Государственная служба
Государственная служба – организационно-правовая основа деятельности любого государства, которая представляет собой, организованную государством, систему осуществления его задач и функций государственными служащими.
Наука административного права использует легальное определение государственной службы, которое закреплено в статье 1 Федерального закона № 58-ФЗ от 27 мая 2003 г. «О системе государственной службы Российской Федерации». В нем государственная служба РФ определяется как профессиональная служебная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий: Российской Федерации; федеральных органов государственной власти (например, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки), иных федеральных государственных органов; субъектов Российской Федерации; органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации; лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов; лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.
По своей сути государственная служба — сложное социально-политическое и организационно-правовое явление, понятие которого не может быть однозначным. С точки зрения административного права возможна ее трактовка в правовом, организационном и функциональном аспектах[1].
В правовом смысле государственная служба представляет собой комплексный институт, объединяющий нормы конституционного, административного, финансового, уголовного и иных отраслей права. В частности, правовые нормы определяют понятие государственной службы; ее систему и принципы; формирование, прохождение; статус государственных служащих и т. д.
Основное содержание правового института государственной службы составляют нормы административного права, объединяемые в его самостоятельный институт. Они имеют в большинстве случаев прямое, а иногда и косвенное отношение к формированию и функционированию государственной службы.
В организационном аспекте государственная служба — это организованная государством система осуществления его задач и функций государственными служащими. Государственная служба невозможна вне организации, объединенной общностью цели, без взаимодействия между служащими. Она обладает определенными системными признаками, заключающимися, прежде всего в ее принципах.
В организационном отношении государственная служба динамична, управляема. Путем издания нормативных правовых актов государство может менять конкретные компоненты ее системы, в частности, уточняя круг осуществляющих ее субъектов, что может затронуть и саму легальную концепцию государственной службы.
Данное обстоятельство в немалой степени повлияло на функциональную трактовку государственной службы. Так, при отсутствии однозначного определения государственной службы в нормативных правовых актах в специальной литературе она понималась в широком и узком смысле. Государственная служба в широком смысле сводилась к выполнению служащими своих обязанностей (работы) в государственных организациях: в государственных органах, на предприятиях, в учреждениях, иных организациях. Например, государственными служащими признавались и учитель школы, и министр и т. п.; в узком смысле к выполнению служащими своих обязанностей в государственных органах, т. е. лицами, занимающими должности в таких органах. А сами должности не подразделялись на государственные и негосударственные, что теперь закреплено в действующих нормативных правовых актах.
Рекомендуемая литература
Алехин А.П., Кармолицкий А.А. Административное право России. – М., 2007, Зерцало.
Атаманчук Г.В. Сущность государственной службы. – М., 2003.
Государственная служба. Под. ред. А.В. Облонского - М., 1999
Демин А.А. Государственная служба: нормативные акты основных правовых систем. – М., 2005.
Лазарев Б.М. Государственная служба. – М., 1993.
Манохин В.М. Служба и служащий Российской Федерации. Правовое регулирование. – М.,1997
Овсянко Д.М. Государственная служба в Российской Федерации. – М., 1996
Старилов Ю.Н. Служебное право. – М., 1996
Ссылки
- Подробнее смотри: Административное право России. А.П. Алехин, А.А. Кармолицкий. – М., 2007, Зерцало. С. 146 - 147 ↑ 1
Выходные данные:
- Просмотров: 1528
- Комментариев: 0
- Опубликовано: 29.01.2011
- Версий: 6 , текущая: 6
- Статус: экспертная
- Рейтинг: 100.0
Автор:
Шохин Дмитрий Владимирович
Ссылки отсюда
Персоны:
Алехин Алексей Петрович; Старилов Юрий Николаевич;
Произведения:Категории:Детализирующие понятия:Власть; Деятельность; Конституция; Норма; Норма права; Устав; Школа.
Ссылки сюда
Категории:
Административное право; Организация правоохранительной деятельности; Теория культуры;
Детализирующие понятия:Бюрократия; Государственный совет (Отечественная история); Исторические условия существования российского государства и права (определяющие факторы); Основные этапы истории государства и права России; Предмет и метод трудового права, его соотношение с другими отраслями права.