. предписывалось собирать и копировать древние летописи, акты, рукописи, старопечатные книги в монастырских архивах и библиотеках и у частных лиц, пересылая их в Сенат и Синод. Тогда же было положено начало изданию источников и сделаны первые попытки их критики и классификации.

Созданная указом императора в 1724 г. Петербургская академия наук  стала первым общерусским научным центром. В состав академии по разряду «истории и древности» на первых порах приглашали иностранных ученых. Первым академиком стал Ф.Г. Миллер. Русские ученые, в том числе Н.М. Карамзин, были избраны почетными членами академии. Академия наук  явилась организатором первых «научных путешествий», осуществлявших сбор сведений о народах и регионах страны. В 1783 г. директором Академии наук  была назначена Е.Р. Дашкова. Императрица Екатерина II не раз давала указания, как следует излагать историю России: «История, или записки, могущие служить материалом истории России предпринятой с моего одобрения и согласия, могут принять только такую внешнюю форму и направление, которые бы проистекали из наибольшей славы государства и служили бы потомству как предмет сравнения и поучения». Все писатели прошлого рассматривали свои занятия историей как государственную службу.

В XVIII в. историческая наука во многом оставалась делом не профессиональных ученых, а видных общественных и политических деятелей, писателей и поэтов. Типичной формой организации научной работы являлись  комиссии и комитеты, одним из которых был Комитет по написанию общего исторического описания Российского государства. В этот период происходит формирование частных коллекций русских древностей, рукописных и старопечатных книг, актов, грамот, книжных собраний. Активную деятельность в изучении отечественной истории в XVIII в. осуществлял кружок, неофициальным организатором и руководителем которого был обер-прокурор Святейшего Синода и президент Академии художеств А.И. Мусин- Пушкин, обладавший обширной коллекцией древнерусских рукописных материалов.

Одним из способов передачи исторических знаний в XVIII в. стало школьное образование. С 1786 г. в губернских городах были организованы народные училища, в программу которых включалось преподавание истории России как обязательного  предмета, чего прежде (за некоторым исключением) не было. Первым опытом написания учебника явился «Краткий российский летописец» (1760 г.) М.В. Ломоносова.

 

Университеты, Академия наук, научные общества

Постепенно центрами изучения истории и подготовки специалистов становятся университеты. В начале XIX в. открываются университеты в Вильно, Казани, Харькове и Санкт-Петербурге. Чтение лекционных курсов по всеобщей и русской истории начиналось с критических обзоров исторической литературы и источников. Большую роль играли создаваемые при университетах научные общества: при Московском университете в 1771 г. появилось Вольное Российское собрание, в 1804 г. там же начало работать первое историческое научное общество – Общество истории и древностей российских (ОИДР), а  в 1811 г. возникло Общество  любителей российской словесности. Задачами этих структур стало выявление, описание и публикация исторических источников. Тем же занималось  неофициальное объединение ученых, названное по имени его организатора  Н.П. Румянцева – Румянцевский кружок, который имел свои центры в Москве, Петербурге, Смоленске, Вильно, Полоцке.

В XIX в. ключевые участки историко-научной жизни, как и прежде, находились под контролем государства. Исторические выводы были поставлены на службу политической теории «официальной народности» для обоснования идейной борьбы при подготовке и проведении реформ и определенной трактовки внешней политики России. Цензурным уставом 1826 г. цензорам вменялось в обязанность обращать внимание на нравственные и политические цели исторических произведений. Правительство оказывало влияние на историческую науку и через уставы университетов, Академии наук, научных обществ. Так, по университетскому уставу 1863 г. право на существование имели только те общества, которые преследовали чисто научные цели и были способны «отмежеваться от общественно-политических вопросов». Министерство народного просвещения, созданное в 1802 г., отстраняло от учебного процесса преподавателей, замеченных в политических акциях. Предписанием 1850 г. ректорам и деканам вменялось в обязанность при рассмотрении диссертаций «не допускать в смысле одобрительном обсуждения начал, противных нашему государственному устройству».

Вместе с тем успехи исторического образования сказались в притоке в науку в 1830-х – 1840-х гг. профессиональных кадров, что привело к постепенному отказу от практики приглашения профессоров из-за рубежа, поскольку такая практика была признана не соответствующей национальным интересам страны. Постепенно увеличивалось число университетов, которые становились не только центрами подготовки профессиональных кадров, но и центрами организации научно-исследовательской работы. В 8- ми из 11-ти университетов имелись историко-филологические факультеты. С конца 1870-х гг. в составе этих факультетов была выделена специальность «история». В 1860-1870 гг. появился ряд учебных заведений гуманитарного профиля: Историко-филологические институты в Петербурге и Нежине, Лазаревский институт восточных языков в Москве и другие.

В 1841 г. в Академии наук было образовано историко-филологическое отделение, членами которого стали избираться преимущественно русские ученые. Перед Академией наук стояла задача развития и поддержки «русского начала в науке и культуре». На русском языке стали публиковаться многие издания Академии. Рост ее международного авторитета, участие русских ученых в международных исторических съездах и конференциях имел следствием вступление Академии в 1900 г. в Международную ассоциацию академий. В 1913 г. А.С. Лаппо-Данилевский был избран ее почетным вице-президентом. Во второй половине XIX в. приоритет получила научно-исследовательская работа. Созданная в 1903 г. Постоянная историческая комиссия возглавила всю археографическую работу  Академии наук, осуществляя подготовку и изучение исторических трудов и сборников материалов по отечественной и всеобщей истории.

Форма организации научных исследований в виде научных обществ, получила широкое распространение – они создавались почти в каждом университете. Во второй половине XIX в. таких обществ насчитывалось 156. Они превратились в устойчивую структуру исторической науки. Общества поддерживались правительством, получали субсидии, освобождались от цензуры. Эти общества выполняли функции распространения исторических знаний путем публикации исторических сочинений и исторических источников и формировали научное сообщество ученых-историков.

 

Советские научно-исследовательские учреждения

Первым советским научно-исследовательским учреждением по гуманитарным наукам стала Социалистическая академия общественных наук, созданная в 1918 г. и переименованная в 1924 г. в Коммунистическую. В рамках Академия существовало научное Общество историков-марксистов. В 1921 г. декретом СНК РСФСР был создан Институт красной профессуры – крупнейший центр подготовки марксистских кадров историков высшей квалификации. Историографическим семинаром в этом институте в течение ряда лет руководил М.Н. Покровский. Итогом работы семинара стало издание двухтомного сборника статей его слушателей «Русская историческая литература в классовом освещении» (1927-1930 гг.). В 1921 г. по решению Наркомпроса был организован научно-исследовательский Исторический институт при факультете общественных наук Московского университета; такой же исследовательский центр создавался в Петрограде.

В отличие от Коммунистической академия и Института красной профессуры к работе в научно-исследовательских институтах при университетах привлекались старые кадры. В 1926 г. институты социально-экономического профиля были объединены в Российскую ассоциацию научно-исследовательских институтов общественных наук (РАНИОН). Организованная при Ассоциации аспирантура в 1929 г. была переведена в Коммунистическую академию.

Подготовка кадров историков до революции проводилась главным образом на историко-филологических факультетах крупнейших университетов страны. В 1919 г. решением Наркомпроса в Московском и Петроградском университетах (а затем и в других) вместо историко-филологических  и юридических факультетов стали создаваться факультеты общественных наук (ФОН). В 1925 г. декретом СНК ФОН Московского университета был преобразован в факультеты советского права и этнологический, а в Ленинградском университете (ЛГУ) создан факультет языкознания и материальной культуры. В 1930 г. в Москве этнологический факультет преобразовали в историко-философский, а в ЛГУ был создан Историко-лингвистический институт. В 1931 г. они выделились в самостоятельные Институты философии, литературы и истории (МИФЛИ и ЛИФЛИ). Новый этап в развитии исторического образования начался после восстановления исторических факультетов в Московском и Ленинградском университетах. В 1934 -1936 гг. такие факультеты были также открыты в 13 университетах страны.

Накануне Октябрьской революции самым крупным научным центром России была Академия наук. На протяжении 1920-х – первой половины 1930-х гг. в Академии произошли значительные структурные и кадровые изменения. В 1929 г. для подготовки квалифицированных кадров при ней была создана аспирантура. С 1931 г. вводилась система планирования научно-исследовательских работ. В 1936 г. в состав Академии наук вошли учреждения Коммунистической академии. На базе Историко-археографического института и Института книги и письма АН СССР и Института Коммунистической академии был создан Институт истории АН СССР. С 1968 г. он был разделен на Институт истории СССР (ныне Институт российской истории) и Институт всеобщей истории.

 

См. также

Историография

Проблематика исторических исследований

Историческая периодика

Историографическая концепция

 

Рекомендуемая литература

Барг М.А. Историческое сознание как проблема историографии

Воронкова С.В. Школа Валерия Ивановича Бовыкина (К вопросу о традициях и новаторстве в развитии советской исторической науки) // «Россия на рубеже XIX – XX веков. Материалы научных чтений памяти профессора В.И. Бовыкина. Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова, 20 января 1999 г.» М.,1999

История Московского Университета. 1755-2004 гг. Сборник научных статей

Историография истории России до 1917 года. Т. 1-2. Под. ред. М.Ю. Лачаевой. М., 2003

История СССР с древнейших времен до наших дней. Т. 1-11. М., 1966-1980

Карамзин Н.М.Записка о древней и новой России

Ковальченко И.Д. Сущность и особенности общественно-исторического развития // Исторические записки. Теоретические и методологические проблемы исторических исследований.» Вып. 1 /119. М., 1995

Ковальченко И.Д., Шикло А.Е.. Кризис русской буржуазной исторической науки в конце XIX – начале XX века

Наумова Г.Р., Шикло А.Е. Историография истории России. М., 2008

Очерки истории исторической науки в СССР. Т. 1-5. М., 1955-1985

Рубинштейн Н.Л. Русская историография. М., 1941

Сахаров А.М. Историография истории СССР. Досоветский период. М., 1978

Соколов А.К. Основные тенденции современной российской историографии в изучении новейшей истории страны // Идеи академика И.Д. Ковальченко в XXI веке. Материалы IV научных чтений памяти академика И.Д. Ковальченко. Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова, 10 декабря 2008 г.» М., 2009

Черепнин Л.В. Русская историография до XIX в. М., 1957

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.