Зарегистрироваться

Землеустройство

Категории Землеустройство | Под редакцией сообщества: Экономика

Землеустройство – общественная наука, исследующая объективный процесс организации использования земли как общественного достояния и как средства производства посредством приспособления территорий к изменяющимся условиям природной, экономическо- социальной среды для решения продовольственных и иных хозяйственных задач[1].

Термин «землеустройство», по данным профессора Ф.Г. Некрасова, появился в русском лексиконе в 1906 году. До этого при осуществлении землеустроительных действий употребляли слова «землемерие», «землемерство», « межевание», позже – « геодезия» (как высшее землемерие), «поземельное устройство»[2]. При этом, если под межеванием понимался установленный законом процесс, направленный на разграничение земельной собственности, под землемерием – комплекс работ по определению и разделению площадей технико-геодезическими методами, то к землеустройству причислялись все действия по перераспределению земель и обустройству территорий дающих землевладельцу экономические выгоды.

Если дифференцировать содержание землеустроительных мероприятий по функциональному назначению, то землеустройство можно рассматривать со следующих позиций: в буквальном смысле слова, как устройство земли; как механизм осуществления земельной политики государства; как сферу практической деятельности; как элемент общественного способа производства; как отрасль научной деятельности.

Современные ученые и исследователи, занимающиеся изучением землеустройства работают с применением информационных технологий, прикладных экономических исследований, используют землеустроительное проектирование на основе математического моделирования, экономико-математических и экономико-статистических методов, а также широко используется ряд традиционных общенаучных методов.

Область исследований землеустройства

 

Землеустройство проводят на всей территории страны. Им охвачены все земли независимо от целевого назначения и формы собственности, характера использования. Однако цели и задачи землеустройства, его принципы и содержание могут быть различные.

В настоящее время среди ученых и практиков не существует единого мнения о понятии содержания, области исследования и задачах современного землеустройства.

На всех исторических этапах существования человеческого общества происходило приспособление территории к его нуждам. Сначала это приспособление носило случайный характер, путем разграничения сфер использования земли в первобытном обществе для целей охоты, деятельности людей по целенаправленному распределению земель и организации территории. Данная деятельность получила название землеустройства.

Термин «землеустройства» появился в русском лексиконе в 1906 г. До этого работы, связанные с распределением земель, называли межеванием, под которым понимался процесс, установленный законом и направленный на разграничение земельной собственности. Межевание определялось также как деятельность государственных органов по юридическому оформлению земель и не относилось к поземельно-устроительным мерам.

В отличие от межевания, землеустройство в это время понималось шире и преследовало не только цели правового оформления границ земельных собственников, но и приспособления земли и наивыгоднейшему хозяйственному использованию, т.е. «экономического устройства землевладения».

В дальнейшем между терминами «межевание» и «землеустройство» грани стерлись и под землеустройством стали понимать все вышеперечисленные действия.

Однако понятие землеустройства трактовалось по-разному. Первое время доминировали административно-правовое, технико-экономическое и организационно-хозяйственное понимание его сущности, задач и содержания.

Административно-правовое содержание землеустройства было заложено в трудах профессоров О.А.  Хауке, Н.П. Рудина, Б.С. Мартынова, исследовавшими проблему в университете землеустройства. Понятие землеустройства включало в себя правовое содержание и определялось как «основанная на установленных в законе началах деятельность государственной власти, направленная на преобразование существующих земельных прав отдельных владельцев с целью создания самостоятельных подземельных владений. При этом землеустройство связывалось с преобразованием имеющихся земельных отношений.

Технико-экономической позиции придерживались профессора Ф.Г.  Некрасов, К.Н. Сазонов, В.И. Киркор, А.А. Ржаницын. Они считали, что в основе землеустройства лежат технические действия по приспособлению земельных площадей (размеров, конфигурации, размещения) к социально-производственным целям и задачам.

Профессор Ф.Г. Некрасов писал, что «землеустройством надлежит называть лишь такую социальную организацию землепользования (территории), которая сопровождается технической реорганизацией площади в пространственном отношении».

Организационно-хозяйственную точку зрения на содержание землеустройства выдвинул профессор И.Е.  Герман. Он определил землеустройство как «переделку имений по форме и содержанию в состояние наиболее удобное и выгодное в целях сельского хозяйства…». Данную точку зрения развивали затем многие ученые: И.В. Мозжухин, Н.П. Огановский, В.В. Редькин и др.

Вместе с тем, понятие землеустройства не следует связывать во что бы то ни стало с государством. Это объясняется следующим.

Во-первых, какова бы ни была степень активности государства в области управления земельным фондом и осуществления земельной политики, землепользование (землевладение) самоорганизуется, в нем происходят различные внутренние процессы, обусловленные развитием производительных сил и производственных отношений.

Например, говоря о парцеллярном землевладении в эпоху перехода от феодализма к капитализму, К.  Маркс писал: «Но та форма, в которой находит земельную собственность зарождающийся капиталистический способ производства, не соответствует этому способу. Соответствующая ему форма впервые создается им самим посредством подчинения земледелия капиталу; таким образом и феодальная земельная собственность, и клановая собственность, и мелкая крестьянская собственность с земельной общиной… превращается в экономическую форума, соответствующую этому способу производства, как бы ни были различны их юридические формы».

Во-вторых, наряду с осуществлением решений государственных органов в области землеустройства, у землепользователей возникают различного рода экономические интересы, связанные со сведением земель в крупные, компактные массивы удобной конфигурации, трансформацией, мелиорацией и улучшением угодий в целях повышения эффективности хозяйства и учете конъюнктуры рынка.

Так, в процессе принятия английских хлебных законов (конец XVIII – начало XIX вв.) землевладельцы вынуждены были манипулировать составом угодий. Ф.  Энгельс по этому поводу писал: «С одной стороны, низкие цены на зерно…, с другой, высокие цены на мясо способствовали превращению многих пашен в пастбища». С повышением цен на зерно в связи с ростом промышленности и народонаселения в Англии» большая часть земель, недавно превращенная в пастбища, снова была отведена под зерновые культуры».

В-третьих, землеустройство проявляется в определенных формах организации территории, соответствующих данному уровню развития производительных сил и производственных отношений. По существу, организация территории представляет собой экономической явление, которое обладает определенными свойствами, признаками, подчиняется экономическим законам, находится в постоянном развитии.

Методы исследования землеустройства

Усложнение экономических, технических, правовых сторон землеустройства и кадастра при одновременном усилении их экологических аспектов предопределяет потребность в совершенствовании методики составления проектов землеустройства на всех уровнях – земельный участок, организация, район, город, страна в целом. Развитие новых методов научного познания, информационных технологий, прикладных экономических исследований привело к использованию при землеустроительном проектировании математического моделирования, экономико-математических и экономико-статистических методов, а также широко используется ряд общенаучных методов (метод научной абстракции; абстрактно-логический метод; методы индукции и дедукции, анализа и синтеза), статистический, монографический, расчетно-конструктивный, экспериментальный методы научной прогностики.

Математическое моделирование основано на построении модели изучаемых объектов с помощью математических зависимостей. Экономико-математическое моделирование дает возможность в формализованном виде установить закономерности организации территории, вскрыть причины ее измерения, наметить пути совершенствования в различных моделируемых условиях.

Экономико-математические методы включают в себя методы дифференциального исчисления, динамического и других видов математического программирования и предназначены для практического использования математических моделей. При этом обычно ставится задача поиска оптимальных решений, то есть для выбора из всех возможных вариантов, наилучшего с учетом поставленных ограничений (условий) и выбранного критерия оптимальности.

В настоящее время для решения землеустроительных задач используются разнообразные виды математических моделей, позволяющих давать анализ использования земельных ресурсов, выявлять определенные тенденции и находить оптимальные варианты устройства территории.

Экономико-статистические методы основаны на разработке массовых данных методами математической статистики. В их арсенал входят корреляционно-регрессионный и дисперсионный анализ, экспертные оценки, производственные функции.

При землеустроительном проектировании данные методы применяются в ходе подготовительных работ к составлению проектов землеустройства при изучении экономики предприятий, состояния и использования земель, а также при разработке нормативов проектирования и экономического обоснования проектов.

В связи с появлением геоинформационных и земельно-информационных систем, компьютерной техники и программного обеспечения, развития информационной базы землеустроительных данных система землеустроительных методов стала трансформироваться в технологию автоматизированного землеустроительного проектирования с использованием информационных технологий.

Научная дисциплина «Землеустройство» использует ряд общих методов, важнейшим из которых является метод научной абстракции. Он заключается в отбрасывании посторонних, случайных характеристик изучаемого объекта, процесса и фиксации типичных, постоянных, регулярно повторяющихся явлений.

С помощью данного метода открываются и формулируются законы, определяется механизм их действия, устанавливаются научные понятия, категории, выражающие существенные стороны исследуемых объектов. При этом все явления и процессы рассматриваются с точки зрения их диалектического  развития, во взаимосвязи и взаимозависимости  с внутренними  и внешними структурами.

При исследовании по землеустроительному проектированию метод научной абстракции (абстрактно-логический метод) необходимо использовать для выявления закономерностей организации территории, определения и уточнения понятий, поиска эффективных приемов использования и охраны земель, размещения производства. Данный метод является основным и в экономических исследованиях, когда организация эксперимента затруднена, требует продолжительного времени или невозможна вообще.

Так как землеустройство и кадастр реально существуют в системе различных взаимосвязей, для изучения закономерностей  и форм организации территории используются методы индукции и дедукции, анализа и синтеза. Статистический метод используется при изучении фактического материала с применением объективного научного анализа об объектах землеустройства и кадастра. Получение исходной информации для изучения осуществляется посредством наблюдения и мониторинга. Прерывное, периодическое наблюдение проводится через определенные сроки. Например, исследование почв, корректировка планово-картографического материала. Единовременные наблюдения проводят с целью изучения предмета в определенный момент или по специальному заданию.

Расчетно-конструктивный метод связан с системой расчетов и балансов, проводимых по определенной методике, в должной последовательности, позволяющей получить конкретное решение. Для того, чтобы запроектировать в хозяйстве систему севооборотов и правильно разметить их, необходимо произвести расчеты потребности животных в кормах, зеленого конвейера, посевных площадей кормовых культур, возделываемых на пашне, вычислить площади земель, различающихся по качеству и местоположению, установить типы, виды, количество, размеры и размещение севооборотов.

Математический анализ устанавливает влияние некоторых величин (факторов, аргументов) на зависимую переменную (функцию, результат). Например, при установлении размера землевладения, выступающего в роли функционального показателя, можно оценить его зависимость от следующих факторов-аргументов; специализация хозяйства, плодородия и местоположения его земель, фондообеспеченности, наличия трудовых ресурсов и т.д.

Развивается метод экспериментального  землеустроительного проектирования формирующий рекомендательную базу для реорганизации территории и объектов недвижимости.

Краткая история

История землеустройства связана с историей учета земли, ведением земельного кадастра. Исторически сложилось, что ведение земельного кадастра включает процессы учета и регистрации земель, естественно-историческое и экономическое описание земель, их оценку. Содержание и значение этих процессов в разные периоды, в различных странах проводились по разному. Содержание и место каждого процесса в общей системе ведения земельного кадастра зависело от существующих земельных отношений, от потребности и интересов как общества, так и отдельных граждан.

Работы по учету земель начались в IX-XI века. Перепись русскими князьями монастырских и церковных земель IX века, - основание для наделения духовенства недвижимым имуществом, в частности землей. Сбор данных о земле в последствии был связан со взиманием князьями сборов и податей с покоренных племен.

В 1016 г., в принятой Ярославом Мудрым «Русской Правде» упоминается о делении земель по видам угодий: дворовые, пахотные, пустопорожние, охотничьи; без указания почвенных различий, с межевым обозначением – камни, деревья и т.д. Первые переписи земель с их подробной характеристикой проводились в XII веке. Этот процесс был неоднородным. В XV веке Иван III начал процесс «собирания» земель, ввел единый порядок описания и межевания для всех княжеств. В качестве единицы измерения была установлена десятина. При Иване IV стали составлять планы землевладений, которые использовались для осуществления в крепостной форме сделок с недвижимым имуществом. М.Ф. Романов в 80-е годы XVII века вводит наказ сошных письмах, в которых говорилось об обязательном измерении пашни, сенокосов, лесов, угодий.

Интересно, что первая в России топографическая и геодезическая съемка проводится зарубежными специалистами в Москве при Анне Иоанновне в 1734 г. В XVIII веке стали активно применять европейских опыт и для оценки стоимости земли с учетом урожайности хлеба для пахотных земель путем опроса местных жителей в течение нескольких лет. В целом в 1860-1880 гг. в России была проведена массовая оценка недвижимости. С 1893 г. началось введение поземельных книг, в которых уже содержались понятия: собственник, права собственности, завещание, договор, сервитут, налог, стоимость объекта, регистрация. В период с 1890 по 1910 гг. Образуются союзы собственников земли, выходят закон «О мелиоративном кредите», правила залога земли. В 1911 г. был принят Закон «О землеустройстве». Однако первая мировая война и последующая революция стали помехой развития кадастрового учета и регистрационных работ в России[3].

 Новая волна земельного переустройства началась с выходом декрета «О социализации земли», который определил натуральное налогообложение. В 20-е и последующие годы прошлого столетия землеустройство, помимо экономических функций, выполняет важную социальную и даже политическую роль, обеспечивая перераспределение земель в интересах государства. В Земельном кодексе РСФСР 1922 года указывалось: «Землеустройство имеет задачей упорядочение существующих землепользовании и образование новых соответственно правам на землю и требованиям хозяйственно-технической целесообразности». При этом задачи ограничивались рамками межхозяйственного землеустройства.

Функции внутрихозяйственной организации территории землеустройству были приданы позднее, в связи с формированием крупных государственных и кооперативных сельскохозяйственных предприятий (совхозов и колхозов).

Практически каждый этап совершенствования земельного законодательства в советский период означал расширение круга задач, возлагаемых на государственное землеустройство.

Вначале это были обязанности по борьбе с недостатками землепользования, переходу к севооборотам, коренному улучшению земельных угодий, хозяйственному освоению земли (1928). В 30-е годы были поставлены задачи определить назначение, размеры, форму и рациональное размещение каждого земельного участка, создать территориальные условия для повышения продуктивности угодий и лучшей организации производства. В 50-е годы особое значение землеустройству было придано в деле противоэрозионной организации территории.

В 70-80-е годы в развитии землеустройства обозначилась еще одна важная тенденция: переход от локального землеустроительного производства по межхозяйственной и внутрихозяйственной организации отдельных хозяйств к разработке комплексных проектов и схем по организации территории административных районов и областей. В связи с этим землеустройство окончательно вышло за рамки ведомственного сельскохозяйственного мероприятия и приобрело межотраслевой общегосударственный характер.

Из курса «История земельных отношений и землеустройства» известны основные этапы реформирования земельных отношений после Октябрьской революции: земельные преобразования в период военного коммунизма; земельные отношения в период нэпа; коллективизация сельского хозяйства; земельные отношения в условиях колхозно-совхозного производства; земельная реформа 90-х годов. Известно также, что задачи, содержание и характер проведения землеустройства в эти периоды соответствовали единой политике государства.

Следует подчеркнуть: эта закономерность проявляется не в слепом следовании указаниям политического или хозяйственного руководства страны (даже если они облачены в форму закона), а во внесении профессионально обоснованного содержания во все землеустроительные действия. Даже в период военного коммунизма на фоне сплошной ликвидации помещичьего землепользования и уравнительного перераспределения земли сохранялось рациональное звено сельскохозяйственного землепользования, обеспечивающее известные условия: сохранение крупных государственных «опорных» сельскохозяйственных предприятий, рациональное соотношение земельных, трудовых и материальных ресурсов в крестьянских хозяйствах, коллективное использование лесных, сенокосных и пастбищных угодий, охрану земель. В период нэпа в основу землеустройства также были заложены профессиональные требования: упорядочение крестьянского землепользования, повышение эффективности сельскохозяйственного производства и культура земледелия.

В 30-е годы, в связи с коллективизацией сельского хозяйства, землеустройство выполняло задачи по формированию землепользовании колхозов и совхозов,  юридическому и физическому закреплению земель, организации севооборотов, а позднее — по межхозяйственному и внутрихозяйственному землеустройству, нацеленному на организацию рационального и эффективного использования всех земель.

В течение 50-80-х годов были реализованы новые задачи землеустройства, соответствующие потребностям народного хозяйства: проводились крупномасштабные землеустроительные мероприятия в связи с освоением целинных и залежных земель; противоэрозионная организация территории, работы по укрупнению и разукрупнению хозяйств в целях оптимизации размеров землепользования; мероприятия по перераспределению земель и формирование многоукладного сельского хозяйства.

В настоящее время основные землеустроительные работы направлены на реализацию земельной реформы: формирование землепользования крестьянских хозяйств, установление черты сельских населенных пунктов, реорганизация землепользовании и другие цели.

Структура землеустройства

На федеральном и региональном уровне земельные ресурсы распределяются между различными отраслями:

Сельским и лесным хозяйством, промышленностью, транспортом, заповедниками и др. Кроме того, земельные ресурсы распределяются по форме собственности которые делятся на государственную, муниципальную и частную.

Главная задача землеустройства заключается в организации рационального использования и охраны земель на конкретных участках, в пределах землевладений и землепользований сельскохозяйственных предприятий, т.к. именно здесь определяется обеспеченность населения продовольствием, а промышленности сырьем, осуществляется непосредственное взаимодействие основных факторов производства земли труда и материально-производственных ресурсов.

В несельскохозяйственном секторе промышленные предприятия используют земли для размещения зданий сооружении, различных инфраструктурных объектов. При этом качество земель для них не играет никакой роли.

В связи с тем, что существует различный характер землепользовательских отношений, землеустройство делят на три вида: межхозяйственную, внутрихозяйственную, участковую. Межхозяйственное устройство предполагает распределение и перераспределение земельного фонда между отраслями, собственниками, конкретными предприятиями, гражданами. Внутрихозяйственное землеустройство является продолжением межхозяйственного. Его осуществляют с целью рационализации использования, охраны и улучшения качество земель с целью максимального удовлетворения экономических интересов землевладельцев, землепользователей и государства.

Это возможно при соблюдении режима и условий использования земель обеспечивающих воспроизводство плодородия почв, сохранение и улучшение ландшафтов.

Внутрихозяйственное землеустройство отличается от межхозяйственного по назначению и содержанию. Внутрихозяйственное землеустройство проводится только на сельскохозяйственных предприятиях, на которых размещаются  производственные земли, хозяйственные объекты дорожная инфраструктура, угодья, пастбища, сады.

Межхозяйственное землеустройство в большей степени связано с определением институционального механизма взаимоотношений юридических и физических лиц. Главное в межхозяйственном землеустройстве – это обоснование организации землевладения и землепользования.

При межхозяйственном землеустройстве государственные институты устанавливают и закрепляют границы территориальных зон, определяют режим и условия землепользования, ограничения и обременения в использовании земли, формирую информационную базу, которая в последующем применяется для земельного налогообложения, регулирования коммерческих отношений по купле-продаже и аренде земельных участков, в том числе и вопрос  по переводе земель в сельскохозяйственное и не сельскохозяйственное использование.

При межхозяйственном землеустройстве определяются права на предоставленные земельные территории на основе утвержденных проектов. Выдаются правоустанавливающие документы.

Межхозяйственное землепользование должно быть экономически обоснованно. Поэтому проект подкрепляется расчетами и оценкой социальных эффектов от предполагаемой организацией территории.

Внутрихозяйственное землеустройство – проводится на территории конкретного сельскохозяйственного предприятия вне зависимости от организационно-правовой формы и решает следующие вопросы:

Определяет  развитие населенного пункта, производственного центра, объектов производственной и социальной инфраструктуры хозяйства, конкретизирует и распределяет земли между производственными и непроизводственными подразделениями в хозяйстве, устанавливает экономически и экологически сбалансированный состав земельных угодий, выявляет неиспользуемые и нерационально используемые земли. Уточняет границы и проектирует систему землепользования территорий с учетом особенностей природоохранных, рекреационных и заповедных мероприятий.

Внутрихозяйственное землеустройство – это комплекс мероприятий по организации рационального использования и охраны земли, связанных с ней средств производства  в конкретных сельскохозяйственных предприятиях, осуществляемый на основе проекта.

Проект внутрихозяйственного землеустройства складывается из семи основных частей:

  1. Размещение производственных подразделений и хозяйственных центров;
  2. Размещение внутрихозяйственных дорог, общехозяйственных инженерных сооружений и объектов общехозяйственных назначений.
  3. Организация угодий и севооборотов
  4. Устройств территорий севооборотов
  5. Устройство территорий плодово-ягодных насаждений, пастбищ, сенокосов.

Участковое землеустройство. Данный вид землеустройства окончательно не принят в землеустроительной науки. Впервые он был введен в землеустроительную терминологию профессором Л.И. Подольским во второй половине 80-х гг. прошлого века.

Понятие участкового землеустройства связано с трансформацией и улучшением сельскохозяйственных угодий проведения комплекса противоэрозийных мероприятий, рекультивации нарушенных земель, созданием культурных пастбищ, систем орошения и мелиорации переувлажненных земель строительством и реконструкцией внутрихозяйственных дорого, лесополос, прудов и т.п.

 

Неразрешенные проблемы и приоритетные направления развития землеустройства

  1. Требуются значительные интеграционные усилия по созданию единой системы изучения, оценки, организации, использованию и охраны земель; а также с одной стороны унификации, а с другой специализации территориальных объектов оценки и земельного проектирования; упорядоченного содержания мониторинга земельного кадастра и землеустройства, поиску путей взаимосогласованной реализации их результатов.
  2. Современные темпы изменений количественных и качественных характеристик состояния земель вызывают быстрое старение картографических материалов, что требует периодических обновлений. По сведениям Роскартографии, ныне Росреестре в Государственном топографо-геодезическом фонде, насчитывается 50 милл.ед. хранения информации. Их них 80% устаревшие материалы. Картографический материал М1:10000 на 84% требует обновления, а данные крупномасштабных карт М1:500, 1:1000, М1:2000, полностью не актуальны.
  3. Динамика проведения почвенных и геоботанических обследований за последние 10 лет постоянно снижается. Проводимый мониторинг земель по регионам показывает усиление процессов деградации земель, загрязнения и заражения в том числе и радиоактивными веществами. Но даже эти локальные исследования не показывают общей картины и быстро устаревают. Как показывает практика и международный опыт обновление материалов по почвенному обследованию должно осуществляться в среднем раз в 15 лет. Для восстановления уникальной информации требуются огромные финансовые средства и значительные трудовые  материальные ресурсы.
  4. Принятие мер по организации систематического обследования с целью получения доброкачественной информации о качественном состоянии земель, уточнения перечня задач почвенного геоботанического и картографического исследований, исходя из современных требований землеустройства кадастра объекта недвижимости мониторинга земель, является государственной задачей, решение которой возможно при взаимодействии с негосударственным сектором и участие в коммерческих организациях.
  5. Необходимо проведение инвентаризации земель связанных с уточнением принадлежности земель к той или иной категории, конкретизации площади земельных участков, формы собственности, выявление самовольных, незарегистрированных, неучтенных объектов строительства, нерационально используемых, неиспользуемых, используемых не по целевому назначению земель.
  6. Существующая практика по финансированию процесса изучения состояния земель только за счет средств отбельных землевладельцев и землепользователей не имеет применения и веса в государственном смысле. Это обусловлено, во-первых, отсутствием у землевладельцев и землепользователей необходимых средств, во-вторых, обследования должны быть комплексными и носить межхозяйственный характер.
  7. В современных условиях получение, хранение и обработка информации о количественном и качественном состоянии земель должны быть связаны с учетом современных методов и требований сбора и обработки даны. Учитывая то, что потребность в информации по землеустройству изменилась по сравнению с плановой экономикой, необходимо определить первоочередные задачи, связанные с получением информации[4]. При этом государство должно владеть в первую очередь качественными и количественными данными о Федеральных землях. Также государство должно принимать решения о распределении данных земель с учетом социальных задач, экономической потребности и экологического состояния, возможностей пользователей поддерживать рациональное землепользование на выделенной им территории.
  8. Также следует провести дифференциацию показателей качественного и количественного состояния земель с целью получения необходимой информации отдельными юридическими и физическими лицами, и общества в целом.
  9. В первую очередь информация необходима на уровне индивидуальных земельных участков, т.к. она используется для оценки их стоимости, режима налогообложения, порядка сделок с землей, порядка передачи земель в собственность и аренду, а также для разработки мероприятий по планированию и организации рационального использования и охраны земель, ведения земельного кадастра.
  10. Кроме этого основными из направлений совершенствования получения исходной информации о количественном и качественном состоянии земель должно стать повышение ее достоверности, наглядности, доступности. Картографический материал необходимо формировать на стандартных условиях с учетом всего комплекса обследований земельного фонда и ресурсов страны.

Рекомендуемая литература

  1. Земельный кодекс РФ. – М.: ООО «Витрэм», 2001.–96 с.
  2. Землеустройство – 6 т., М.: Колос, 2001. Варламов А.А., Захарова С.Н.,
  3. Мониторинг земель: Учебное пособие. — М.: ГУЗ, 2006.
  4. Земельный кадастр. Теория, методика, практика: Учебное пособие. – М.: ГУЗ, 2000-535с.
  5. Земельный кадастр: Учебно-практическое пособие. - М.: ГУЗ, 2001.-383 с.
  6. Теоретические и методические основы землеустройства в условиях перехода к новым земельным отношениям (монография), под ред. проф. С.Н. Волкова, М.: 2001, 459 с.
  7. Государственный национальный доклад о состоянии использования земель Российской Федерации за 2000 г. – М.:
  8. Федеральная служба земельного кадастра, 2001.
  9. Земельный Кодекс. – М.: ИНФРА  М. 2001. Urban and Planing. – London, 2000.

Ссылки

  1. Русское землеустройство, Кофод А., СПб, 1914  ↑ 1
  2. Землеустройство Учеб. пособие. Гр. УМО по образ. С. Н. Волков – М. Колос, 2005  ↑ 1
  3. Землеустройство и земельный кадастр, Сб. науч. ст., посвящ. 225-летию Гос. ун-та по землеустройству Сост. С. Н. Волков, А. А. Варламов, Гос. ун-т по землеустройству, М., 2004  ↑ 1
  4. Управление земельными ресурсами, земельный кадастр, землеустройство и оценка земель (зарубежный опыт)Под ред. С.Н. Волкова, В.С. Кислова, Технология ЦД, .2003  ↑ 1

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.