Экстернализм
Экстернализм – философско-методологическая позиция, согласно которой научное познание детерминировано внешними (социально-экономическими, историко-культурными, социально-политическими) условиями его формирования. Экстернализм выступает основанием соответствующей стратегии в философско-методологической реконструкции научного познания и историографии науки (в противоположность стратегии интернализма).
Экстернализм может выражаться в более или менее сильных формах, в зависимости от применения к таким аспектам науки, как: 1) реальное исследовательское поведение учёных; 2) эпистемологические стандарты оценки результатов научно-исследовательской деятельности (стандарты научности); 3) содержание научных утверждений, гипотез, теорий и т.д.
В настоящее время фактически не подвергается сомнению (в том числе и современным интернализмом) важная роль социокультурных факторов в первом из этих аспектов. Признаётся, что общие социально-культурные условия, а также моральные нормы и даже личная склонность могут воздействовать на выбор проблемы исследования, наиболее эффективного метода исследования. Социальные, мировоззренческие и политические факторы могут значительно стимулировать, либо затормаживать исследования в какой-либо проблемной сфере исследовательской области.
Экстернализм более сильного вида распространяет тезис о социокультурной детерминированности на второй аспект науки: эпистемологические стандарты, которые, с точки зрения данной позиции, допускают различную интерпретацию. Конкретными формами выражения такой позиции являются: концепция локальных замкнутых культур и соответствующих им типов познания О. Шпенглера, концепция парадигм Т. Куна, концепция познания и интереса Ю. Хабермаса, концепция финализации науки и др.
Ещё более сильный экстернализм существенно нивелирует значение самих эпистемологических стандартов и рассматривает их лишь "в качестве лексиконов, используемых членами научных сообществ в дискуссиях относительно смыслов их собственных действий и действий их коллег" (М. Малкей). Соответственно, ставится вопрос о существовании "прямых внешних влияний на содержание того, что учёные считают подлинным знанием". Такую позицию занимают представители "сильной программы" в социологии знания (Д. Блур, Б. Барнс, К. Кнорр-Цетина, М. Малкей).
Рекомендуемая литература:
Кун Т.Структура научных революций. М., 1975
Малкей М. Наука и социология знания. М., 1983
Философия и методология науки. М., 1996
Мамчур Е. А. Проблемы социокультурной детерминации научного знания. М., 1987
Выходные данные:
- Просмотров: 1610
- Комментариев: 0
- Опубликовано: 14.10.2010
- Версий: 6 , текущая: 6
- Статус: экспертная
- Рейтинг: 100.0
Автор:
Кезин Анатолий Владимирович
- профессор; кандидат философских наук
Ссылки отсюда
Персоны:Произведения:Категории:Детализирующие понятия:
Ссылки сюда
Категории: