Зарегистрироваться

Кафедра психологии личности психологического факультета Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова

Категории Дифференциальная психология | Под редакцией сообщества: Психология

Адрес организации:
125009, Москва, Моховая ул., д. 11, корп. 5, комн. 309
Телефон:
8 (495) 629-59-13
Факс:
Электронная почта:
kpsl@yandex.ru
Сайт:
http://www.kapsyl.ru/
Время работы:

Научная школа культурно-исторической психологии, или, как ее иногда называют, «культурно-деятельностная школа психологии», созданная в трудах классиков мировой и отечественной психологии Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и А.Р. Лурия, определяет общую стратегию кафедры психологии личности по изучению феноменологии, методологии и социальной практики психологии личности как междисциплинарной области анализа закономерностей развития и самореализации человека в процессе эволюции природы, истории общества и жизненного пути индивидуальности личности.

Именно культурно-деятельностная школа психологии способствовала разработке таких направлений кафедры психологии личности как:

  • историко-эволюционный подход к пониманию развития человека в биогенезе, социогенезе и персоногенезе (профессор А.Г. Асмолов);
  • психолингвистика как методология изучения роли знаковых систем в истории становления сознания личности (профессор А.А. Леонтьев);
  • смысловая концепция волевого поведения человека (профессор В.А. Иванников);
  • деятельностно-уровневый подход к вниманию как ресурсу активизации сознания личности (ведущий научный сотрудник В.Я. Романов);
  • психофизический анализ индивидуальных стратегий принятия решений в ситуации дефицита информации (профессор А.Н. Гусев);
  • мотивационный анализ альтруистического и экспрессивного поведения личности (доцент Е.Е. Носиновская, старший научный сотрудник А.М. Аламазьян);
  • экзистенциальный анализ развития внутреннего мира личности ребенка (доцент С.В. Кривцова);
  • культурно-исторический этнопсихологический анализ социализации личности и массового сознания этносов в различных ситуациях социальной напряженности (профессор Г.В. Солдатова).

Последние два направления анализа психологии личности непосредственно граничат с генетической психологией и социальной психологией.

Весь обозначенный выше спектр теоретических и эмпирических исследований лежит в основе развиваемых коллективом кафедры психологии личности разработок и социальных проектов по методологии психологии личности, когнитивной психологии личности, психологии общения, психологии альтруизма, психологии воли, психологии экспрессивного поведения, этнопсихологии и социальной антропологии, политической психологии личности, психологии и педагогике толерантности, практической психологии образования.

Кафедра психологии личности, как и многие другие структурные подразделения факультета психологии МГУ, исторически вычленилась из кафедры общей психологии. Она была организована в начале 1997 года.

В состав кафедры психологии личности вошли следующие прямые ученики и последователи основателя и первого декана факультета психологии МГУ, лидера деятельностного подхода в психологии, лауреата Ленинской премии академика АПН СССР профессора А.Н. Леонтьева:

  • заведующий кафедрой психологии личности, член корреспондент Российской академии образования профессор, доктор психологических наук А.Г. Асмолов;
  • заместитель декана факультета психологии МГУ, член корреспондент Российской академии образования профессор, доктор психологических наук В.А. Иванников;
  • академик Российской академии образования профессор, доктор психологических и филологических наук А.А. Леонтьев.

На современном этапе коллективом кафедры психологии личности в рамках школы культурно-исторической смысловой психологии личности продолжается разработка ключевых взаимодополняющих направлений исследования, определенных ученым Советом факультета психологии МГУ:

  • культурно-историческая психология сознания личности;
  • диагностика и формирование установок толерантного поведения личности в российском обществе.

Выделенные выше направления исследований – «культурно-историческая психология сознания личности» и «диагностика и формирование установок толерантного поведения личности в российском обществе» - способствуют дальнейшей разработке на кафедре психологии личности такого социального проекта как «практическая психология образования».

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.