Зарегистрироваться

Культурная статика

Категории Социология культуры и духовной жизни | Под редакцией сообщества: Социология

Эта версия статьи от 04 Октябрь 2010 17:14, редактировал Кравченко Альберт Иванович
Список всех версий Перейти к списку версий
Перейти к последней версии

Культурная статика – это срез или угол зрения, под которым рассматривается культура. Она изображает предмет исследования с точки зрения его структуры, компоновки частей, соединения каждой части (элемента), их функций и упорядоченности и описывает внутреннее строение культуры – совокупность базисных элементов или черт, и формы культуры – кон­фи­гу­рации, харак­терные сочетания таких элементов.

Если мы представим культуру в виде сложной систе­мы, а именно такой должна быть человеческая культура, создававшаяся тысячами поколений людей, то обяза­тельно найдутся исходные клеточки, или перво­кир­пичики. Такие базисные единицы культуры называ­ют элементами, или чертами культуры. Они бывают двух видов – материальными и нематериальными.

 Совокупность первых создает особую форму куль­ту­ры – материальную культуру. Она включает физи­чес­кие объекты, созданные человеческими руками (их на­зывают артефактами): паровая машина, книга, храм, орудие труда, жилой дом, галстук, украшение, плотина и мно­гое другое. Артефакты отличаются тем, что они соз­даны человеком, несут на себе определенное симво­ли­ческое значение, выполняют определенную функцию и пред­ставляют известную ценность для группы или общества.

Совокупность вторых образуют нематериальную, или духовную культуру: нормы, правила, образцы, эта­лоны, модели и нормы поведения, законы, ценности, це­ремо­нии, ритуалы, символы, мифы, знания, идеи, обычаи, традиции, язык. Они тоже результат деятель­ности лю­дей, но сотворены не руками, а скорее ра­зумом. Нема­териальные объекты нельзя трогать, слы­шать, ви­деть, осязать, они существуют в нашем созна­нии и поддержи­ваются человеческим общением.

Мосты или храмы существуют очень долго, а цере­мо­нии или обряды только то время, пока их соблю­да­ют. Церемония бракосочетания длится несколько ча­сов, хо­тя ее неоднократно повторяют другие люди. Церемо­ния, как и любой другой объект нематериальной культу­ры, нуждается в материальном посреднике. Знания вы­ража­ются через книги, обычай приветствия через ру­копо­жатие или произнесение слов. Ношение галстука это тоже ритуальное или символическое действие, часть светского этикета. Оно было бы невозможным, если бы не участие материального посредника – галстука. Сам галстук является артефактом.

Элементом культуры может быть плуг, паровая ма­шина, теория относительности, идея равенства и спра­вед­ливости, традиция гостеприимства и т.п. Одни эле­менты существуют в одиночестве, другие, наподобие центра притяжения, организуют вокруг себя сово­купность новых элементов. Во втором случае гово­рят о куль­турном комплексе.

Культурный комплекс – совокупность культурных черт или элементов, возникших на базе исходного эле­мента и функционально с ним связанных. Примером служит спортивная игра, в частности, футбол. С ним свя­заны: стадион, болельщики, рефери, спортивная оде­ж­да, мяч, пенальти, форвард, билеты и многое другое. Появле­ние плуга произвело подлинную революцию в земле­делии, изменило образ жизни и способ хо­зяйствования миллионов людей. Не меньшее значение имело изобре­тение книгопечатания и паровой машины. Не столь яр­кими, но не менее важными оказались в свое время идеи введения званий и титулов, насле­дования имуще­ства или обряда инициации (посвящения юношей во взрослые). Они вызвали к жизни новые социальные ин­ституты, формы власти, системы возна­граждения, зако­ны.

В культурной статике элементы разграничены во вре­­мени и пространстве. Культурным ареалом назы­ва­ется географический район, внутри которого у разных куль­тур обнаруживается сходство в главных чертах. К при­меру, славянская культура включает русскую, укра­­инс­кую, болгарскую, белорусскую и некоторые дру­гие суб­культуры, или национальные культуры. Границы куль­турного ареала не обязательно совпадают с государ­ственными или с рамками данного общества.

 Культурное наследие часть материальной и ду­ховной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдер­жавшая испытание временем и передающаяся сле­дую­щим поколениям как нечто ценное и почитаемое. Дале­ко не все из того, что создано руками и умом человека, удостаивается этого имени. Сегодняшняя мода не вхо­дит в культурное наследие, а прошлая часто попа­да­­ет лишь в число музейных экс­­понатов. Если же к пред­ме­­там одежды, бывшим в моде у де­душек и бабу­шек, воз­вра­ща­ются внуки, эти предметы ста­но­вятся частью культурного нас­­ледия.

Исходной клеточкой нематериальной культуры выступают ценности – социально одобряемые представления о добре, красоте и справедливости. Ценности представляют также разделяемые многими людьми представления относительно целей, к которым нужно стремится. Для достижения таких целей, принимаемых в качестве ценностей, общество изобрело сложный механизм культурных норм – предписаний должного поведения, и социальных санкций, т.е. поощрений в случае соблюдения и наказаний в случае нарушения этих норм. Культурные нормы кристаллизуются в проявляющиеся в наших привычках (установившихся стереотипах поведения в ситуациях), манерах (внешних формах поведения), этикете (культурном комплексе манер, привязанном к определенным действиям и соц. группам и имеющего символический смысл), обычаях (порядке поведения в форме культурного комплекс функционирующего на основе традиции – привычек и обычаев, переходящих из поколения в поколение). Все это также входит в структурную матрицу человеческой культуры, которую некоторые специалисты называют образом жизни. Образ жизни часть культуры, характеризующая жизнь настоящего поколения или социальной группы

Культура не только передается от поколения к поколению, не только усваивается или разделяется членами общества, она еще пред­писывает то, как они должны себя вести. Поэтому культура – норма­тивная система. Она включает в себя совокупность таких норм, при помощи которых люди контролируют людей. Привычка, обычай, этике, церемониал, ритуал – цепочка нормативного поведения в культуре. Традиция – форма социального наследования, моментами которой можно считать обычай и обряд.

Важную часть культуры, основанную на ценностях, составляют язык, знания, верования и мифы. Миф – вымысел о реальных событиях, как будто бы они существовали на самом деле в прошлом или настоящем, знания – суждения, достоверность которых проверена наукой или опытом. Верованияэмоциональная приверженность определенным ценностям или идеям, в основе которой лежит субъективная убежденность в достоверности фактов. Развитой формой верований выступает религия. В религии находят отражение высшие ценности общества о вечном и тварном, жизни и смерти, грехе и воздаянии, милосердии и сострадании. По отношению к культуре религия выступает а) ее прародительницей, б) ее квинтэссенцией, т.е. сущностью, выражающей самое главное в культуре. Закрепление религиозных постулатов в виде соответствующих канонов, вероучения, практики богослужения, обрядов, церемоний и культов превращает религию в универсальный инструмент развития культуры. Мировые религии включают христианство (православие, католичество, протестантизм), ислам, буддизм.

Процесс зарождения, распространения, функционирования и paспaда культуры выражается специальными понятиями: культурная трансмиссия, пре­емственность культуры, культурная аккумуляция, культурное истоще­ние, культурная интеграция, культурная дифференциация, культур­ное разнообразие, культурный конфликт, культурное запаздывание. Основа социальной динамики – смена традиций, т.е. именно ломка, преодоление культуры.

В масштабе всего человечества культурное наследие выражают так называемые культурные универсалии – своеобразные инварианты развития, элементы культуры. Культурные универсалии – это такие нормы, цен­но­сти, правила, традиции и свойства, которые присущи всем культурам независимо от географического места, ис­то­­рического времени и социального устройства об­щества.

 В 1959 году Джордж Мердок выделил более 70 уни­вер­салий – общих всем культурам элементов: воз­раст­ная градация, спорт, нательные украшения, календарь, со­­блюдение чистоты, общинная организация, приго­тов­ле­­ние пищи, кооперация труда, космология, ухажи­ва­ние, танцы, декоративное искусство, гадание, толкова­ние снов, разделение труда, образование, эсхатология, эти­­ка, этноботаника, этикет, вера в чудесные исцеле­ния, семья, празднества, добывание огня, фольклор, та­бу на пи­щу, похоронные ритуалы, игры, жестикулиро­ва­ние, обычай дарить подарки, правительство, привет­ствие, ис­кусство укладывания волос, гостеприимство, домо­хозяй­ство, гигиена, запрет кровосмешения, право на­следова­ния, шутки, родственные группы, номенкла­тура род­ственников, язык, закон, суеверие, магия, брак, время принятия пищи (завтрак, обед, ужин), медицина, благо­пристойность в отправлении естественных надоб­ностей, траур, музыка, мифология, число, акушерство, кара­тель­ные санкции, личное имя, полиция, послеродо­вый уход, обращение с беременными, право собствен­ности, уми­ло­стивление сверхъестественных сил, обычаи, свя­зан­ные с наступлением половой зрелости, религиоз­ные ри­туалы, поселенческие правила, сексуальные огра­ниче­ния, учение о душе, статусная дифференциация, изго­­товление орудий труда, торговля, хож­дение в гости, оту­чение ребенка от груди, наблюдение за погодой.

Культурные универсалии возникают потому, что все люди, в какой бы части света они ни жили, физически устроены одинаково, они имеют одни и те же биоло­гические потребности и сталкиваются с общими про­блемами, которые ставит перед человечеством окружа­ю­щая среда. Люди рождаются и умирают, поэтому у всех народов существуют обычаи, связанные с рожде­нием и смертью. Поскольку они живут совместной жиз­нью, у них появляются разделение труда, танцы, игры, приветствия и т.п.

Та часть культуры, которая относится к настояще­му, характеризует образ жизни индивида, группы, об­щес­тва. Образ жизни включает язык, верования, уста­нов­ки, ценности, манеры поведения, фасон одежды, ка­чество жилья, условия труда, времяпрепровождение, обы­чаи, нравы, этикет, нормы и другие элементы куль­туры, ко­торые не только типичны для данной соци­альной груп­пы, но и отличают ее от других групп. Мы говорим про образ жизни охотников и земледельцев, рабочих и дво­рян, горожан и селян как про что-то раз­ное, специ­фическое.

 Образ жизни выражает одновременно типичное и спе­цифическое. Он отражает не культурное на­сле­­дие, а текущую жизнь, не столь­ко материальные ар­тефакты, сколько социальные нор­мы, обычаи, цен­ности людей. Именно поэтому культуру нельзя сводить к изящным искусствам или живописи.

В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень, социологи различают три ее формы

элитар­ную

народную

массовую

и две разновидности: суб­культуру и контркультуру.

Элитарная, или высокая культура создается при­виле­гированной частью общества, либо по ее заказу про­фес­сиональными творцами. Она включает изящное искус­ство, классическую музыку и литературу. Высокая куль­тура на­пример, живопись Пикассо или музыка Шен­­берга, трудна для по­нимания неподготовленного чело­века. Как правило, она на деся­тилетия опережает уро­вень вос­приятия средне образованного че­ловека. Круг ее потребителей вы­сокообразованная часть об­ще­с­­тва: критики, литературоведы, за­все­­гдатаи музеев и выставок, теа­тра­лы, худож­ники, писатели, му­зы­канты. Ко­­гда уровень образо­ва­ния насе­ле­ния растет, круг по­треби­те­лей высокой культуры рас­ши­ря­ется. К ее разновид­ности мо­жно отнести светское ис­кус­ство и салонную музыку. Фор­мула элитарной куль­туры – «искус­ство для искус­ства».

В отличие от элитарной куль­туры народная куль­тура соз­­дается анонимными творца­ми, не имеющими про­фессио­наль­ной подготовки. Авторы народных тво­рений неиз­вест­ны. Народную культуру называют лю­бительской (но не по уровню, а по происхождению), или кол­лек­тив­ной. Она включает мифы, ле­генды, сказа­ния, эпосы, сказки, пес­ни и танцы. По ис­пол­нению эле­менты на­родной куль­туры мо­гут быть ин­дивиду­аль­ными (из­ложение ле­генды), груп­по­­выми (ис­пол­­нение танца или песни), мас­совыми (кар­на­валь­­ные шес­твия). Фольк­­лор еще одно название на­родного твор­чества, которое со­зда­ется раз­личными слоями насе­ления. Фольклор ло­кализован, т.е. свя­зан с тра­ди­ци­ями данной мест­ности, и демо­кра­тичен, по­сколь­ку в его созда­нии участ­вуют все же­лающие.

Массовая, или общедоступная культура не вы­ражает изысканных вкусов аристократии или духов­ных поисков народа. Вре­мя ее появления – се­ре­ди­на XX века, когда сред­ства массовой информа­ции (ра­­дио, печать, теле­ви­­де­ние, грамзаписи и ма­гни­то­фо­ны) проникли в боль­шин­ство стран мира и стали доступны представи­те­лям всех социальных слоев. Мас­совая культура может быть интернацио­нальной и национальной. Популярная и эст­радная музыка яркий пример массо­вой культу­ры. Она понятна и доступна всем возрас­там, всем слоям населения независимо от уровня обра­зо­вания.

 Массовая культура, как правило, обладает меньшей ху­дожественной ценностью, чем элитарная или народ­ная культура. Но у нее самая широкая аудитория и она яв­ляется авторской. Она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие и отражает его. Поэтому образцы массовой культуры, в частности шлягеры, быстро теряют актуальность, уста­ревают, выходят из моды. С произведениями эли­тарной и народной культуры подобного не происходит. Поп-культура сленговое название массовой культуры, а китч ее разновидность.

Совокупность ценностей, верований, традиций и обы­чаев, ко­то­­­рыми руководствуется большинство чле­нов общества, на­зывается доминирующей культурой. Поскольку об­ще­ство распадается на множество групп – нацио­нальных, де­мографических, социальных, профес­сио­нальных, по­степенно у каждой из них форми­руется собственная культура, т.е. система ценностей и правил поведения. Малые культурные миры называют субкуль­турами.

 Субкультура – часть общей культуры, система цен­нос­тей, традиций, обычаев, присущих большой со­ци­аль­ной группе. Говорят о молодежной субкультуре, суб­культуре пожилых людей, субкультуре национальных мень­шинств, профессиональной субкультуре, крими­наль­ной субкультуре. Субкультура отличается от до­минирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами пове­дения, прической, одеждой, обычаями. Раз­личия могут быть очень сильными, но субкультура не проти­востоит доминирующей культуре. Своя куль­тура у нар­команов, глухонемых, бомжей, алкоголиков, спорт­сменов, одино­ких. Дети аристократов или предста­ви­те­лей среднего класса сильно отличаются своим поведени­ем от детей из низшего класса. Они читают разные книги, ходят в раз­ные школы, ориентируются на разные идеалы. У каждо­го поколения и социальной группы свой культурный мир.

У большей части современной молодежи отдых и до­суг – ведущие формы жизнедеятельности, они вы­теснили труд как важнейшую потребность. От удов­ле­творенности досугом теперь зависит удовлетворенность жизнью в це­лом. В молодежной субкультуре отсутствует избиратель­ность в культурном поведении, преобладают стереотипы и групповой конформизм (соглашательство). Молодеж­ная субкультура обладает своим языком, мо­дой, искус­ством и стилем поведения. Все больше она становится неформальной культурой, носителями кото­рой высту­пают неформальные подростковые группы.

Молодежная субкультура во многом носит суррогат­ный характер – она наполнена искусственными за­ме­ни­те­лями реальных ценностей: продленное учени­чес­тво как псевдосамостоятельность, подражание отношениям взро­слых с системой господства и доминирования силь­ных личностей, призрачное участие в приключениях экранных и литературных героев вместо реализации собственных устремлений, наконец, бегство или не­при­ятие социальной действительности вместо ее переуст­ройства и совершенствования. Одним из способов бег­ства от действительности, или эскапизма, а также ре­ализации стремления походить на взрослых является употребление наркотиков.

Контркультура обозначает такую субкультуру, ко­то­рая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит, находится в конфликте с господствую­щими ценностями. Субкультура террористов противо­стоит человеческой культуре, а молодежное движение хиппи в 1960-е годы отрицало господствующие американ­ские ценности: усердный труд, материальный успех и наживу, конформизм, сексуальную сдержанность, поли­тическую лояльность, рационализм.

Анализ культурной статики мы завершаем рассмо­тре­нием разнообразия национальных культур и субкуль­тур. Культурное разнообразие (культурная дифферен­циация) – это многовариантность, неоднородность на­цио­нальной культуры в целом либо отличия нацио­нальных культур в рамках общечеловеческой культуры. Разнообразие куль­тур возникает там, где одни и те же символы, нормы, правила и ценности, т.е. черты куль­туры, приобретают разное, иногда противоположное зна­­че­ние. В одной культуре браки между родствен­ни­ками запрещаются, в других, напротив, разрешаются.

 Культурное разнообразие народа, его отличие от дру­­­гих проявляется во всем – в приготовлении пищи, при­­­вет­­­стви­ях, гостеприимстве, манере общения, жили­ще, от­­но­шении к работе и многом другом.

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.