Организация правоохранительной деятельности
Организация правоохранительной деятельности – это деятельность государства, направленная на охрану и защиту интересов личности и общества.
↑Понятие правоохранительной деятельности
Следует отметить, что до сих пор понятие «правоохранительная деятельность» в юридической науке трактуется неоднозначно. По мнению профессора К.Ф. Гуценко, правоохранительной деятельностью можно считать такую государственную деятельность, которая осуществляется с целью охраны права специально уполномоченными органами путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка[1]. Н.А. Мельникова полагает, что правоохранительная деятельность – «это непрерывная, согласованная по целям, формам и методам деятельность государственных органов и общественных объединений, направленная:
1) на создание максимально благоприятных условий для беспрепятственной реализации правовых норм, субъективных прав и свобод;
2) на профилактику и выявление подготавливаемых (планируемых) правонарушений, борьбу с совершаемыми или совершенными правонарушениями с целью их предупреждения, пресечения, ликвидации или сглаживания их последствий, восстановления нарушенного права, возмещения причиненного ущерба, наказания виновных»[2]. Некоторыми авторами[3] предлагается заменить понятие правоохранительная деятельность на правоохрана и понимать под ней урегулированную правом деятельность управомоченных государственных органов по принудительному обеспечению правового порядка на основе соблюдения баланса интересов личности, общества и государства. В данном контексте понятие правоохраны связывается с правоохранительной службой. Понятие правоохранительной службы определяется в статье 7 федерального закона от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ (в редакции 2007 года) «О системе государственной службы Российской Федерации». Согласно названной норме правоохранительная служба — вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Отдельный закон о правоохранительной службе пока не принят.
↑Содержание правоохранительной деятельности
Для того чтобы уяснить понятие правоохранительной деятельности следует рассмотреть ее содержание, которое составляют взаимосвязанные между собой направления. К таким направлениям (функциям) относят[4]: 1) конституционный контроль; 2) правосудие; 3) организационное обеспечение деятельности судов; 4) прокурорский надзор; 5) выявление и расследование преступлений; 6) оказание юридической помощи. Можно встретить в научной и учебной юридической литературе и другие позиции по вопросу о содержании правоохранительной деятельности. Так, например, в него включают также координацию деятельности по борьбе с преступностью и исполнение судебных решений одновременно, исключая оказание юридической помощи.
↑Система правоохранительных органов
В большинстве случаев к правоохранительным органам относятся государственные органы, осуществляющие правоохранительную деятельность. Поскольку нет единства мнений о понятии и содержании правоохранительной деятельности, круг правоохранительных органов, соответственно, определяется с некоторой долей условности. Опираясь на точку зрения профессора К.Ф. Гуценко, к правоохранительным органам следует относить: суды, учреждения, осуществляющие организационное обеспечение деятельности судов (Судебный департамент при Верховном Суде РФ и его местные учреждения, Федеральную службу судебных приставов и иные службы и подразделения Министерства юстиции РФ), прокуратуру, некоторые из учреждений и должностных лиц, призванных выявлять и расследовать преступления. Юридическая помощь оказывается, в том числе, и негосударственными органами, эту функцию выполняет в первую очередь адвокатура. В этой связи была предпринята попытка[5] разграничить собственно правоохранительные органы (суды, прокуратуру, органы безопасности, органы внутренних дел, органы по контролю за оборотом наркотиков, таможенные органы и органы юстиции) и органы, содействующие правоохране (правоприменительные органы). В свою очередь последние были разделены на государственные правоприменительные органы, содействующие правоохране (налоговые и иные финансовые органы, судебно-экспертные учреждения, нотариальные органы, органы записи актов гражданского состояния) и негосударственные правоприменительные органы, содействующие правоохране (органы судейского сообщества, третейские суды, адвокатура, частный нотариат, частные детективные и охранные службы, негосударственные судебно-экспертные учреждения). Думается, что такое деление нельзя признать удачным по причине того, что суд не относится к правоприменительным органам, в то время как частный детектив, содействуя правоохране, осуществляет правоприменение. Спорным остается вопрос и о включении судов в перечень правоохранительных органов. Профессор Ю.К. Орлов[6] высказывается в пользу понимания правоохранительных органов «в узком» смысле, то есть как органов, призванных осуществлять борьбу с преступностью. Он выделяет следующие признаки правоохранительных органов:
- охрана законности и правопорядка, борьба с преступностью и иными правонарушениями. Никакие органы и организации такой обязанности не несут;
- они действуют от имени государства и наделены властными полномочиями. В частности, они могут применять различные принудительные меры;
- их решения имеют обязательный характер, и исполнение их обеспечивается принудительной силой государства;
- их деятельность детально регламентирована законом и может осуществляться только в установленном законом порядке.
Ссылки
- Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы: Учебник для юридических вузов и факультетов. Изд. 9-е. М., 2009. С.5. ↑ 1
- Мельникова Н.А. К вопросу о понятии правоохранительной деятельности// Актуальные проблемы управления и экономики: история и современность (Материалы научной конференции г. Вологда, 31 марта-1 апреля). Вологда, 2006, с. 344-345. ↑ 1
- Правоохранительные органы и правоохранительная деятельность: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности « Юриспруденция»/ под ред. Г.Б. Мирзоева, В.Н. Григорьева. М., 2010. С.10. ↑ 1
- Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Указ. соч. С.8. ↑ 1
- Правоохранительные органы и правоохранительная деятельность: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности « Юриспруденция»/ под ред. Г.Б. Мирзоева, В.Н. Григорьева. М., 2010. С.10-14. ↑ 1
- Правоохранительные органы: учебник / В.Г. Бессарабов, Л.А. Воскобитова, Т.С. Дворянкина [и др.]. Отв. ред. Ю.К. Орлов. - 2-е изд., перераб. и доп. М., 2010. С.10. ↑ 1
Выходные данные:
- Просмотров: 5141
- Комментариев: 0
- Опубликовано: 31.01.2011
- Версий: 10 , текущая: 10
- Статус: экспертная
- Рейтинг: 100.0
Автор:
Борисова Елена Александровна
- профессор; доктор юридических наук
Ссылки отсюда
Персоны:
Гуценко Константин Фёдорович; Ковалёв Михаил Александрович; Орлов Юрий Кузьмич;
Произведения:Категории:Детализирующие понятия:Верховный Суд РФ; Государственная служба; Деятельность; Личность; Наказание; Норма права; Общество; Правонарушение; Преступность; Прокурорский надзор; Судебное решение; Третейские суды.