Зарегистрироваться

Плотное описание

Категории Социальная история | Под редакцией сообщества: История

Эта версия статьи от 26 Ноябрь 2010 16:03, редактировал Кончаков Роман Борисович
Список всех версий Перейти к списку версий
Перейти к последней версии

Плотное описание – аналитическое описание объекта исследования (человека, группы, события), в котором, кроме описания самого факта (события), фиксируются условия его протекания и субъективные последствия для участников (понятие введено Н. Денцином и развито К.Гирцем).

 

«Плотное описание» кардинальным образом изменило отношение к интерпретации исторического источника, предоставив широкие возможности для интерпретации и антропологической трактовки исторического, событийного и личного контекста. Такой подход способствовал формированию семиотического понимания исторического источника, выявлению сематнического, синтактического и прагматического «слоев» исторического источника.

 

Опора построения антропологической теории

Способ детального и всестороннего описания ситуации в терминах ее участников, в историю пришло из работ К.Гирца, который критически относился к тайлоровскому антропологическому подходу к культуре и определяет культурную антропологию как «плотное описание», суть которого в построении стратифицированной иерархии смысловых структур.

“Плотное” описание, сделанное этнографом, может стать опорой для построения антропологических теорий, Особенность антропологического знания, по Гирцу, состоит в том, что теоретические выкладки тесно связаны с интерпретациями культурных явлений; при отрыве от них теория становится слишком абстрактной и пустой. В области антропологического знания разница между описанием и объяснением проявляется как разница между “плотным” описанием и “диагнозом”, между установлением того, какое значение имеет действие для того, кто его совершает, и определением того, что полученное таким образом знание может рассказать о жизни данного общества и социальной жизни в целом. Интерпретативная наука делает понятным то, что кроется под “непонятными” в силу своей необычности для человека, не принадлежащего данной культуре, явлениями. Если же установлено понимание между представителями разных культур, становится возможным общение между ними. Итак, цель этнографии - интерпретация, “плотное” описание культуры как системы смыслов, цель антропологии - расширение человеческого дискурса.

 

Отправная точка

Символическая концепция культуры имеет своей отправной точкой, так называемый, конструктивный подход к исследованию культурных феноменов, состоящий в изучении общественных связей и отношений между социальными институциями. Но слабость символистское понимание культуры, проявившаяся, в частности, и в работах классика символической антропологии Гирца, состоит в особом вниманием к тем символам, которые вырабатывались в ходе взаимодействия индивидов, социальных структур и институций, в то время как сами социальные структуры и институции относительно мало интересовали исследователей. Культурные феномены, согласно символистскому пониманию культуры, являются “символическими формами в структурированном контексте”, а “культурный анализ” (так антропологи-символисты называют свой исследовательский метод, связанный с интерпретацией культурных элементов) представляет собой изучение значимых конструкций и социальных контекстуализаций символических форм.

Клиффорт Гирц, ведущий защитник культурного интерпретивизма, находился под влиянием социолога Талькотта Парсонса. Парсонс рассматривал культуру как систему символов и значений и как мощное влияние на индивида. Основываясь на Дюркгейме и Фрейде, он понимал это влияние с точки зрения морали. Дюркгейм рассматривал символические порядки как коллективные представления, которые усиливают социальную солидарность и нравственый порядок, подавляя в то же время эгоистические наклонности индивидов. Парсонс дополнил эту идею о роли коллективных представлений в формировании морального поведения индивида Фрейдовским понятием суперэго. Для Парсонса понятие суперэго помогает объяснить на психологическом уровне то, как коллективный нравственный порядок реально формирует нравственность поведения индивида. Основываясь на Парсоновском представлении о культуре как системе символов, Гирц считал, что культура представлена в общественных символах и значениях. Self, эмоции и субъективный опыт формируются различными способами отдельными культурами.

 

Теория интерпретивного характера

Ценные теоретические выкладки содержатся именно в частных исследованиях, считал Гирц, следовательно, создание “общей теории интерпретации культуры” не имеет особого смысла, так как теория призвана не кодифицировать абстрактные закономерности, а сделать “плотное” описание возможным. Если выработанные в антропологии теоретические идеи перестают быть полезными для решения интерпретативных проблем, их перестают использовать. Так, по мнению Гирца, должна функционировать теория в науках интерпретативного характера. Антропология Гирца характеризуется скорее методом разъяснения, чем теорией.

 

См. также

Гендерная история

Демографическая история

История памяти

Устная история

Ментальность

Монтайю

Ошибка гипостазирования

Время большой длительности

Идол истоков

 

Рекомендуемая литература

°  Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV–XVIII вв., тт. 1–3. М., 1986–1992.

° Блок М. Апология истории или ремесло историка

° Володин А.Ю. Фабричная инспекция в России (1882-1904) // «Отечественная история» (2007. № 1. С. 23-40).

° Зельдин Т., Дахина Е.М. Социальная история как история всеобъемлющая Альманах «THESIS», 1993, вып. 1, с. 154-162.

° Зидер Р. Что такое социальная история? Разрывы и преемственность в освоении «социального» //  Альманах «THESIS», 1993, вып. 1, с. 163-181.

° Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII-начало XX в.): Генезис личности, демократической семьи, гражданского общества и правового государства. 3-е изд. СПб.: Дм. Буланин, 2003. T. 1. LX+548 с.; T. 2. 583 с.

° Репина Л.П. «Новая историческая наука» и социальная история. М.: УРСС, 2009.

° Савельева И. М., Полетаев А. В. История и социальные науки. «Гуманитарные исследования» (ИГИТИ ГУ–ВШЭ). 2005. Вып. 4 (18). – 32 с.

° Ситников Б.А. Грамматика цивилизаций М.: Весь мир, 2008. 552 с.

° Социальная история. Ежегодник. (с 1997 г.)

° Тилли Ч. Менская Т.Б. Принуждение, капитал и европейские государства. 990-1992 гг.

° Тревельян Дж. М. Социальная история Англии М.: Издательство иностранной литературы, 1959. — 607 с.

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.