Зарегистрироваться

Зло

Категории Этика | Под редакцией сообщества: Философия

Эта версия статьи от 05 Октябрь 2010 12:10, редактировал Прокофьев Андрей Вячеславович
Список всех версий Перейти к списку версий
Перейти к последней версии

Зло - предельно общая этическая категория, указывающая на совокупность тех проявлений реальности, которые противоречат моральному идеалу и препятствуют его воплощению. З. с моральной точки зрения выступает как основной объект преодоления и недопущения. Моральное З. традиционно отграничивается от З. физического (страданий, болезней, смерти, стихийных бедствий) и связывается с произвольными действиями морально ответственных субъектов. Моральное З. может рассматриваться в свете разрушительных процессов, поражающих духовный мир индивида, и тогда оно приоритетно выражается через понятие порока, или же в свете физического либо  ментального ущерба, причиненного другим людям, и тогда его основным выражением является понятие злодеяния.

В волюнтаристской традиции источником морального З. считаются волевое противостояние нравственным нормам и ценностям или слабость воли в сопротивлении стихийным аморальным импульсам, в интеллектуалистской - отсутствие истинного знания о моральных ценностях.  Присутствие в мире двух основных видов З.  и несоответствие между злодеяниями и страданием выступают как основной предмет философского богооправдания (теодицеи).  Существуют две идеальных модели теодицеи, которые были довольно условно обозначены современным теологом Дж.Хиком «иринеевой» и «августиновой». В первом случае возникновение З. в мире и следующая за ним история его совершения и претерпевания людьми выступают как необходимый момент в их совершенствовании, то есть как продолжающаяся реализация шанса. Во втором –  исключительно как негативные последствия уклонения свободной воли человека от высшего блага, то есть как наказание и результат неудачной реализации шанса. Эти виды теодицеи тяготеют к разным интерпретациям морального З., поскольку исходят из разных пониманий состояния человека после творения, а также разной степени поврежденности человеческой воли в результате ее первичного отклонения (грехопадения). Необходимость физического З. в них также объясняется по-разному. В рамках августиновой теодицеи физическое З. есть результат первичного морального З. и неотъемлемая черта мира в его падшем состоянии. В рамках иринеевой – оно представляет собой результат создания Богом такого пространства, в котором свободные существа могли бы успешно использовать свою свободу. Наличие в мире причинно-следственных цепочек, которые ведут к страданию невинных людей      , необходимо для того, чтобы свободный выбор был подлинным и основанным на знании. Кроме того, наличие физического З. может рассматриваться как фактор, существенно увеличивающий вероятность выбора в пользу добра, как звено в системе божественных вызовов, уроков и предупреждений. Отдельным типом З. принято считать так называемое социальное З., которое возникает вследствие человеческой деятельности, но далеко не всегда может быть редуцировано к злой воле и порочному характеру отдельных людей. Социальное З. состоит в почти неизбежной нравственной деградации и в незаслуженных страданиях множества людей внутри системы общественных институтов, которая не может быть изменена индивидуально-ответственными поступками  отдельного человека. Такое З. вменяется всем представителям общества и, вместе с тем,  никому в отдельности.

 

Литература: Лосский Н.О. Бог и мировое зло. М., 1994. С. 286-307; Скрипник А.П. Моральное зло в истории этики и культуры. М., 1992; Madden E.H., Peter H. H. Evil and the Concept of God. Springfield: Charles C. Thomas, 1968; Hick J. Evil and the God of Love. L.: Macmillan, 1966

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.